Цели: дать представление о культурных и образовательных учреждениях; познакомить с первым музеем России — Кунсткамерой.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость посещения культурных учреждений; научатся различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры; извлекать из текста учебника нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста.
Оборудование: карточки с описанием ситуаций, картинки и фотографии с изображением учреждений культуры и образования.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа над загадками
Словно рубанок, землю строгаю,
Делать дороги я помогаю.
Где новостройки — всюду вниманье
Славной машине
С трудным названьем. (Бульдозер.)
Плывет белый гусь —
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта.)
Для этого коня еда —
Бензин, масло и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется. (Машина.)
Я зашел в зеленый дом,
Больше суток пробыл в нем.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом. (Поезд.)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет.)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро.)
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл.)
2. Работа по карточкам
— Знаете ли вы, как надо вести себя в транспорте? (Ответы детей.) Сейчас мы это проверим.
(Учитель раздает детям карточки с описанием ситуаций. Ученик читает текст и говорит, как он поступит.)
Карточка 1
Ты вошел с мамой в автобус и увидел своего друга.
Карточка 2
Ты сидишь в автобусе. На остановке вошел пожилой мужчина.
Карточка 3
Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было только одно (несколько).
Карточка 4
Вы с другом громко смеялись и разговаривали в автобусе. Один из пассажиров сделал вам замечание.
Карточка 5
Тебе нужно выходить. А впереди стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам?
(После обсуждения последней ситуации учитель напоминает об остальных правилах поведения в транспорте.)
1. Без родителей маленьким детям нельзя ездить в транспорте.
2. В автобусе и троллейбусе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
3. Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров. Это особенно важно, потому что в городском транспорте двери открываются автоматически.
4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
5. Принято уступать место пожилым людям. (Можно использовать КИМы (тест 26, с. 36).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске картинки с изображениями школы, музея, цирка, гимназии, концертного зала, театра, института.)
— Рассмотрите картинки. Как назвать все, что изображено на них, одним словом? (Ответы детей.)
— Это учреждения. На какие две группы их можно разделить? (Ответы детей.)
— Догадайтесь, о чем мы будем говорить на уроке.
— Прочитайте тему урока на с. 120 учебника. (Культура и образование.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите фотографии на с. 120. Назовите друг другу учреждения, которые вы на них видите.
— Прочитайте текст на с. 121.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради №1-3 (с. 48-49).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
V. Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст «Какие бывают музеи» на с. 122—123 учебника.
— Составьте к нему вопросы и задайте их классу.
— Какую роль играют в вашей жизни учреждения культуры и образования? (Ответы детей.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 123, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем вы узнали сегодня на уроке?
— Все ли задачи урока мы выполнили?
Домашнее задание
1. Вместе со взрослыми посетить музей и рассказать о нем.
2. С помощью Интернета совершить воображаемую экскурсию в любой интересный для вас музей.
3. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 49).
***
Да, оказывается, всему в жизни надо учиться. Сначала — в школе. Каждому мальчику, каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой. Все ребята у нас имеют право учиться. Более того, учиться они обязаны. Ведь если не учиться, вот что может получиться: взялся бы неуч дом строить — стена бы завалилась; пошел бы в моряки — корабль бы на мель посадил; решил бы стать портным — людей бы насмешил: рукав — на спине, воротник — на животе.
И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн по золотому полю или самолеты в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, перво-наперво тебе нужно учиться. Школа — начало пути к любой профессии.
Школьные науки даются нелегко. Иной раз вовсе не хочется готовить уроки, лучше бы погулять, поиграть, посмотреть телевизор. Вот школа и учит ребят делать не то, что сию минуту хочется, а то, что надо, учит упорству, настойчивости, учит учиться.
В школе 11 классов. Это как бы первые 11 ступеней бесконечной лесенки знаний. Чем выше поднимаешься по ней, тем дальше видно вокруг. Но последний класс школы — вовсе не последняя ступенька знаний. Многие ребята идут в училища, техникумы, где вместе со знаниями приобретают профессию. Но даже после того, как человек приобретет профессию, он не должен переставать самосовершенствоваться.
Врач-хирург не смог бы сделать новую, вчера еще казавшуюся невозможной операцию, не разобравшись в новейшей аппаратуре. Агроном не вырастил бы новых сортов растений, если бы не узнал об их свойствах и способах выращивания. А учитель! Он хоть и учит других, но и сам обязательно должен все время учиться. Иначе безнадежно отстанет от жизни. Учатся даже самые знающие люди на свете — профессора, академики, известные на весь мир ученые. Словом, учатся все — от мала до велика, все время пополняя свои знания.
Вот почему 1 сентября не только школьный праздник, а праздник всего нашего народа, людей всех возрастов и профессий. И называется он Днем знаний. День знаний бывает только раз в году, а добываются все эти знания каждый день, из года в год, всю жизнь.
Музеи
Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Такие собрания, или коллекции, оружия, книг, украшений во времена Древней Руси хранили в соборах и монастырях.
Простой народ лишь понаслышке знал об этих сокровищах: их почти никому не показывали. Только в 1719 г. при Петре I открыли в Петербурге Кунсткамеру — собрание диковинок для всеобщего обозрения. Это был первый русский музей.
С тех пор у нас появилось немало государственных музеев. В них собраны картины, скульптуры, рукописи, самые различные вещи. Есть еще тысяча народных и школьных музеев.
Музеи бывают разные. Зоологические — в них чучела животных, коллекции насекомых и бабочек. Геологические — там собраны образцы минералов. Есть музеи ботанические, театральные, музыкальные.
В Москве на Красной площади находится Государственный исторический музей. В его залах можно увидеть прошлое и настоящее нашего народа.
Первая в мире электрическая лампа, первое в мире радио, первая атомная электростанция, первый искусственный спутник Земли... Все эти важные изобретения русских ученых и инженеров и достижения техники можно увидеть в Политехническом музее.
Бесценные художественные сокровища — картины и скульптуры, вазы, гравюры — хранятся в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Третьяковской галерее в Москве и других художественных музеях.
В краеведческих музеях многих городов тоже хранится история, но только одного края, области, города.
Первый «видеомузей» создали итальянские инженеры. На видеопластинке диаметром 30 см они запечатлели всю экспозицию (и весь интерьер) римской картинной галереи Палаццо Спада. В ее залах выставлены произведения видных художников XIV—XVII вв. Запись на пластинке осуществляется лазерным лучом, а воспроизводится на экране цветного телевизора и сопровождается специальными комментариями. Все это создает впечатление настоящей экскурсии по галерее. С помощью компьютера маршрут можно выбрать самому, на несколько минут остановиться, чтобы получше разглядеть картину. Продолжительность экскурсии — 25 мин, количество изображений — 5000. Пластинка способна вмещать 54 000 изображений, продолжительность просмотра 72 мин.
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:11 +1 |
Валентина Николаевна Олейникова # 4 января 2020 в 16:16 0 |