Цели: познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлем и его архитектурными памятниками; воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за нее.
Планируемые результаты: учащиеся осознают значение Кремля для жителей России; научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; читать текст учебника и находить в нем нужные сведения.
Оборудование: картинки и фотографии с изображением Кремля и Красной площади.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Когда была основана Москва?
— Кто был основателем?
— Где был заложен город?
— Что такое план города?
— Что изображено на гербе Москвы?
— О каких достопримечательностях Москвы вы узнали дома? (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно.
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
М. Лермонтов
— О какой достопримечательности Москвы говорится в стихотворении? (О Кремле.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О Кремле.)
— Прочитайте тему урока на с. 102 учебника. (Московский Кремль.)
- Кто уже видел Кремль? Вы будете моими помощниками на уроке.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
- А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Что вы знаете о Кремле? (Ответы детей.)
- Прочитайте текст на с. 102-103 учебника. Задайте вопросы по тексту.
- Прочитайте задание 1 нас. 103.
- Что вы можете рассказать об этих достопримечательностях? (Ответы детей.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 46-47).
(Самостоятельное выполнение.)
V. Физкультминутка
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам шлеп! шлеп!
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай,
Можешь хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой,
Вправо можем,
Влево можем
И крест-накрест руки сложим.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
(Учащиеся читают текст на с. 104-106, отвечают на вопросы. Затем рассматривают фотографии на с. 106-107, описывают достопримечательности, изображенные на них.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №3 (с. 48).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 107, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Все ли учебные задачи урока мы выполнили?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- О чем еще хочется узнать?
Домашнее задание
1. Учебник: задание 2 (с. 103).
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 49).
3. Найти и принести фотографии, выполнить рисунки Кремля. Для тех, кто был в Кремле, — подготовить рассказ о своей поездке.
Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм — место слияния узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой как слеза Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.
Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором — тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.
Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.
Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, самая старейшая?»
— Я, — гордо ответит Тайницкая башня, — меня мастера первой руки построили в 1485 г. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: колодец и подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было.
— А самая молодая?
— Конечно же, я — Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
— А самая высокая?
— Я — Троицкая башня, я — башня-великан. Рост мой 80 м.
— А самая маленькая?
— Мал, да удал — это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и 14 м нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.
— Сколько же всего вас, башен?
— Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история.
Как много могли бы еще рассказать о себе башни Кремля! Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей — Соборной площади Кремля. Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 г. Ее окружают три величавых собора — Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.
Площадь трех соборов в ее современном виде возникла в конце XV в. при великом московском князе Иване III, смелом, волевом и решительном человеке. У каждого собора свой облик и назначение. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор — домовая церковь великого князя.
В 1509 г. был закончен и Архангельский собор — самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец Архангельский собор — это усыпальница московских князей и царей.
Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда ни пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь его золотую шапку. Высок и строен Иван Великий. В былые времена путники видели его за десять верст от Москвы. Бело- золотую кремлевскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».
Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, поднимала стража мосты надо рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!