Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к осени. Школа России

Урок окружающего мира для 2 класса. УМК А.А. Плешакова

Цели: дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц; показать связь между живой и неживой природой.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе; выступать с сообщениями.

Оборудование: картинки, слайды, видеофрагменты об осени, картинки с изображением животных для игры «Отгадай животное».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что на экскурсии показалось вам самым интересным? (Ответы детей.)

— Что вы записали в таблице, которую заполняли дома? (Можно использовать КИМы (тест 7, с. 13).)

III. Самоопределение к деятельности

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Ф. Тютчев

— О чем говорится в этом стихотворении? (Об осени.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом на с. 36 учебника.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 36—37 и готовят сообщения об изменениях в неживой природе. Затем каждая группа выступает с сообщением, класс дополняет. Учитель может по ходу рассказов демонстрировать слайды, картины, видеофрагменты и т. д.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (с. 13).

— Проверим, хорошо ли вы слушали друг друга. (Самостоятельное выполнение.)

3. Игра «Я — диктор»

— А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

• Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10—12 градусов тепла. (Начало осени.)

• Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. (Конец осени.)

- А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (Чтобы знать, что надевать, взять с собой зонтик или нет.)

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

4. Беседа

- Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором. (Ответы детей.)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле — не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Посмотрите, как красиво кружатся листья!

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

V. Физкультминутка

- А сейчас представьте, что вы — осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 38—39 и готовят сообщения об изменениях в живой природе. Затем каждая группа выступает с сообщением, класс дополняет. Учитель может по ходу рассказов демонстрировать слайды, картины, видеофрагменты и т. д.)

— Вспомните свои наблюдения на экскурсии. Какие осенние явления в живой природе родного края вам удалось увидеть? (Ответы детей.)

2. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

3. Игра «Отгадай животное»

— Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача — отгадать, о каком звере идет речь.

(После того как дети отгадают животное, учитель показывает соответствующую картинку или небольшую презентацию о жизни этого животного в природе.)

• Осенью у меня забот немало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. (Медведь.)

• А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу — мышей-полевок — я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка. {Лиса.)

• Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. {Бобр.)

• Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полосы, а через глаза и уши — черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму. (Барсук.)

• От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — смотрю ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее, объедаю кору деревьев. (Заяц.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 39, в рамке).

Можно также предложить ответить на следующие вопросы.)

— Что такое облачность?

— Что такое похолодание, заморозки?

— Какие явления наиболее характерны для осени?

— Какова связь между температурой воздуха и жизнью растений, диких и домашних животных, а также трудом людей осенью?

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы выполнили?

— Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 14) (можно вместе со взрослыми подготовить фоторассказ).

2. Найти в атласе-определителе информацию о ласточках и стрижах. Узнать, чем они похожи и чем различаются. Можно воспользоваться школьным словариком «Птицы России».

Дополнительный материал

Игра-викторина

(Класс делится на две команды.)

Первый конкурс

(Учитель заранее готовит два букета осенних листьев различных деревьев и кустарников.)

— Чья команда быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев опали листья?

Второй конкурс

— Найдите в каждой группе слов одно лишнее, подчеркните его.

Задание для первой команды:

а) лисица,

медведь,

дятел,     +

заяц,

бурундук;

б) растения,

животные,

воздух,

здание,     +

океан;

в) дождь,

снег,

осадки,

град,

иней.    +

Задание для второй команды:

а) сосна,

пшеница,     +

лиственница,

береза,

клен;

б) комар, жук, синица, пчела, бабочка;

в) почва, море, воздух, мост, вода.

Третий конкурс

— Определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом.

Задание для первой команды:

а) деревья, кустарники, травы — ... (растения);

б) шмель, бабочка, муравей — ... (насекомые);

в) ясно, пасмурно, жарко — ... (погода).

Задание для второй команды:

а) птицы, звери, насекомые — ... (животные)-,

б) дождь, снег, град — ... (осадки);

в) сентябрь, октябрь, ноябрь — ... (осенние месяцы).

Утка-кряква

Утка-кряква является прародительницей наших домашних уток. У самца кряквы голова зеленая, спина и надхвостье черно-зеленые, нижняя часть тела серовато-бурая, верхняя часть крыльев серого цвета. Он называется селезнем.

Крякву следует причислить к самым прожорливым из всех известных нам птиц: она объедает нежные листики, ест почки, ростки и зрелые семена, а также охотится за червями, рыбами, лягушками. Утка ест в течение всего времени, пока бодрствует.

Кряквы, как и домашние утки, ходят, плавают, ныряют и летают, обладают совершенно таким же голосом. Для гнезда кряква отыскивает спокойное местечко под кустарником, а иногда и на деревьях. Небрежно построенное гнездо состоит из сухих стеблей и выстлано пухом. В кладке 8—16 яиц, которые сходны с яйцами домашних уток. Когда вылупятся птенцы, самка в первый день еще обогревает их в гнезде, а затем отправляется с ними к воде.

Перепелка

Перепелку нельзя назвать ни красивой, ни одаренной, но, несмотря на это, она привлекает всеобщее внимание. Пока солнце на горизонте, перепелка сидит тихо между кочек и хвороста на полях, в полдень купается в песке или греется на солнце, а вечером оживляется, и тогда беспрерывно слышится ее щелканье.

Пища ее — зерна, листья, почки и насекомые. Потребностью для нее являются небольшие камешки, способствующие пищеварению. Гнездо она устраивает на поле — это небольшое углубление, выстланное сухими частями растений, в которое перепелка откладывает 8—14 яиц. Самка самоотверженно сидит на яйцах, а когда птенцы вылупятся, водит их по полю — приучает искать корм.

Перепелята весьма самостоятельны, они сами стараются пробить себе дорогу в жизни.

В неволе перепела смело могут быть названы приятными соседями. Они дружат с собаками и кошками. В зоопарках гнездятся и приносят потомство.

***

Плывут паутины под сонным жнивьем,

Краснеют рябины под каждым окном,

Хрипят по утрам петушки молодые,

Дожди налегке выпадают грибные,

Поют трактористы, на зябь выезжая,

Готовятся села ко дню урожая.

А. Твардовский

***

Если встанешь на заре —

Крыши в сером серебре...

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру —

Галки стынут на ветру...

Вьются над парами

Вслед за тракторами.

Разгуляется денек —

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь — на припеке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь —

Пахнет горькая полынь,

Тянет медом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь...

Осень все-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру –

Галки стынут на ветру,

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Е. Благинина

Пословицы об осени

В осеннее ненастье семь погод на дворе — сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Холоден сентябрь, да сыт.

Лето со снопами — осень с пирогами.

В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.

Перелетные птицы

Птицы широко распространены по всему земному шару. Человек встречает их в полярных странах и на экваторе, на воде и на вершинах высочайших гор, в плодородных степях и в пустынях.

Жизнь многих птиц сильно меняется в зависимости от сезона. Сюда относится и такое удивительное явление, как осенний перелет птиц из наших мест в теплые страны и весеннее возвращение. Птиц, совершающих такие перелеты, называют перелетными. Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют оседлыми. Оседлых птиц всего около 20% видов от общего числа.

К оседлым птицам относятся голуби, воробьи, сороки, галки, рябчики, тетерева, лесные совы, ястреба.

К перелетным птицам относят ласточек, стрижей, кукушек, соловьев, журавлей и др.

Отлет птиц идет в определенном порядке. Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, иволги, кукушки, горихвостки, ласточки и т. д. Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее, с этим связан более поздний отлет дроздов, перепелов, куропаток.

Загадки о птицах

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей).

 

Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота.

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

 

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели.

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

 

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

 

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что — пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит... (сорока).

 

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!» —

И ставит подпись: ... (дятел).

 

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и... (совы).

Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)

Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир

Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»

Нет комментариев. Ваш будет первым!