Цели: формировать представления о многообразии растений, Умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; Учить распознавать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами.
Оборудование: шифр слова «растение» на доске, картинки с изображением растений, фотографии, слайды, презентация «Разнообразие и красота растений», школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные карандаши или фломастеры, альбомный лист.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
— Почему загрязняется вода?
— Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?
— Кто придумал свою загадку про воду?
— Кто приготовил фоторассказ на тему «Красота воды»? (Можно использовать КИМы (тест 12, с. 18).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.) 18, 1, 19, 20,6, 15, 10,6.
— Ребята, с помощью этих цифр зашифровано слово. Кто подскажет ключ к шифру? (Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.)
— Расшифруйте это слово. (Растение.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях.)
— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения.)
— А что вы уже знаете по этой теме? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные.)
— Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте в учебнике, что говорит об этом наш Муравьишка.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите схему на с. 56. Выполните задание.
— Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже.
2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 19).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
3. Работа по учебнику
— Прочитайте вопросы на с. 57. Обсудите их в парах.
— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 140.
4. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 19).
(Работа в парах.)
— Какое слово вы вставили в первое предложение? (Хвойных.)
— Какое слово вы вставили во второе предложение? (Лиственных.)
V. Физкультминутка
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику
2. Работа над загадками
— Отгадайте загадку и скажите, к какой группе можно отнести эти растения.
• Не огонь, а жжется. (Крапива — трава.)
• Красненькая матрешка, беленькое сердечко. (Малина - кустарник.)
• Этой бабке сто лет, горба у нее нет,
Высоконько торчит, далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна — дерево.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 3 (с. 19).
(Самостоятельное выполнение. Проверка — сначала в парах, затем коллективная. Названия деревьев, кустарников, трав нужно проговорить вслух.)
Деревья: береза, рябина, ель, дуб, тополь, клен, сосна, лиственница, кедр...
Кустарники: сирень, калина, орешник, ива, смородина, шиповник, малина, крыжовник...
Травы: одуванчик, мать-и-мачеха, репейник, колокольчик, ромашка, зверобой, мята, душица...
(Учитель показывает картинки с изображением этих растений, фотографии, слайды.)
4. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте рассказ «Красота растений» на с. 58. Обсудите его. (Учащиеся читают рассказ, обсуждают. Если есть возможность, учитель показывает презентацию «Разнообразие и красота растений».)
— Какую пользу приносят человеку растения? (Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания и строительные материалы, еще есть различные лекарственные растения.)
— Какой вывод из этого можно сделать? (Растения надо беречь.)
5. Творческое задание
(Учащиеся выбирают один из вариантов работы.)
1. Нарисовать сказочный цветок.
2. Придумать и описать фантастическое растение.
3. Сочинить рассказ «Что было бы, если бы на Земле исчезли растения?». И т. д.
(Можно рекомендовать учащимся прочитать дополнительную информацию в школьном словарике «Растения России».)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 59, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Что нового вы узнали по этой теме?
— Что показалось вам самым интересным?
— Что еще вам хотелось бы узнать о растениях?
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 20).
2. Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений».
3. Прочитать в книге «Зеленые страницы» рассказ о растении. Подготовить о нем сообщение.
Какие бывают растения
Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения живут на лугах, в лесах, в степях и высоко в горах, в безводных пустынях
Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Например, в Московском ботаническом саду летом ежегодно цветет тропическое водное растение виктория-круциана. Листья ее так велики, что на них, как на плот, садится трехлетний ребенок и лист свободно держится на воде. А у сорного растения мокрицы листья меньше ногтя. У некоторых растений листья превратились в крошечные зеленые чешуйки, а у некоторых — в колючки, как, например, у кактуса, верблюжьей колючки и многих других.
Загадки
О деревьях
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина.)
О травах
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника.)
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка.)
Кто ни прикасается,
За того цепляется,
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репейник.)
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На короткой толстой ножке
Все дремал он на дорожке,
А проснулся — улыбнулся:
Вот пушистый я какой,
Удивляю всех красой! (Мать-и-мачеха.)
А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха!
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик.)
Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)
Пушистый, белый, а не зайчик.
Он просто... (одуванчик).
Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, да и сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!
Из одуванчика варят мед и варенье. Из его корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.
О кустарниках
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Черная и красная смородина.)
Знаете ли вы, что...
• Василек является лекарственным растением. На поле он сорняк, а в медицине — целитель. Значит, надо беречь любой цветок, сохранять его для других поколений.
• Лесной цветок ландыш занесен в Красную книгу. Этот цветок постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом.
• Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!