Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весеннее пробуждение растений. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Весеннее пробуждение растений»

Цель: обобщить и расширить сведения, полученные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми, любоваться первоцветами и беречь их, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», аудиозапись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», гербарии или изображения растений (ветреница, чистяк, хохлатка, калужница, гусиный лук, печеночница, волчье лыко, ива, ольха, подснежники).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о раннецветущих растениях.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— Что вам особенно запомнилось на экскурсии?

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».)

— Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Сегодня мы будем говорить о раннецветущих растениях.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С. 74-75

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 74 учебника.

Учитель показывает фотографии раннецветущих травянистых растений.)

— Когда зацветают первые цветы?

— Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)?

— Требуется ли раннецветущим растениям много тепла?

— А что же им требуется для начала цветения? (Ответы учеников.)

— Откройте учебник на с. 74—75. Отметьте фишкой ответ на вопрос: «Что требуется растениям для начала цветения?» Прочитайте.

— Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла? (Ответы учеников.)

— Найдите в учебнике и отметьте ответ фишкой.

— Рассмотрите раннецветущие растения на рисунке на с. 74—75.

— Какое из этих растений зацветает первым?

— Что мы узнали о нем на экскурсии и из книги «Зеленые страницы»?

2. Сообщения учащихся

(Заранее подготовленный ученик рассказывает о хохлатке. См. материал для учителя к уроку. Другие ученики слушают и в случае необходимости дополняют его рассказ.)

— Рассмотрите рисунки ветреницы и чистяка.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает о растениях. См. материал для учителя к уроку.)

— Чем они отличаются? (Ответы учеников.)

(Учитель читает о растениях в книге «Зеленые страницы» (с. 30-32).)

— Найдите медуницу. Расскажите о ней.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает о растении. См. материал для учителя к уроку.)

— Какое еще раннецветущее растение мы видели на экскурсии, читали о нем в книге «Зеленые страницы», а на рисунке его нет?

(Вызвавшийся ученик подходит к столу учителя и выбирает изображение первоцвета весеннего, показывает его классу и рассказывает об этом растении.)

— Какое растение изображено на рисунке в учебнике, а на экскурсии мы его не видели, хотя в книге «Зеленые страницы» о нем читали? (Гусиный лук.)

(Вызвавшийся ученик подходит к столу учителя и выбирает изображение первоцвета весеннего, показывает его классу и рассказывает об этом растении.)

— Какое еще растение изображено на рисунке в учебнике? (Печеночница.)

— Давайте найдем информацию о растении в атласе-определителе.

— Чтобы быстро найти в атласе-определителе это растение (печеночницу), открываем оглавление.

(Учащиеся работают с атласом-определителем.)

— Где мы видели все растения, о которых сегодня рассказывали, — в лесу или в поле, на лугу? (Ответы учеников.)

— На какой странице мы будем искать лесное травянистое растение с фиолетовыми цветками?

— Открываем нужную страницу и ищем похожее на рисунке в учебнике изображение печеночницы. Теперь читаем на следующей странице атласа-определителя описание этого растения.

— Так почему мы не видели это растение в лесу (парке)? (Ответы учеников.)

— Какое общее название у этих растений? (Подснежники.) (Заранее подготовленный ученик рассказывает о подснежниках. См. материал для учителя к уроку.)

3. Работа по учебнику

С. 76-77

— Какие цветущие деревья и кустарники мы с вами видели на экскурсии?

— Прочитайте текст в учебнике. Что нового вы узнали из учебника?

— Какие деревья и кустарники цветут одновременно с первыми цветами?

— Какие цветут позднее?

— Откуда деревья и кустарники берут силы на цветение?

— Приходилось ли кому-нибудь видеть волчье лыко?

— Что говорили взрослые про него? Давайте прочитаем дополнительную информацию об этом растении на «Страничках Умного Совенка» (с. 124).

— Кто видел молодые побеги на ветках ели и сосны? Как они выглядят?

(Ученики рассказывают о кустарниках и деревьях. См. материал для учителя к уроку.)

V. Физкультминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться, хлопнуть в ладоши над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ноге.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

(Повороты головы вправо и влево.)

Еще пройдемся мы немного

(Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Сесть на место.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 40)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 41)

Ответ: хохлатка, медуница, гусиный лук.

Задание 3 (с. 41)

— Прочитайте, выполните задание.

VII. Рефлексия

— Заполните схему.

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 77 учебника.)

Береги красивые растения! Любуйся ими! Пусть наша родная земля будет всегда прекрасной и цветущей!

VIII. Подведение итогов урока

— Какие растения называются раннецветущими?

— Какие условия необходимы для цветения растений?

— Что происходит весной с хвойными растениями?

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 77 учебника.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 74—77), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 77).

2. Выполнить задания 4, 5 (с. 42—43) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Калужница

Весной появляются желтые огоньки раннего цветка — калужницы. Искать калужницу надо либо там, где застоялась весенняя вода, либо там, где через луг протекает небольшой ручеек.

Еще не так давно в некоторых местах болото называли калугой. Так и сложилось: любит оно расти около воды, около болота, около калуги, отсюда и название — калужница.

Очень красива калужница. На толстом мясистом стебле целый букет из десятка сочных цветков, очень похожих на куриную слепоту — лютик едкий. Но калужница намного крупнее. Главное украшение цветка — золотисто-желтые лепестки. На самом деле это даже не лепестки, а чашелистики. Их обычно пять, очень редко бывает шесть, еще реже — семь. Цветки калужницы широко открыты и доступны всем насекомым. Листья крупные, кожистые, блестящие.

Цветущая среди мелководья калужница, особенно если смотришь на нее в тихий солнечный день, очень красива. Поверхность воды неподвижна. Она кажется синей, блестящей, отражая безоблачное небо, и по этому ярко-синему фону тут и там разбросаны крупные желтые цветы.

Если подойти поближе, каждый цветок кажется двойным: один поднимается вверх, другой — его отражение — цветет тут же под ним в воде. И оба они одинаково яркие. Невольно улыбнешься и спросишь себя: «Да какой же из них настоящий?»

Зацветает калужница рано и цветет очень недолго — последние цветки появляются у нее в конце мая. Но выпадет теплая осень, и тогда в сентябре калужница зацветет вновь.

Отцветут цветы, появятся у калужницы плоды. И в каждом таком плодике, будто свернутом из листочка, много семян. Пригреет солнце, и зрелый плодик треснет, семена упадут на воду и поплывут вниз по ручью, чтобы там по весне тоже расцвели цветы калужниц.

Мать-и-мачеха

Снег только что сошел, земля еще голая, а на солнечном припеке уже появились желтые цветочки на голых стебельках: один, другой, третий... Будто маленькие яркие лампочки зажглись, засигналили: весна пришла!

Желтые огоньки мать-и-мачехи некоторые называют цветками. Но это соцветия, примерно такие же, как у одуванчика.

Мать-и-мачеху иногда путают с одуванчиком. А отличить их можно легко и быстро: на стебельке у мать-и-мачехи растут буроватые чешуйки, а у одуванчика их нет, его стебелек совершенно голый. К тому же одуванчик зацветает, когда у него уже появились листья.

Цветы мать-и-мачехи растут кучками, компанию любят, будто семейки на прогулку вышли. Стебельки постарше — стройные, головку держат высоко, а к ним прижимаются маленькие, толстенькие, неуклюжие. Каждая семейка выросла из подземного корневища. В нем был с осени запас пищи отложен. Теперь он постепенно тратится, но на всю пору цветения обязательно запасов хватит.

Листья появляются в конце июня — начале июля, когда цветение заканчивается. Листья крупные и необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягким войлоком волосков и как будто теплые. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, холодной стороной, и станет тебе неприятно. За эту особенность цветок получил свое название: верхняя сторона листьев — неласковая «мачеха», нижняя — добрая «мать».

А когда срок цветения заканчивается, с мать-и-мачехой происходит еще одно удивительное превращение. Ее стебелек начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие плодики, снабженные хохолками из длинных волосков. Ветер может легко подхватить их и унести далеко-далеко от материнского растения.

Кроме этого, мать-и-мачеха размножается корневищем. Оно у нее мощное, ветвистое. На нем образуются почки, из которых вырастают новые растения.

Ветреница

Весенний ветерок еще не согнал весь снег с лесных полян, а на краю леса, под кустами, уже покачиваются на ветру резные листья-юбочки и цветы подснежника-ветреницы.

Растение состоит как бы из трех этажей. Первый этаж не видно: он подземный. Это лежащее горизонтально, причем совсем неглубоко, корневище. От него отрастает вверх стебелек, на котором, образуя второй этаж, сидят три сильно изрезанных листа, тоже расположенных горизонтально. Выше опять стебелек, а на нем третий этаж — один или два цветка. Они желтые, как у лютика. Вот почему ветреницу этого вида называют лютиковой.

Ветреница цветет всего несколько дней. Она очень любит свет и старается закончить развитие раньше, чем лес оденется листвою. К концу весны ветреница совсем увядает, а в почве остается богатое питательными запасами корневище. Следующей весной на нем появится новое растение.

В лесу растет и другая ветреница — дубравная. Она гораздо красивее, нежнее, цветки у нее белые, а снизу даже чуть-чуть розоватые.

Растение это каждый год вырастает на новом месте. Корневище его с одного конца отмирает, а с другого нарастает. Вот и получается, что ветреница медленно ползет под землей.

Зацветет ветреница, и покажется, что вернулась зима и украсила все вокруг большими белыми снежинками. Но вот нахмурится небо, соберется дождь, и белые цветы-снежинки тут же закроются, будто растают. А выглянет солнце, и цветы снова оживут, раскроются и примутся кивать головками весеннему ветерку.

Вот и зовут ветреницу ветреницей за то, что ее цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.

Ветреницы и с белыми, и с желтыми цветами ядовиты.

Хохлатка

Звенят, переговариваются весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы. Нескоро еще ольха и ива наденут свои зеленые весенние платья. Но откуда взялся цветок с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть? А это зацвел подснежник-хохлатка.

Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост — шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчелы — собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки.

Всего несколько дней радует нас хохлатка своей хрупкой, какой-то удивительно чистой красотой. За торопливым цветением следует быстрое увядание. И уже в конце весны ты не увидишь в лесу этого растения. Исчезли не только его цветки, но и стебли и резные листочки...

И все-таки осталась в лесу хохлатка! Под землей сохранился у нее небольшой клубень с запасом питательных веществ. Все лето, всю осень и всю зиму он будет как бы дремать, не давая знать о себе, а весной из него вырастет новое растение.

Ну и конечно, останутся в лесу ее семена. Правда, появляющиеся из них молодые растения зацветут лишь на четвертый-пятый год своей жизни.

Хоть и небогат весенний лес обитателями, у хохлатки есть в нем друзья. Это не только пчелы и шмели, но и муравьи. Пропала бы хохлатка без муравьев, потому что именно эти проворные существа разносят по лесу ее семена. У мелких черных семян хохлатки есть для муравьев приманка — белые мясистые выросты. Муравьи эту приманку съедают, а семена оставляют невредимыми. Надо сказать, что хохлатка не единственное растение, которое пользуется услугами муравьев. Таковы перелеска, чистяк, чистотел, иван-да-марья и многие другие.

Очень нежна хохлатка. Если сорвать ее, скорее всего, даже до дома не донесешь — растеньице увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу. А любуясь, полезно вспомнить, что наша хохлатка с сиреневыми цветками — представитель немаленькой пестрой семейки. Ведь на свете больше 100 видов хохлаток.

Медуница

Медуницу называют так, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни красные, другие фиолетовые, а третьи совсем синие. Такое растение с разноцветными цветами легче заметить шмелям.

На их мохнатом тельце задерживается особенно много пыльцы. А медуница — цветок благодарный: щедро угощает шмелей-помощников душистым нектаром, которого очень много в глубине венчиков. Так что свое название медуница вполне заслужила.

То, что цветки у медуницы разноцветные, удивительно. Но, пожалуй, еще удивительнее другое: они бывают такими не сразу, а как бы переодеваются. Когда цветок раскрывается, он красный. Но пройдет какое-то время — и становится фиолетовым. Пройдет еще немного времени — станет синим...

И выходит, на одном стебле маленький разноцветный букетик. Сладкий букетик. Недаром летят к этому растению пчелы.

Листья медуницы покрыты особыми волосками — оттого они и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.

Около пяти недель красуется медуница в лесу — до появления листьев на деревьях. Как только лес оденется в листву, найти медуницу среди летней травы будет нелегко. Медуницы не так много в лесу. Поэтому никогда не рвите эти цветы. Когда медуница отцветет, то можно собрать ее семена и посадить около дома на грядке или под деревом. И тогда каждую весну под окнами будет цвести подснежник-медуница.

Чистяк

Как только растает снег и по весеннему лугу побегут потоки талой воды, расцветает на лугу самый первый цветок.

Сначала можно видеть небольшие округлые листочки, которые поблескивают на солнце. Этих листочков с каждым днем будет все больше и больше, и очень скоро нежно-зеленым ковриком они выстелют весь лужок. И почти тут же зажгутся желтые огоньки ярких, будто покрытых лаком цветов. А над цветами - первые пчелы, жуки и мухи. Насекомые, проснувшись после зимнего сна, торопятся к весенним цветам за пыльцой и нектаром.

Раскрываются эти цветы только в ясный, солнечный день. Придешь на весенний лужок к вечеру и не заметишь никаких цветов — закрылись они на ночь. Не отыщешь красивых желтых цветов и в дождливую погоду — во время дождя они тоже закрыты. Так цветы спасают себя от ночного холода и непогоды.

Называется это растение чистяком.

Когда-то соком этого растения сводили бородавки. Отсюда и получилось название — чистяк, мол, чистит кожу.

Как все самые первые цветы, цветет чистяк очень недолго.

Наступит лето, и небольшие листочки чистяка затеряются среди высокой, густой травы. К осени листья чистяка завянут, но само растение не погибнет — в земле у него останутся небольшие клубеньки, что образовались на корнях, как картофелины у картофельного куста. Придет весна, и из этих крошечных клубней появятся новые растения с красивыми желтыми цветами.

Ива

Ее любимые места — берега рек и прудов. Она так и тянется к воде, склоняя над ней в глубоком поклоне свои «плакучие» ветки. Эти ветки такие гибкие, что местные жители плетут из них корзины. А еще у ивы так легко отрастают корни, что ей ничего не стоит прижиться на новом месте. Иногда достаточно воткнуть во влажную землю ивовый прутик — и из него вырастет деревце. Поэтому ивами часто укрепляют берега каналов и водохранилищ, откосы плотин.

Весной сладковатый аромат ивы по всему лесу разносится, желтые пуховички ее цветков видны издалека. Цветки у нее очень мелкие, всего несколько миллиметров. Чтобы быть заметнее, собрала она их в душистые комочки.

Рано весной на кустах различных видов ив появились мягкие, пушистые белые «барашки». Многие, увидев их, говорят: «Верба распустилась!» — и считают, что ивы зацветают раньше всех других деревьев. Но это неверно. «Барашки» ив вовсе не цветки.

Они представляют собой неразвернутое соцветие, где каждый крохотный цветок спрятан под своей чешуйкой, покрытой многочисленными длинными волосками. Волосатые чешуйки словно шубой одевают бутоны, которые беспрепятственно развиваются под своей теплой одеждой и не боятся даже сильных заморозков.

В ранней стадии развития все сережки выглядят одинаково, они ничем не отличаются друг от друга. Но если посмотреть на иву месяцем позже, в период цветения, впечатление будет совершенно другим. На разных кустах — разные сережки: на одних только желтоватые, на других только зеленоватые. Сережки желтого цвета пушистые и красивые. Это мужские соцветия. Они состоят из множества очень мелких тычиночных цветков. Зеленоватые сережки — женские соцветия. Они выглядят скромнее, меньше по величине, окраска их неяркая. В каждой сережке много мелких женских цветков.

У ивы наблюдается строгое разделение полов — одни экземпляры мужские, другие женские. Растения такого типа называют двудомными.

Цветет ива, когда еще и листьев нет, в середине мая. У других ив только набухают сережки, а у вербы уже разлетаются семена. Падают на воду. Пока плавают, прорастают. Потом опускаются на дно и закрепляются там пучком волосков. Могут продолжать расти под водой, пока не кончится паводок.

Часто бывает, что волны выбрасывают проростки на песок. Те ложатся ровным рядком. Когда уровень воды в реке падает, волны добавляют новую партию прорастающих семян, и на мокром песке возникает следующий рядок, чуть ниже первого. По мере того как вода убывает, новые и новые ряды ивовых сеянцев выстраиваются на берегу, словно их посадили рядами нарочно.

Ольха

Это дерево поселяется чаще всего там, где вырублен еловый лес. Нередко заросли ольхи образуют опушку по краю ельников. Встречаются они и на старых заброшенных пашнях. Серая ольха — дерево, ничем не привлекающее к себе внимания. Ствол у нее сероватый, кора гладкая, без трещин, листья овальные, средней величины. Дерево обычно невысокое, слегка корявое.

Листья серой ольхи по форме несколько похожи на листья яблони — они такие же овальные, с острым концом. Однако рисунок края совершенно другой. Если посмотреть на лист издалека, кажется, что по его краю друг за другом идут редкие крупные зубцы. Но когда посмотришь поближе, видишь, что каждый из крупных зубцов, в свою очередь, зазубрен, только зубчики его мелкие.

Ольха принадлежит к числу немногих наших деревьев, у которых листья осенью никогда не желтеют. Вплоть до самого опадения они остаются совершенно зелеными. Такими они и падают на землю.

У этого дерева замечена и другая особенность. Естественная окраска ольховой древесины светлая, почти белая. Но стоит ольху спилить, как срез прямо на глазах начинает краснеть. А когда подсохнет, станет нежно-розовым.

Известно, что на корнях гороха, клевера и других бобовых растений образуются небольшие клубеньки, в которых поселяются особые клубеньковые бактерии. Они обладают удивительной способностью - усваивают из воздуха газ азот и преобразуют его в азотистые соединения. Такие соединения — ценное удобрение для всех растений. Но почему-то клубеньковые бактерии дружат только с бобовым семейством. Ольха и тут является исключением. Из всех наших деревьев только на ее корнях образуются клубеньки, способные усваивать азот из воздуха.

К особенностям этого дерева можно добавить еще одно свойство. В древесном угле, полученном из ольхи, много мелких пор. А это как раз то, что требуется для специального активированного угля, который применяется в противогазах и фильтрах для очистки воды. Хорошая пористость увеличивает поверхность угольного фильтра и способствует лучшему поглощению ядовитых веществ.

Лещина (орешник)

Лещина, или орешник, — один из самых распространенных кустарников в дубравах. Этот кустарник знаком многим из нас: у него к осени созревают вкусные орехи. Плоды лещины привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, — белки, лесные мыши.

Цветет лещина ранней весной, когда в лесу еще лежат последние пятна снега. В один из теплых весенних дней плотные коричневатые сережки на ее ветвях вдруг сильно удлиняются, повисают, становятся желтыми. При порывах ветра они раскачиваются в разные стороны, рассеивают свою пыльцу, напоминающую тонкий желтый порошок. Сережки лещины похожи на сережки березы и ольхи.

В середине лета ветки лещины ничем не привлекают нашего внимания. Но присмотритесь к ним получше. Среди листьев можно заметить зеленоватые зачатки будущих сережек. Они появляются на свет за много месяцев до весеннего пыления. Сначала сережки очень малы, гораздо короче ногтя, но со временем сильно увеличиваются, растут. К зиме они становятся совсем большими, полностью сформированными и в таком виде ждут весну.

Плоды лещины орехи — ценный пищевой продукт. Орех, как и желудь, представляет собой плод, заключающий в себе только одно семя. В этом семени очень сильно развиты мясистые семядоли, содержащие запас питания для молодого растения.

Орехи лещины висят на ветках, будто в зеленых подстаканниках, которые называют плюсками. Края у них слегка отогнуты наружу. Словно в царскую корону одеты спелые подрумяненные орехи.

Подснежники

Помните, в сказке «Двенадцать месяцев» злая мачеха среди зимы отправила свою падчерицу в лес за подснежниками? А все ли знают, что за цветы такие — подснежники?

Раз подснежники, значит, под снегом растут. И правда, только чуть пригреет солнышко, появятся первые проталинки, даже и весны-то настоящей нет, еще почти совсем зима, а уже раскрываются первые цветы.

Подснежники и другие цветущие ранней весной растения называют первоцветами. Наверное, каждый встречал такие цветы недалеко от своего дома, когда гулял в парке, в лесу или на лугу. Правда, красиво?

Первоцветы везде разные. А подснежники растут только на Кавказе и в Крыму. После суровой зимы мы очень рады весенним цветам. Ведь они такие яркие. Но поступают люди по-разному. Один на полянке увидел цветок, полюбовался и пошел дальше, а цветок оставил, чтобы он жил, и люди на него посмотрели, и полянка так и осталась красивой. А другой взял да и сорвал, чтобы вся красота ему одному досталась, и совсем не подумал, что и цветок убил, и другим людям порадоваться не дал. А ведь дикие цветы дома почти сразу вянут. Если, гуляя ранней весной, встретите цветы, не рвите их — дайте им пожить.

А подснежникам еще хуже, чем другим цветам. Там, где они растут, весна наступает рано, в феврале, когда в средней полосе еще зима. А тут и праздник скоро, 8 Марта — всех с весной поздравить надо, всем цветы подарить. Вот и рвут подснежники, и везут далеко на север, в зиму, чтобы продать. Беда в том, что подснежников осталось в природе мало. А когда цветок сорвешь, он семян уже не даст, новые цветы вырасти не смогут. Растут подснежники полянками. Когда видишь такую полянку, кажется, что цветов много, а на самом деле таких полянок на всей земле совсем чуть-чуть осталось.

Некоторые люди не знают, что цветов этих мало, а других вовсе не волнует, что подснежники могут совсем исчезнуть. Рвут они подснежники и везут в больших коробках. В каждой коробке умещается целая маленькая полянка подснежников. А другие люди эти цветы покупают. И каждый букет, каждый сорванный цветок приближает тот день, когда растает снег и мы увидим лишь голую землю. Без цветов.

Как можно спасти подснежники, что нужно сделать? Жизнь этих цветов зависит от каждого. Расскажите своим друзьям, брату, сестре, маме, папе, бабушке и дедушке про то, что случится с весенними цветами, если люди будут рвать их и дальше. Вы можете нарисовать подснежники и подарить свой рисунок вместо живых первоцветов маме на 8 Марта или к этому празднику вырастить на окне настоящий тюльпан, нарцисс или гиацинт.

По Т. Чалой

Рекомендуем посмотреть:

Жуковский «Жаворонок»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»

Весенние народные праздники на Руси, 2 класс

Стихи на тему Весна, 1-2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!