Цель: сформировать представление о народном календаре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить народные приметы в отношении погоды с ощущениями, которые дают нам органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой, предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, православный календарь, шишки хвойных деревьев.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— Когда празднуется День народного единства? (4 ноября.)
— Какие праздники посвящены защитникам Отечества? (Далее работа ведется по вопросам в рубрике «Вспомним» на с. 44 учебника. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них.)
III. Самоопределение к деятельности
— Как вы узнаете о погоде на завтра? (Можно послушать прогноз погоды по радио, посмотреть по телевизору, заглянуть в Интернет.)
(Учитель берет кукол-помощников в национальных костюмах.)
— А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад — на 200 или даже на 300 лет. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? (Ответы учеников.)
— Давайте послушаем их разговор.
(Учитель разыгрывает сценку.)
Кукла Девочка. Ну что, пойдем завтра в лес, как задумали?
Кукла Мальчик. Пойдем, конечно.
Кукла Девочка. А если дождь?
Кукла Мальчик. Такты на солнце посмотри!
— Что за странный разговор? Разве можно по солнцу предсказать, какой будет погода? (Ответы учеников.)
— Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? (Народные приметы.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о народных приметах и народном календаре.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Народные приметы. Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели.
— Что для этого нужно сделать? (Заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник. По радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах.)
Средства массовой информации сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках, о приближающихся памятных датах. В дневнике мы записываем, что и когда именно нам надо сделать.
А теперь представьте, что мы очутились в далеком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевидения, газет, телефонов... Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе.
— Почему в народе внимательно наблюдали за изменениями в живой и неживой природе? (Ответы учеников.)
Люди наблюдали за звездами, заходящим и восходящим солнцем, луной, цветом неба, состоянием воздуха, ветром, облаками. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день и надолго вперед. Знание примет помогало предсказывать перемену погоды, засуху, морозы. Народные приметы подсказывали самое хорошее время для посева, жатвы, сбора урожая. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.
— Какие народные приметы вы знаете? Откуда вы их узнали? (Ответы учеников.)
— Послушайте народные приметы на погоду и выберите из них те, которые пригодятся нашим помощникам.
Приметы к хорошей погоде
• Перед заходом солнца в его лучах вьются мошкара и комар
• Дым от костра поднимается вертикально вверх, а угли быстро покрываются пеплом.
• Ночной туман у реки и обильная роса на кустарниках и травах
• Громко поют жаворонки, высоко летают ласточки, а чайки садятся на воду.
• Пчелы рано утром вылетают из ульев.
• Венчики у всех дневных цветов раскрыты, а цветки календулы раскрываются с первыми лучами солнца.
Приметы перехода к ненастью
• Кучевые облака, теряя причудливую форму, становятся слоистыми.
• Пауки ткут много паутины.
• Звезды мерцают синими оттенками.
• Вечером и ночью росы нет.
• Лес шумит без ветра.
• Певчие птицы умолкают.
• Чайки, вороны и галки кричат.
• Муравейники замирают.
Приметы к грозовому дождю
• Ветер стихает, становится душно.
• Ласточки носятся снизу вверх.
• Облака идут в разные стороны.
• Крапивницы (бабочки) прячутся под крышу.
— Какие из услышанных вами примет пригодятся нашим помощникам для похода в лес?
2. Работа по учебнику
С. 45
— Прочитайте приметы. Найдите подходящие рисунки в учебнике.
— Какие органы чувств помогают наблюдать природные явления? (Глаза видят, уши слышат, нос чувствует, кожа ощущает.)
(Учитель дает детям православный календарь.)
В этом календаре каждый день посвящен памяти какого-либо святого или событию Священной истории. Например, есть дни, посвященные святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Например, святая Фекла, святой Луппа.
— Красным цветом в этом календаре часто выделены другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь? (Ответы учеников.)
В старину простые люди, крестьяне таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвященные святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый, устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определенных святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в согласии с сезонными изменениями в природе.
С. 46
— Рассмотрите рисунки на с. 46 учебника. О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник? Как вы это поняли? (Ответы учеников.)
— Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему? (Ответы учеников.)
— Составьте рассказ по рисункам.
— А сейчас давайте окинем взглядом карту нашей Родины и подумаем, подойдут ли приметы на погоду, подмеченные далеко на юге, например, для жителей севера нашей страны. Почему? (Ответы учеников.)
— Всегда ли оправдываются народные приметы? Свой ответ объясните.
В нашей классной комнате мы можем проверить, будут ли какие-то приметы оправдываться в помещении. Например, можно положить шишки хвойных деревьев и понаблюдать за ними, станут ли они закрываться перед дождем или снегом.
(Учитель выкладывает несколько еловых или сосновых шишек на подоконник.)
Были в народном календаре и такие дни, по которым угадывали погоду на будущее. Такие дни назывались погодоуказателями.
(Учитель записывает термин на доске.)
Вот некоторые из этих дней.
8 октября — Сергий. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлу (21 ноября).
21 ноября — Зиновий. Синичкин праздник. Прилет в сады птиц: синиц, снегирей, щеглов.
29 декабря - Агей. Коли сильный мороз, то ему стоять до Крещения (19 января).
19января — Крещение. Ясная и холодная погода — к засушливому лету. Пасмурная, снежная — к обильному урожаю.
1 февраля - Макарий. Если ясно, то ранняя весна.
14 февраля — Трифон. Если небо звездное, к поздней весне.
18 марта — Федул. Пришел Федул — тепло надул.
(Учитель предлагает ученикам в течение года проверить погодоуказатели.)
V. Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 30)
— Прочитайте приметы.
— Обратите внимание, что народные приметы на погоду есть у всех народов мира. Как вы это объясните? (Люди были внимательнее к природе. Это помогало им выжить в суровых условиях.)
— Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?
Задание 2 (с. 30)
— Прочитайте, выполните задание.
VII. Рефлексия
— Какое задание было наиболее интересным для вас?
— Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему? (В основном народные приметы на погоду верны, надо только правильно их объяснять. Если приметы не совпадают, то, может быть, они были созданы для другой местности.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие народные приметы вы запомнили?
— Как сложился народный календарь?
Сделаем вывод. Итак, народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 44—47), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 47).
2. Выполнить задания 3, 4 (с. 31) в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Трава у нашего дома. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!