Цель: формировать экологическое сознание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и мире, необходимость охраны природы, воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, настенный календарь с наклейками экологических дней, фотографии (зубр, бобр, сокол, журавль, бабочка махаон), тестовые задания на карточках для индивидуального опроса.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— Зачем нужны календари?
— Какие бывают календари?
— Какие государственные праздники вы знаете?
— Какие дни называются погодоуказателями?
(Затем ученики отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 48 учебника.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель берет в руки кукол-помощников.)
— Наши друзья к сегодняшнему уроку выучили стихотворения. Послушайте их и скажите, о чем в них говорится. Что между ними общего?
(Учитель читает стихотворения от имени кукол-помощников.)
Улитка
В домике круглом,
В круглом окошке
Грела улитка
На солнышке рожки.
Грела улитка
На солнышке рожки,
И разморило улитку
Немножко.
Вот потянулась
Лениво улитка,
Вот затворила улитка
Калитку,
Спрятала ключ
И отправилась спать
В самую круглую
В мире кровать.
И. Пивоварова
Где спит рыбка?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень. Только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
И. Токмакова
(Куклы раскланиваются.)
— О чем говорится в этих стихотворениях? Что между ними общего? (В стихах говорится о домиках животных.)
Сегодня на уроке будем говорить о нашем доме — планете Земля.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
С. 48-49
— Рассмотрите рисунок. Какие животные, растения вам знакомы? Давайте подумаем, где у каждого из этих животных дом. Какой дом у оленя, у жука, у улитки? (Ответы учеников.)
Вся планета Земля как огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озера, горы, поля и реки — это все «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами.
— Какое место занимает человек в этом доме? (Человек всему живому на Земле — сосед.)
Правильно, в нашем большом гостеприимном доме под названием планета Земля человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными соседями.
Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой, растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология.
(Учитель записывает термин на доске.)
Название этой науки происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом и «логос» — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме на планете Земля.
— Что сегодня угрожает природе? (Загрязняются вода, воздух, почва. Вырубаются леса, исчезают растения и животные.)
— Как люди охраняют природу? (Сажают леса, строят очистные установки, создают заповедники.)
— Как дети берегут и охраняют природу? (Не ломают деревья, не разоряют птичьи гнезда, не рвут цветы, экономно расходуют воду и электричество, не оставляют мусор в лесу...)
— Какого цвета вы выбрали бы флаг для своей науки, если бы были учеными-экологами? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учеников.)
— Прочитайте первый абзац текста на с. 49 учебника.
— Какого цвета флаг экологов? (Зеленого.)
— В любом доме жильцы постоянно заботятся о чистоте и порядке в нем. А все ли благополучно в нашем доме? (Ответы учеников.)
— Прочитайте текст на с. 49. Какие примеры экологического неблагополучия приводятся в тексте учебника? Какие примеры можете привести вы? (Ответы учеников.)
2. Беседа
Экологический календарь. Чтобы помочь всем людям осознать, как важно охранять природу, ученые предложили отмечать экологические дни. В эти дни люди разных стран вспоминают, что они живут в одном общем доме, который надо беречь.
— Прочитайте текст на с. 50-51 учебника. Назовите международные экологические дни. (Ответы учеников.)
Из этих экологических дней складывается экологический календарь.
— Ребята, сейчас мы превратим наш обычный настенный календарь в экологический. Для этого отметим в нем международные экологические дни.
(Учитель в настенном календаре, используя наклейки, отмечает экологические дни.)
— Назовите первый экологический день в году. (Всероссийский день заповедников и национальных парков, 11 января.)
— Что такое заповедник? (Участок земли, где вся территория находится под строгой охраной.)
— Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды,' почва, минеральные источники, горные породы.)
— Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)
- Послушайте историю о спасении дикого быка - зубра.
В 1927 г. во всем мире сохранилось всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродят больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.
Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте воды — ведь нам ее пить. Заботимся о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.
Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, что нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнездами — можно. А трогать и даже близко подходить к ним — нельзя! Наблюдать за муравейником - можно! А разрушать его — нельзя! От муравьев для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных - можно. А делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!
- Назовите второй экологический день. (Всемирный день воды, 22 марта.)
(Учитель читает стихотворение от имени кукол-помощников.) Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас шумит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться.
Смеем вам мы доложить:
Без воды вам не прожить!
— Для чего используется вода? (Воду пьют растения, животные и люди. Водой моются. Вода — дорога. Используется в промышленности. Вода нужна для лечения и отдыха.)
— На Земле так много воды: и океаны, и моря, и реки, и озера, и ручьи, зачем же ее надо охранять? (Ответы учеников.)
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, для промышленности, для выращивания растений. Пресной воды на Земле мало, поэтому ее надо беречь. На Земле 6 млрд человек, из них 2 млрд не могут пить чистую питьевую воду. Поэтому беречь воду, охранять ее чистоту должны все люди Земли.
— Назовите третий экологический день. (Международный день птиц, 1 апреля.)
— Почему надо охранять птиц? (Ответы учеников.)
В России всегда любили птиц. Наши предки отмечали такие праздники, как День встречи перелетных птиц (пекли из теста фигурки жаворонков), День закликания птиц, День ласточки. Для птиц делали скворечники, подкармливали птиц зимой.
Начиная с XVII в. в мире исчезло около 100 видов птиц. Птиц отстреливают охотники, они разбиваются о небоскребы и телебашни, разливы нефти в море губят множество водных птиц. Сокращаются места обитания пернатых. Ученые-орнитологи предупреждают: если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа (птицы уничтожают вредителей в лесах, полях, садах). Уничтожая все живое вокруг, мы уничтожаем себя.
— Назовите четвертый экологический день. (День Земли, 22 апреля.)
— Почему надо охранять Землю? (Ответы учеников.)
Земля — единственная планета, на которой есть жизнь. Это наш дом, дом для растений и животных. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы Па Земле были голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса п ромашковые поля, а не горы мусора и потрескавшаяся земля. Очень важно бережно относиться к нашему общему дому — Земле.
— Назовите пятый экологический день. (Всемирный день окружающей среды, 5 июня.)
— Что такое окружающая среда? (Окружающая нас живая и неживая природа.)
— Как влияет на человека окружающая среда? (Ответы учеников.)
Если клубы дыма засоряют воздух, если сточные воды загрязняют реки, то страдает не только окружающая среда — болеет и страдает человек. Вот почему то, что мы называем охраной окружающей среды, в конечном счете есть охрана самого человека. Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или же прекратится по нашей вине.
— Назовите шестой экологический день. (Международный день защиты животных, 4 октября.)
— Почему надо охранять животных? (Ответы учеников.)
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что все животные очень интересны.
Вырубая лес, загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река — дом. Хозяйственная деятельность людей и неконтролируемая охота привели к тому, что одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.
Бабочки, журавли, соколы, тигры... Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они внесены в Красную книгу России. Люди обязаны их спасти!
V. Физкультминутка
Терем-теремок
(Руки «крышей» над головой.)
Не низок, не высок.
(Присесть и приподняться на носки.)
В теремке мышка-норушка,
(Махать рукой, как хвостиком.)
Лягушка-квакушка,
(Сжимать и разжимать ладони рук.)
Зайчик-побегайчик,
(Руки у головы изображают длинные уши; подскоки.)
Волк — зубами щелк,
(Руки изображают пасть волка.)
Медведь.
(Переступать с ноги на ногу вразвалочку.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 32)
Ответ: экология — это наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком.
Задание 3 (с. 33)
— Выполните задание. Нарисуйте картинки-символы. Объясните свой выбор.
VII. Рефлексия
— Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.
Тест
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко)
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков)
в) затопчу его (3 очка)
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца (3 очка)
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков)
в) буду наблюдать издали (1 очко)
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков)
б) расспрошу об этом учительницу (2 очка)
в) не пойду (1 очко)
4. После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 очко)
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков)
в) закопал бы в землю (3 очка)
5. Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы?
а) почти все знаю, но хотел бы знать больше (3 очка)
б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко)
в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили (5 очков)
Ключ к тесту
5-11 очков — если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное — не останавливайся, стремись узнать больше.
11-18 очков - ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.
19—25 очков — ты, наверное, любишь природу — это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных.
(Затем учащиеся отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 51 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое экология?
— Что такое экологический календарь?
Сделаем вывод. Итак, экология изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком. Ученые-экологи составили экологический календарь на весь год. В него вошли дни, посвященные охране природы.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 48—51), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 51).
2. Выполнить задание 2 (с. 32) в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Трава у нашего дома. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Нет комментариев. Ваш будет первым!