Цели: познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать иллюстрации учебника; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: кроссворд (на доске или на отдельных листочках), анаграммы на доске, термометры разных видов, стаканы с теплой и холодной водой.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Кроссворд «Живая и неживая природа»
1. Тронь, только тронь —
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава.
Как огонь. (Крапива.)
2. Летом бежит,
А зимой стоит. (Река.)
3. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
5. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце.)
6. В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище — холодища. (Холодильник.)
7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Елка.)
— Найдите среди отгадок объекты живой и неживой природы.
— Какие предметы вы не назвали? Почему?
2. Проверка домашнего задания
— Покажите рисунки, которые вы выполнили дома. (Можно использовать КИМы (тест 5, с. 11). Выполняется под руководством учителя.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске анаграммы.)
МТНУА
ДРУАГА
ЖЬДОД
ПЛСТОАДИ
— Попробуйте разгадать зашифрованные слова. (Туман, радуга, дождь, листопад.)
— Как все это можно назвать одним словом? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Явления природы.)
— А о чем еще пойдет речь на уроке, вы узнаете, ответив на вопрос: что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру.)
— Каким прибором измеряют температуру? (Градусником, термометром.)
— Так о чем еще мы поговорим сегодня? (О термометрах, о том, как надо измерять температуру.)
— Какие учебные задачи мы поставим? (Ответы детей.)
— А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 9, вверху).
— Прочитайте текст на с. 28 учебника.
— Допишите определение.
2. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки на с. 28. Прочитайте задание к ним. Выполните его в парах. (Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.)
— Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры. (Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы; листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 9).
— Рассмотрите рисунки.
— Выполните задание.
— Сколько вы знаете времен года? (Четыре: весна, осень, лето, зима.)
4. Работа по учебнику
(Класс делится на четыре группы. Работа по рисункам на с. 29 (по одному рисунку на группу). Учащиеся должны определить, какое время года изображено, и назвать три признака этого сезона.)
Первая группа — зима
1. Лежит снег.
2. Замерзла вода в реке, превратилась в лед.
3. Нет листвы на деревьях.
Вторая группа — весна
1. Тает снег, появляются проталины.
2. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень.
3. Небо ясное, солнечно.
Третья группа — лето
1. Стало тепло.
2. Цветут все растения, на деревьях зеленые листья.
3. Небо чистое, ясное.
Четвертая группа — осень
1. Листья меняют свою окраску.
2. Становится холоднее.
3. Увядают, желтеют растения.
V. Физкультминутка
Упражнение «Кислород в мозг»
(Указательным пальцем правой руки закрываем правую ноздрю, глубоко вдыхаем, пальцем левой руки закрываем левую ноздрю, выдыхаем, и так три раза поочередно.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 9, внизу).
— Прочитайте на с. 30 учебника, что такое термометр.
— Допишите определение.
2. Беседа, работа по учебнику
— Посмотрите внимательно на термометры, изображенные на с. 30. Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются? (Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)
— Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы? (Ответы детей.)
В медицинском термометре шкала начинается с 34 °С, так как нормальная температура тела человека 36,6 °С. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37 °С. Самая высокая отметка 42 °С, так как выше температуры у человека быть не может.
— Какая шкала у водного термометра? (От 0 до 50 °С.)
— Какая шкала у уличного термометра? (От -50 до +50 °С.)
Мама градусник купила
И на стенку прикрепила.
Мамочка, а кто больной?
У соседей? За стеной?
— Что ты, милая Лалик,
В нашем доме нет больных,
Это градусник для комнат —
Он тепло и холод помнит!
Значит, комната больна,
Может, кашляет она?
Поднялась температура.
Потому глядит так хмуро?
Я больную навещу,
Солнце в форточку впущу!
С. Капутикян
3. Практическая работа
(Выполняется по заданиям учебника (с. 30-31). Опыты демонстрирует учитель. Результаты заносятся в рабочую тетрадь: №2 (с. 10-11).)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 31, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие задания вам понравилось выполнять?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 28, ответить на вопросы к тексту.
2. Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 11).
Загадки
Сверкнет, мигнет,
Кого-то позовет. (Молния.)
Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А верную спутницу мою
Всякий может видеть,
Но никто не слышит. (Гром и молния.)
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск. (Гроза.)
Когда это бывает?
• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег, реки, озера, пруды покрываются льдом. (Поздней осенью.)
• Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми и опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Осенью.)
• Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Зимой.)
• Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Весной.)
• Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Летом.)
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!