Цели: провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за зимними природными явлениями; проводить исследование.
Оборудование: карточки со следами зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, мыши, волка, лупы, линейки; у учащихся - кормушки для птиц.
Предварительная подготовка: детей заранее предупреждают об экскурсии, чтобы они оделись по погоде; несколько учеников готовят сообщения о зимнем времени года; все учащиеся делают кормушки для птиц.
I. Организационный момент
(Перед началом экскурсии учитель просит детей вспомнить правила поведения на природе.)
II. Работа по теме урока
1. Подготовка к экскурсии
Во время экскурсии нам предстоит выполнить ряд задач.
1. Понаблюдать, как изменились по сравнению с осенью погода, цвет неба, внешний вид леса (парка).
2. С помощью рейки с делениями определить глубину снега.
3. Рассмотреть лиственные деревья и кустарники, найти на их ветках почки, а на некоторых — плоды и сухие листья.
4. Рассмотреть хвойные деревья и их шишки.
5. Рассмотреть высохшие стебли высоких трав и найти на них плоды и семена.
6. Лопаткой раскопать снег и узнать, как зимуют под ним некоторые растения.
7. Понаблюдать за птицами и дать им корм.
8. Постараться отыскать следы животных на снегу и научиться их распознавать.
9. Постараться отыскать следы «работы» животных: поврежденные веточки и шишки.
10. Если представится возможность, понаблюдать за зверьками:
2. Экскурсия
Привал «Неживая природа зимой»
По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко стоит на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы — это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными.
- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
- Что такое снег? Из чего он состоит? (Ответы детей.)
Правильно, снег — это множество красивых снежинок.
(Сообщение ученика о снежинках.)
Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики — это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки ложатся неплотно друг к другу, поэтому снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый.
(Учитель предлагает детям рассмотреть снежинки под лупой.)
— Что вы можете сказать о снежном покрове в настоящее время?
(Учащиеся рассматривают снег, разгребают его и на основе своих наблюдений дают ответы.)
Правильно, снег в настоящее время плотный, очень сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.
— А где снега больше? На открытой местности или под деревьями?
(Практическая работа по измерению глубины снега.)
— Какую роль играет снег для растений? (Ответы детей.)
Правильно, снег для травянистых растений — теплое пуховое
Привал «Секреты животного мира»
Оказывается, снег не только защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остаются голова и спина с густой шерстью.
— Как встречают зиму другие животные? (Ответы детей.)
Лесные мыши и мыши-полевки живут под снегом, они роют
(Сообщение ученика о птицах, которые делают себе убежища в снегу.)
Рябчики, тетерева, глухари, куропатки роют небольшую пещерку, реже — ныряют в снег прямо с лета или ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20—30 см. Угнездившись, птица закрывает ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Такие ночевки устраивают себе и большие синицы.
— Как вы думаете, можно ли увидеть зимой насекомых? (Ответы детей.)
Оказывается, можно! Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температур воздуха не ниже —10 °С. Если внимательно приглядеться к старой лыжне, то можно увидеть, что она шевелится, словно живая. Оказывается, по снегу передвигаются тысячи «снежных блошек».
Посмотрите, а вот и хозяйка зимнего леса — белка.
— Расскажите, как она живет зимой. (Ответы детей.)
— Давайте внимательно посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите? (Ответы детей.)
— Следы каких животных вам знакомы?
(Дети называют следы птиц, белки. Можно показать следы зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, мыши, волка, нарисованные на специальных карточках.)
Почерк белки разобрать легко и просто. Она короткими передними лапками обопрется, длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький — две точки. А от задних - как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.
Лисий следок похож на след маленькой собаки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы.
Волчий след тоже похож на след собаки, только большой. Разница та же — лапа у волка сжата в комок.
У мышей почерк мелкий, но тоже простой. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.
Вот след сороки: от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого прямая черточка.
Разбираясь в следах животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на этой зимней поляне. Особый разговор у нас будет о зимующих птицах.
— Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей.)
Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Птиц греют перья - их бывает несколько слоев.
— Посмотрите на рябину. Кого вы увидели? (Снегирей.)
— Правильно, это снегири. Кто может рассказать о них? (Ответы детей.)
Еще любит полакомиться ягодами рябины свиристель.
(Сообщение ученика о свиристели.)
Свиристели прилетают к нам из северных стран и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: «Ишь как свистят». За эту песенку их и прозвали свиристелями.
— Каких птиц еще можно встретить зимой? (Ответы детей.)
— Птицы нуждаются в нашей помощи. Как мы можем помочь птицам? (Ответы детей.)
— Давайте повесим кормушки для птиц, которые сегодня принесли, и положим корм.
(Дети развешивают кормушки.)
Сейчас мы сделали доброе дело, но не забывайте взять с собой корм для птиц, когда отправляетесь на лыжную прогулку с родителями.
Привал «Невидимые связи в зимнем лесу»
— Связаны ли между собой растения и животные? Как? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
— Рассмотрим эту связь на примере ели и животных.
Ель — одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. Как связана жизнь животных с елью? (Примерный ответ. Животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей. Клесты строят зимой на ели гнезда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.)
Существует также связь между животными — друзьями ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать их с деревьев. Приведенные факты показывают косвенные связи, которые складываются между животными. Вот как интересна жизнь зимнего леса, как сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.
Итак, мы убедились, что ель служит укрытием для животных и обеспечивает их питанием. Но скоро Новый год. По обычаю люди идут в лес и срубают для празднования Нового года сотни, тысячи елок. Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.
— Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, убежища, места для гнезда и т. д.)
Да, человек вредит природе. И прежде чем придет Новый год, ребята, подумайте над тем, стоит ли приобретать настоящую елку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной.
Привал «Игровой»
(Выбирается небольшая поляна для зимних забав. Учитель делит класс на две команды и предлагает поиграть в игру «Снежный брейн-ринг». Каждый участник игры имеет право бросить снежок, перед этим назвав зимние природные явления, зимующих птиц, зверей. Побеждает та команда, игрок которой был последним.)
III. Подведение итогов урока
- Что вы запомнили?
- Что было особенно интересным?
- Что вас удивило?
- Что нового вы узнали?
Домашнее задание
Рассказать о том, что вы видели на экскурсии.
Народные зимние приметы
• Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
• Дым столбом — к морозу.
• Если ночью был иней — днем снег не выпадет.
• Воробьи дружно зимой расчирикались — к оттепели.
Растения и животные зимой
Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми. Но они живы! В этом легко убедится, если рассмотреть почку растения. Снаружи она покрыта плотными чешуйками. Раздвиньте их и увидите маленькие зеленые листочки. Чешуйки надежно защищают их от мороза и высыхания. Листочки сидят на крошечном стебельке, который тоже спрятан внутри почки. Зимой все дерево как будто спит, но придет весна, и из почек вырастут молодые стебли с листьями.
На некоторых деревьях и кустарниках зимой остались сухие листья. Особенно много их на отдельных дубах. Эти дубы называют «зимними». С других дубов, которые называются «летними», почти все листья облетели. На рябине издалека видны красные гроздья плодов. Для зимующих птиц это отличная столовая. Остались плоды и на березе, клене, липе, ясене. Они постепенно осыпаются и разносятся ветром. Часть их отыщут на снегу и съедят мыши и птицы.
Еще одно дерево-кормилец — осина. Ее кору и тонкие веточки едят лоси, олени, зайцы, мыши.
Удивительно красивы в заснеженном лесу хвойные деревья, которые стоят зелеными. Сосна и ель — прямые, стройные деревья, они могут быть очень высокими. На ветках этих деревьев видны шишки. Под чешуйками Шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.
Белки, дятлы и некоторые другие животные умеют ловко доставать семена из шишек. Это для них главный корм в зимнее время. Как видите, Деревья и зимой продолжают кормить зверей и птиц.
Остаются зелеными не только хвойные растения, но и некоторые травы: земляника, копытень, злаки. Снег, как одеяло, укрывает их и не дает им замерзнуть. Чем толще слой снега, тем теплее под ним. А над снегом возвышаются высохшие стебли высоких трав. На них много плодов и семян, которыми всю зиму кормятся птицы.
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто это происходит в конце зимы, когда почти весь корм съеден.
Очень важно, чтобы в кормушке, которую вы устроили для птиц, всегда был корм. Он спасет жизнь многим нашим пернатым друзьям. А птицы уже сейчас, зимой, отблагодарят вас. Ведь прилетая к кормушке, они осматривают соседние деревья, кустарники и отыскивают на них насекомых, которые могут приносить людям вред. Многие птицы всю зиму держатся вблизи человеческого жилья. Здесь им легче прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки. В последние годы многие грачи перестали улетать на зиму в теплые края, так как возле жилья человека они могут и зимой найти себе корм.
Мыши и полевки зимой почти все время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: желуди, орехи, зеленую траву, а также ветки, с которых они обгрызают кору. Часто у этих зверьков бывают запасы корма еще с осени.
Мыши и полевки очень похожи, но у мышей хвостики длиннее, чем у полевок. У этих животных много врагов, например ласка и лиса.
Труд людей зимой
Зимой в деревнях и селах, на улицах городов у людей много работы. Вот по заснеженному полю движется трактор. К нему прицеплен снегопах. За снегопахом остаются высокие снежные валы... Так проводят снегозадержание. Снежные валы станут преградами, возле которых будет накапливаться снег. Чем больше снега удастся задержать на полях зимой, тем больше влаги весной попадет в почву. А ведь влага очень нужна растениям. В народе говорят: «Снегу надует — хлеба прибудет». В садах для задержания снега устанавливают щиты.
Чтобы уберечь сады от зайцев, в лесу нередко устраивают кормушки с люцерной. Сытые зайцы уже не придут в сады и не повредят кору деревьев.
В ремонтных мастерских готовят к весне сельскохозяйственные машины: их проверяют и ремонтируют.
Еще осенью в зернохранилища и овощехранилища поступает часть собранного урожая. Вырастить и вовремя убрать урожай — это еще не все. Надо суметь сохранить его.
Люди постоянно следят за тем, чтобы в зернохранилище было сухо и прохладно. Время от времени зерно перемешивают, чтобы оно проветривалось. Правильно хранить зерно очень важно. Ведь часть зерна весной посеют в почву, чтобы получить новый урожай. Но зерно, которое зимой хранилось неправильно, может не прорасти. Особенно хорошие
В овощехранилище зимой приходится регулярно перебирать овощи, чтобы отобрать те, которые начали портиться.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Люди стараются, чтобы на фермах было тепло, сухо, светло. Несколько раз в день кормят животных, чистят помещения. Постоянно нужно следить за температурой воды, которая по трубам подается животным для питья. У многих домашних животных зимой появляются детеныши, за которыми люди ухаживают.
На улицах городов и сел зимой проводят уборку снега, чтобы он Не мешал движению пешеходов и транспорта. После оттепелей, в гололедицу, дороги посыпают песком, чтобы обезопасить движение.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!