Цели: познакомить с целями и задачами раздела; расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к родному краю, Родине.
Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: глобус, физическая карта России, герб, флаг России, картинки с изображением родной природы и представителей разных народов России, герб родного города, школьные словарики, энциклопедии, памятки (для каждого ученика); у учащихся — конверт со знаками оценки своих достижений (на каждом уроке).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в увлекательное путешествие. Нашим путеводителем будет книга А. А. Плешакова «Окружающий мир». Вы видите, что она, как и в 1 классе, состоит из двух частей.
- Кто нарисован на обложке первой части учебника? (Белка.)
— Рассмотрите условные знаки на с. 1. Они вам знакомы? Что вы можете о них сказать? (Да, они нам знакомы, мы с ними встречались в учебнике для 1 класса.)
— Какие герои нам помогали в 1 классе? (Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.)
— Посмотрите, остались ли они с нами во 2 классе. (Да, Муравьишка вновь готов нам задавать вопросы, а Мудрая Черепаха поможет правильно сделать вывод.)
— Откройте содержание на с. 142. Познакомьтесь с разделами, которые мы будем изучать в этой части.
(Учащиеся читают содержание, называют разделы.)
— Анализируя содержание, что вы можете сказать о работе, которую мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, после каждого раздела будем проверять себя и оценивать свои достижения, еще нас ждут странички для любознательных.)
Нам вновь понадобится конверт с оценками своих достижений.
— А чем отличается этот учебник от учебника для 1 класса? (Здесь больше текста.)
Конечно, вы уже второклассники, вы научились читать и можете самостоятельно прочитать любую информацию.
Вспомним правила обращения с книгой.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку береги,
Не ломай, не мни, не рви.
Памятка. Правила обращения с книгой
1. Книгу содержи в чистоте.
2. Не перегибай книгу.
3. Лист переворачивай за верхний угол.
4. Не вырывай листы из книги.
(Памятки можно раздать детям.)
— Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках? (Рабочая тетрадь, внутри тетради — научный дневник, атлас- определитель «От земли до неба», электронное приложение к учебнику, тесты.)
(Учащиеся знакомятся с пособиями.)
А также нашими помощниками будут школьные словарики, энциклопедии, Интернет.
(Учитель показывает словарики, энциклопедии.)
А теперь давайте вспомним, как нужно готовить домашнее задание к уроку.
Памятка. Как нужно готовить домашнее задание
1. Вспомнить, не открывая учебник, о чем ты узнал на прошлом уроке:
а) о чем рассказывал учитель;
б) какие ставили опыты;
в) какие рассматривали таблицы, рисунки, карты.
2. Прочитать в учебнике вопросы к уроку, ответить на них.
3. Прочитать текст учебника.
4. Подготовиться отвечать по теме урока:
а) составить план ответа;
б) пересказать материал по плану (стараться не просто рассказывать, но и доказывать свои знания примерами из жизни, наблюдений, опытов, просмотренных передач, прочитанных книг);
в) сделать вывод.
5. Открыть учебник и с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверить, как ты усвоил материал.
6. Выполнить задания учебника.
(Памятки можно раздать детям.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. (Где мы живем?)
— Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?
(На доске картинки с изображением родной природы и представителями разных народов России.)
— Посмотрите на картинки и предположите, о чем пойдет речь на уроке. (О нашей Родине.)
— Прочитайте тему урока на с. 4. (Родная страна.)
— С учебной задачей урока нас вновь знакомит Муравьишка. Прочитайте ее.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Ребята, а что вы уже можете рассказать о нашей стране? (Ответы детей.)
— Наша страна отличается от других государств:
• языком, на котором разговаривает народ;
• своими символами;
• историей;
• обычаями, традициями;
• географическим положением.
Россия — самая большая по площади страна в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн кв. км. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. Для сравнения приведу примеры: на нашей территории могут поместиться два таких материка, как Австралия, и пять таких стран, как Индия.
2. Выполнение задания в рабочей тетради №4 (с. 4).
Ответы: Кремль, море, лес, спутник, созвездие, Земля.
3. Работа по учебнику
— Узнаем полное имя нашей страны. Прочитайте текст после вопросов на с. 4.
— Назовите полное имя нашей страны. (Российская Федерация.)
4. Выполнение задания в рабочей тетради
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
№ 1 (с. 3).
— Представьте, что вы встретились с инопланетянином и он попросил написать ему ваш адрес. Пишите адрес красиво, чтобы инопланетянин мог полюбоваться вашим почерком.
(Учащиеся записывают свои адреса.)
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну — наш общий дом.
5. Беседа о гербе и флаге РФ
— Как выглядит наш флаг? А герб? (Ответы детей.) (Учитель показывает символы государства.)
Герб России
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
Флаг России
Белый цвет - березка.
Синий — неба цвет.
Красная полоска —
Солнечный рассвет.
— Ребята, а знаком ли вам герб нашего города?
(Учащиеся или учитель рассказывают о гербе города.)
6. Выполнение задания в рабочей тетради № 2 (с. 3).
— Найдите на рисунке герб России.
— Дома с помощью взрослых узнайте гербы других государств на этом рисунке.
7. Беседа о гимне РФ, работа по учебнику
— О каком символе государства мы еще не сказали? (О гимне.)
— Текст гимна вы видите на с. 5 учебника. Прочитайте его.
— Вспомните, когда исполняется гимн и как его слушают. (Ответы детей.)
8. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику
V. Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнемся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
По коленкам бьем ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала — еще раз!
VI. Продолжение работы по теме урока
Российская семья
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд:
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
— Прочитайте текст на с. 6—7 учебника, рассмотрите иллюстрации.
- Поделитесь новой информацией. (В России живет более 150 народов. У каждого народа свои костюм, свои обычаи, традиции и т. д.)
(Можно использовать школьный словарик «Праздники России» и дополнительный материал к уроку.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 7, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Вспомните, какие учебные задачи мы ставили перед собой. Все ли мы выполнили?
Домашнее задание
1. С помощью взрослых узнать о гербе своего региона (города), а также о представителях народов, населяющих родной край.
2. Выучить два куплета гимна Российской Федерации.
Герб России
Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Ужасный черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Флаг России
Современные флаг и герб, несмотря на их древнее происхождение и долгую историю, были воссозданы недавно, около 10 лет назад. До этого
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо — «Орел». На борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, ходящих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак — флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый цвет — святой Георгий Победоносец, синий — развевающийся плащ всадника, красный - фон, цвет герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность, правду, красный — огонь, отвагу.
Этнические группы
В России проживает более 150 народностей, самыми крупными из которых являются русские, татары, украинцы, чуваши. Языки: русский (государственный), украинский, белорусский, армянский, татарский, узбекский, грузинский — всего более 100 языков.
Родные просторы
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая.
Необъятная страна.
Масленица
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лед,
Пусть весна скорей придет!
Праздник в тундре
Собачьи упряжки,
Оленьи упряжки,
Сверкают на малицах
Медные бляшки.
Охотник кричит рыбаку:
— Э-ге-гей! Моя-то упряжка
Твоей побыстрей!
Над чумами вьются
Дымки-непоседы,
Пекут здесь хозяйки
Лепешки к обеду.
Шаманского бубна
Удары слышны,
Сегодня здесь праздник —
Начало весны.
Малица — верхняя одежда из оленьих шкур. Шьется мехом вовнутрь, надевается через голову.
На Кавказе
На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.
На Кавказе любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селенья.
На Кавказе любят
Пить кефир — айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.
На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.
Степная станица
В стороне степной
Землю сушит зной.
Здесь растят коней,
Как растят детей:
Песни им поют,
Молока дают...
Страна малахита
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
Наш Алтай
Приезжай к нам на Алтай,
Ягод — шапкой собирай!
Здесь бежит Катунь-река,
Здесь из пуха облака,
В родниках вода как мед,
А в горах архар живет.
Байкал
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это озеро Байкал
В окруженье диких скал.
На Камчатке
Вдали вулкан дымится,
Над сопками туман —
Здесь Родины граница,
Здесь Тихий океан.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!