Цели: познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «внешнее» и «внутреннее строение тела человека»; познакомить с частями и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и показывать внешние части тела человека; извлекать из текста нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста.
Оборудование: рисунок «Внутренние органы человека» (или муляж), губка, литровая банка, бельевая веревка длиной 8 м, воздушный шарик\ у учащихся — силуэт человека (по одному на парту), пластилин, принадлежности для лепки.
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Ребята, давайте познакомимся с новой частью учебника. Она лежит перед вами. Как называется этот учебник? (Окружающий мир.)
— Кто его автор? (А.А. Плешаков.)
Этот учебник является продолжением серии учебников, с которыми мы работали в 1 классе и в первом полугодии 2 класса. Чтобы нам легче было ориентироваться в учебнике, в нем используются знакомые нам условные обозначения.
(Учащиеся рассматривают таблицу на с. 2, называют условные знаки, объясняют их смысл.)
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению раздела «Здоровье и безопасность».
— Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитайте текст на с. 3.
— Давайте узнаем тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку-
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек.)
— Предположите, о чем будем говорить на уроке. (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 4. (Строение тела человека.)
— Что вы уже знаете по этой теме? Что хотите узнать? (Ответы детей.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
- Прочитайте задачи урока в учебнике.
III. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы изучали ранее. Расскажите о строении тела животных. (Ответы детей.)
- А теперь давайте попробуем разобраться, как устроено тело человека.
(Класс делится на группы. Учащиеся выполняют задания 1, 2 (с. 4-5).)
2. Моделирование
(На каждой парте лежит силуэт человека. Учащиеся из пластилина изготавливают модель «Внутреннее строение тела человека». Можно предложить сделать эту модель в виде аппликации из цветной бумаги.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с. 3).
(Самостоятельное выполнение.)
- Для чего нам необходимо знать строение нашего тела? (Ответы детей.)
IV. Физкультминутка
(Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают. Водящим может быть любой желающий.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Прочитайте текст А. Дорохова «Как работает наш организм» на с. 6—7. Сформулируйте вопросы к нему и задайте их друг другу.
(Работа в парах. Взаимооценка. После прочтения текста учитель может наглядно проиллюстрировать описание некоторых внутренних органов человека.)
Легкие похожи на две розовые губки.
(Учитель берет в руку губку.)
При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере.
(Учитель сжимает губку.)
Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются.
(Учитель разжимает пальцы, губка принимает свои прежние размеры.)
Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы и перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Полтонны — это 500 кг. Или 500 таких банок воды.
(Учитель показывает литровую банку с водой.)
Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик.
(Учитель показывает спущенный воздушный шарик.)
Дунешь в шарик — он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, например съеденные нами пирожки, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 л еды в него поместиться не может.
Кишечник имеет длину почти 8 м.
(Учитель и два ученика растягивают восьмиметровую бельевую веревку.)
Примерные вопросы к тексту
1. Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма? Почему? (Головной мозг, так как он управляет нашими мыслями, чувствами, движениями, следит за работой главных внутренних органов — сердца и легких.)
2. При помощи какого органа осуществляется дыхание? (Легких.)
3. Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать все тело? (Сердце.)
4. Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Что в нем происходит? (Желудок. Там пища смачивается желудочным соком, измельчается, перетирается в кашицу, т. е. переваривается.)
5. Какой орган «внутренней кухни» похож на извилистый лабиринт? Что в нем происходит? (Кишечник. Там пища окончательно переваривается и впитывается организмом.)
6. На что похожи легкие? (На две розовые губки.)
7. Каков размер сердца человека? (Немногим больше кулака.)
8. Какова длина кишечника? (8м.)
9. Как такой длинный кишечник помещается в животе? (Он свернут очень плотно, напоминает длинный извилистый коридор.)
10. Во что превращается пища, пройдя до конца кишечника? (В прозрачный раствор, который кровь может впитать в себя и разнести по всему организму.)
11. Какую роль в организме выполняет печень? (Помогает переваривать пищу в кишечнике.)
12. Что происходит с непереваренными частями пищи? (Они скапливаются в нижних отделах кишечника. Затем кишечник освобождается от них и очищает организм.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 3-4).
(Самостоятельное выполнение.)
3. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику
VI. Рефлексия
— Назовите внешние части тела человека, покажите их у себя.
— Назовите внутренние органы человека, покажите на своем теле, где они расположены.
— Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма? Почему?
— При помощи какого органа человек дышит?
— Какой внутренний орган называют «мотором» всего организма? Почему?
— Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Что в нем происходит?
— Какой орган помогает кишечнику переваривать пищу?
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Что мы должны были узнать, чему научиться?
— Все ли мы выполнили?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 4—7, ответить на вопросы.
2. Рабочая тетрадь: №3, 4 (с. 4-5).
Что печет печень
Если бы у вас спросили, какой орган нашего тела самый горячий, вы, наверное, оказались бы в затруднении. А между тем его название помогает правильно ответить на вопрос.
Этим органом является печень. Слово «печень» происходит от корня «печь». При понижении температуры внешней среды избыточное тепло вырабатывается в мышцах и печени. Они являются как бы внутренней печкой, согревающей организм.
Без печени организм не может существовать. Этот самый крупный орган, его масса 1,5—2 кг.
В печени происходит разрушение отработавших клеток крови. Печень хранит 0,5 л крови и немедленно отдает ее, если происходит большая кровопотеря. В печени самый большой «склад» углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со «склада».
Все, что попадает в кровь, проходит в печени строгий контроль. Здесь идет разделение питательных веществ, которые всосались через кишки,
разложение жиров с помощью желчи, которая хранится в специальном пузыре. В печени уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживаются отходы и яды.
Прежде чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через печень. В течение одной минуты печень пропускает 1,5 л крови.
(По И. Звереву)
Головной мозг
Головной мозг — «главный командный пункт» организма. Что бы человек ни делал, всем управляет мозг. Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим (управляет нашим дыханием).
Дыхательная система
Воздухоносный путь начинается в носовой полости. Оттуда воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Потом из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки, а потом по двум бронхам попадает в правое и левое легкие.
Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха частицы кислорода, а отдает частицы углекислого газа. Затем кровь несет кислород к каждому органу. А оставшийся в легких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.
Кровеносная система
Органы кровообращения — это сердце и кровеносные сосуды.
Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав все тело, кровь возвращается в сердце. Оно посылает ее в легкие, а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!