Цель: познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы земной поверхности; работать со схемой.
Оборудование: картинки, фотографии с изображением гор и равнин, презентация «Горы у учащихся — цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаем им удачи.
Выходите! Кто готов?
— Для чего предназначен компас?
— Как работают с компасом?
— Как можно определить стороны горизонта по коре деревьев?
— Как можно определить стороны горизонта по муравейнику?
— Как можно определить стороны горизонта по березе?
— Как можно определить стороны горизонта по мхам и лишайникам?
— Какие еще признаки ориентирования вам известны?
— Можно ли в лес ходить без взрослых?
— Как называется умение находить стороны горизонта?
— Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
— Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?
— Какая сторона противоположна западу?
— С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
(Можно использовать КИМы (тест 47, с. 68-69).)
III. Самоопределение к деятельности
— Я буду зачитывать определения из толкового словаря С.И. Ожегова, а вы догадайтесь, о чем идет речь.
• Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. (Гора, холм.)
• Ровная земная поверхность. {Равнина.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О горах и равнинах.)
— Кто видел горы? А равнины? (Ответы детей.)
— Как можно назвать горы и равнины? (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 78 учебника. (Формы земной поверхности.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте, какие задачи предлагает нам выполнить Муравьишка.
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите фотографии на с. 78 учебника. Объясните, чем различаются формы земной поверхности. (Ответы детей.)
— Проверьте свои ответы. Прочитайте текст под фотографиями.
— Сформулируйте вопросы к выделенным словам, задайте их классу.
Примерные вопросы
1. Какие основные формы земной поверхности существуют? (Равнины и горы.)
2. Что можно увидеть на равнинах? (Холмы и овраги.)
3. Как называют ряд гор? (Горный хребет.)
— Рассмотрите схему на с. 79 учебника. Сравните по схеме холм и гору.
— Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже.
— Отгадайте загадку.
Носит бабка Снежную шапку, Каменные бока Закутаны в облака. (Гора.)
V. Физкультминутка
Вверх на солнце посмотрели,
(Поднять голову кверху — потянуться к солнышку.)
И нас лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
(Взмахи руками.)
Дружно хлопаем,
(Хлопки в ладоши.)
Ногами топаем.
(Топать ногами.)
Хорошо мы погуляли
(Шаги на месте, вдох-выдох.)
И немножечко устали.
(Сесть за парту.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте текст Н. Сладкова «Красота гор» на с. 80—81. Рассмотрите фотографии.
(Можно показать презентацию «Горы».)
— Что вас поразило, удивило в прочитанном рассказе? (Ответы детей.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1-3 (с. 32-33). (Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 81, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вспомните, какие задачи поставил перед нами Муравьишка в начале урока. Все ли мы выполнили?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 78-79, запомнить части горы и холма.
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 33).
Сказка про овраг
(Эту сказку можно разыграть в лицах в группе продленного дня.)
Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина — ее дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметнее.
Рытвина. Спасибо вам, холмы, что воду в меня льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.
Первый холм. Мы не нарочно в тебя воду льем, она сама с нас стекает. Так что благодарить нас не за что.
Второй холм. Ты нам совсем не нравишься — ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.
Рытвина. Хотите вы или не хотите, а я все равно расти буду.
Прошли годы. Все это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.
Овраг. Вот я какой большой — десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.
Первый холм. Вот беда, так беда, сейчас у него ветви появляться начнут, и тоже от нашей воды.
Второй холм. А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет.
Тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.
Первый холм. Ура! Подмога пришла! Сейчас люди все склоны оврага кустами да деревьями засадят, очень трудно теперь воде будет землю размывать.
Второй холм.И станет овраг расти намного медленнее. А придет время, он и совсем расти перестанет - в балку превратится.
Искусственные холмы
Чаще всего холмы образуются естественным путем - их создает природа. Холмистая поверхность получается в результате различных природных процессов. Если поднимается, например, какой-нибудь участок суши, на обнажившуюся из-под вод ушедшего моря поверхность воздействуют ветер, реки, подземные воды. Часть земли обваливается, оползает, оседает на дне моря. В результате образуются холмы.
Но иногда холм может иметь искусственное происхождение. Это значит, что он был насыпан людьми. Прежде всего, это могильные курганы. Их насыпали в древности над могилами умерших.
Искусственные холмы могут появляться и иначе. Если на каком-то месте долго живут люди, там образуется культурный слой. Культурным называется слой земли на местах поселений, состоящий из строительного и хозяйственного мусора, перегнивших останков растений и животных, углей и золы от печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной.
Культурный слой образуется медленно — в течение веков и тысячелетий он растет и утолщается неуклонно, постоянно, ежедневно и ежечасно. Чем больше человек трудится, чем больше строит, тем быстрее растет культурный слой.
В результате на месте поселения появляется холм. Чем древнее поселение, тем выше холм. На окраинах Москвы толщина культурного слоя не превышает 10 см, а в центре, по заявлению археологов, достигает 8 м. В Новгороде культурный слой составляет 9 м. На месте древних городов Месопотамии (там, где сейчас расположено современное государство Ирак) сохранились холмы высотой около 20 м. А в Средней Азии остались искусственные холмы высотой до 34 м!
Горы
На Земле есть много горных хребтов. Самые высокие горы — Гималаи. Они находятся на территории государств Непал, Индия и Китай. Здесь находится самая высокая вершина мира гора Джомолунгма (другое название — Эверест). Ее высота 8848 м над уровнем моря. Севернее Гималаев расположена горная страна Тибет, или Тибетское нагорье. На Тибетском нагорье есть и равнины, и горные хребты высотой до 7 км. Северо-западнее Тибета расположены горные хребты Каракорум, Гиндукуш и Памир, севернее — Тянь-Шань.
Теперь взгляните на физическую карту Европы. Между Черным и Каспийским морями расположены Большой Кавказский хребет (самые высокие вершины — Эльбрус высотой 5642 м и Казбек высотой 5033 м) и Малый Кавказский хребет. Еще в Европе расположены Альпы, Апеннины, Пиренеи, Карпаты.
Горные хребты есть в Северной и Южной Америке, в Австралии. Есть они и в покрытой вечными льдами Антарктиде. Недра Земли не спят и в наше время и периодически дают о себе знать. В Древнем Риме считали, что в недрах горы Этна на острове Сицилия находится кузница бога Вулкана. Поэтому все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:08 0 | ||
|