Цели: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением дикорастущих и культурных растений, школьный словарик «Растения России»; у учащихся - цветные фишки, книга «Великан на поляне».
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Викторина
1. Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?
2. Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?
3. Почему полевок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?
4. Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
В. Викторов
Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты...
2. Проверка домашнего задания
— Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (Ответы детей.)
(Можно использовать КИМы (тест 15, с. 21).)
III. Самоопределение к деятельности
— Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Похожи тем, что это деревья. Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево, яблоня — лиственное, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек.)
— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник —растение леса.)
— Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Похожи тем, что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растет повсюду, а помидоры сажает в огороде человек.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)
- Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения, на какие группы их можно разделить.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека — лен, хлопок. Лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
- Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен и т. д.)
- А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
Есть растения, которые растут независимо от человека.
- Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т. д.)
- А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
- Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)
- Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.
- Ответьте на вопросы на с. 69.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 25).
(Самостоятельное выполнение.)
V. Физкультминутка
Жил один садовод.
Он развел огород.
Приготовил старательно грядки.
(Показать, как копал грядки.)
Он принес чемодан,
(Показать, как нес чемодан.)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена —
(Присесть, затем встать.)
Садовод любовался на всходы.
(Показать восхищение.)
Утром их поливал,
(Показать, как поливал.)
На ночь их укрывал
(Показать, как укрывал.)
И берег от холодной погоды.
(Учащиеся садятся, учитель продолжает.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей.)
- А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? (Можно посмотреть в словаре.)
Из словаря С.И. Ожегова: легенда - это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.
- Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд. Прочитайте текст на с. 70 учебника.
- Что вас удивило?
(Учащиеся обмениваются мнениями. Далее работают с книгой «Великан на поляне». Вариант 1 читает легенду о растении кукушкины слезки, вариант 2 - о растении одолень-трава.)
- Почему эти растения так назвали?
- Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.
(Учащиеся придумывают истории и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом. Можно рекомендовать детям прочитать дополнительную информацию в школьном словарике «Растения России».)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?
— Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным?
Домашнее задание
1. Учебник: задания по схемам (с. 69).
2. Найти другие легенды о растениях. Подготовить о них сообщение.
Легенда о Васильке (инсценировка)
Учитель. Сейчас мы расскажем вам украинскую легенду. (Звучит украинская песня. Появляется бабка, вздыхает.)
Бабка. О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не приложу.
(Входит дед.)
Дед. Что стряслось-то? Что ты все вздыхаешь да охаешь?
Бабка. Как же не горевать-то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь, а у нас беда у порога!
Дед. Да что за беда-то? Не томи меня, говори!
Бабка. Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил.
Дед. Ну и что с того? Какая в том беда?
Бабка. А вот какая... Сказывают люди — русалка там живет. Не дай бог, заманит она его в свои сети колдовские!
Дед. Не бойся, старая, вырос наш Василий добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе. Ему ли за русалкой идти!
Бабка. И правда. Хорош наш сыночек! Сильный, крепкий... А глаза-то голубые, как небо! Да только ходит он невесел, все думает о чем-то. Женить бы его поскорее!
Дед. И то верно! (Уходят. Появляется Василий.)
Василий. Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку, и сразу полюбилась она мне. Как смотрит она мне в глаза да каким зовет нежным голосом. Нет сил удержаться, пойду к ней! (Смена декораций. Берег пруда.)
Василий. Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка?
Русалочка. Здесь, давно жду той минуты, когда ты придешь.
Василий. Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем.
Русалочка. Нет, не бывать этому. Это ты ко мне должен прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном моем царстве.
Василий. Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держат меня, не смогу я всю жизнь под водой провести.
Русалочка (гневно). Тогда не бывать тебе человеком! Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь!
(Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василек.)
Русалочка. Ах! Что же я наделала! Погубила я своего Василия! А цветок-то как похож на его глаза. И такой же нежный и красивый, как Василий! Как же быть мне теперь? (Планет.) Может, вернется он ко мне? Буду у неба просить, чтобы вернуло мне Василия. Может, ручейками с неба придет ко мне мой Василий.
(Смена декораций. Появляются дед да бабка.)
Бабка. Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька.
Дед (утирая слезы). Да, не уберегли, пропал наш Васенька, как в воду канул.
Бабка. А я вот цветов собрала. Они в поле появились, сразу как сынок наш пропал. Уж очень они мне Василька нашего напомнили.
Дед. И правда, синие, как его глаза.
Бабка. Буду теперь смотреть на них да о сыночке думать.
(Звучит украинская песня.)
Учитель. Напрасны были ожидания русалки. Крепко держится василек корнями за свою пашню.
Дикорастущие травы
Мать-и-мачеха. Это небольшое травянистое растение высотой 10—25 см. Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых теплая, бархатистая, и ее сопоставляют с матерью, а верхняя — холодная, гладкая, ее сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, еще до появления листьев. Еще веет зимним холодом от реки и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится — прямо посреди прошлогодней травы — солнечная капелька на мохнатом стебельке. Еще и листьев нет, а он уже цветет, и спешат к ранним цветкам-фонарикам пчелы, шмели, бабочки. Бывает, перепадет ночью заморозок, желтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день.
Медуница. Медуницу еще называют «цветок-колдунья». Почему? Наверное, потому, что от весны до осени она четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается медуница вскоре после мать-и-мачехи, колокольчики у нее поначалу розовые. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые — опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда цветки начинают отцветать, они становятся синими, поблекшими. Но отцветают тоже поочередно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу четырех оттенков. Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Недаром о нем пишут поэты, говорится о нем и в народных сказках, легендах.
Первоцвет. Цветок этот известен всему миру как примула. В России его еще называют «первоцвет весенний». Растет в светлых лесах, на полянах и лугах. Цветет в апреле-мае. Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев — морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями.
Цветок этот напоминает связку золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В Средние века о примуле была сложена такая легенда.
Сторожил будто бы апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключи цветок.
Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слезы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи — каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна.
Культурные растения
Пшеница. Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная наша кормилица — пшеница. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Ее сеют во всех странах мира.
Самые распространенные сорта пшеницы — твердые и мягкие. У твердой пшеницы зернышко твердое, а у мягкой — мягкое, мучнистое. Твердые сорта пшеницы самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют в странах с более холодным климатом.
Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сделать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получаются из твердых сортов пшеницы.
Рожь. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает, поэтому ее сеют там, где холодное лето, — на севере.
У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Ее стебель выше человеческого роста.
В России рожь растет лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.
Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых. Из ржи также получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.
Гречиха. Гречневая каша — богатырская еда. Она вкусная и питательная. Поел немного — и уже сыт. Гречневая каша дает силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уважением. Ее называли княгиней. Гречневую кашу подавали и к царскому обеду, и к крестьянскому, и к солдатскому.
Из чего же получается гречневая каша? Чтобы получить гречневую кашу, люди выращивают гречиху. Гречихой ее назвали потому, что привезли на Русь из Греции. Это случилось очень давно.
Когда цветет гречиха, не видно ни зелени, ни земли — сплошной бело-розовый ковер из цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчелы - собирают нектар и опыляют цветки. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные орешки. Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!