Цель: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.
Планируемые результаты: учащиеся научатся в обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл, — благодарность природе, творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, куклы Мальчик и Девочка, куклы «День-ночь», кукла-зернушка, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени (орех, слива, картофель, овес, рис, душица, зверобой, иван-чай), аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, православный календарь, палочки для добывания огня, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (нанайцы, коряки).
Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают русскую народную сказку «Крупеничка».
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
— Закончите предложения.
• Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, — это... (ледостав).
• Ледяное сало — это... (маленькие плоские льдинки, похожие на блестки сала).
• Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября, —... (бабье лето).
• Главный признак осени — ... (похолодание).
• Легкий мороз — ... (заморозки).
• 23 сентября —... (день осеннего равноденствия).
— Подчеркните зимние природные явления.
Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.
3. Фронтальный опрос
— Назовите главный осенний признак.
— Чем характерны осенние дожди?
— Как образуются туманы?
— Приведите примеры осенних явлений.
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 62 учебника.)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах у нее душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица, или зверобой, или иван-чай.)
В колыбельке подвесной
Спит в тиши жилец лесной.
Пополнеет, подрастет —
На зубок он попадет
Мальчикам и девочкам,
Хлопотуньям-белочкам.
Кто найдет его быстрей
Посреди листвы, ветвей? (Орех.)
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет —
Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
Было зеленое платье атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное.
Но надоело также и это,
Платье надела синего цвета. (Слива.)
С ним сдружились мы давно,
Дарит нам он толокно,
И муку, и кашу, и печенье...
Поблагодарим за угощенье. (Овес.)
Главный принцип, в общем-то, простой:
Голова — на солнце, ноги — под водой. (Рис.)
(Учитель после отгадывания загадок кладет на стол фрукты, овощи, орехи, крупы.)
— Какие еще овощи, фрукты, крупы вы знаете? (Ответы учеников.)
— Что можно из них приготовить? (Ответы учеников.)
— Как одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов? (Урожай.)
— Какое время года называют урожайным? (Ответы учеников.)
— И еще, ребята, подумайте, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия. (К этому времени убирали весь урожай.)
Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учитель включает запись обрядовых песен про сбор урожая или читает текст от имени кукол-помощников.)
Говорило ядреное жито,
В чистом поле стоя:
— Ах, не могу я в поле стояти,
Колосьями махати.
Я только могу в поле копами,
А в гумне, в гумне стогами,
А в гумне, в гумне стогами,
В клети коробами,
А в клети, в клети коробами,
В печи пирогами,
В печи, в печи пирогами,
На столе проскурами.
А вот обрядовая песня про трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жницы молодые,
Серпы золотые...
Ой, и чье это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые.
Особенно радостно крестьяне отмечали окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Ох и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали
И в копны поклали:
На гумне стогами,
В клети — закромами.
В клети - закромами,
А в печи пирогами!
— Чему радовались крестьяне в пору осеннего равноденствия?
2. Работа по учебнику
С. 62
— Рассмотрите фотографию кукол. Как бы вы их назвали? Объясните. (Кукол зовут «День-ночь».)
— Почему они выполнены из контрастных по цвету тканей? (Ответы учеников.)
— Как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года, начиная со дня осеннего равноденствия? (Примерный ответ. Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подготовленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, увеличивается или уменьшается долгота дня.)
(Учитель прикрепляет кукол в равновесном положении в сентябрьском сегменте годового круга.)
В конце сентября, а именно 23 сентября, день и ночь уравниваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом? Как много света в это время, как жарко греет солнце, как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху.
Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю.
— Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном поблагодарим нашу кормилицу землю.
(Ученики встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)
— Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? (Ответы учеников.)
— Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.
(Ученики кланяются вслед за учителем.)
— А третий поклон - тем людям, которые сохраняют урожай всю зиму.
(Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель делает вид, что прислушивается.)
— Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала?
(Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)
— Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Ответы учеников.)
(Учитель дает куклу каждому ученику по очереди.)
— Прочитайте первый абзац текста на с. 62—63 учебника и найдите имя нашей гостьи.
(Ученики читают первый абзац текста по цепочке, т. е. по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.)
Вот, оказывается, какое у нее имя — зернушка.
(Учитель берет кукол-помощников.)
— Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хочет попробовать разыграть сценку?
(Если находятся желающие, учитель дает им возможность выступить.)
Предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя — крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка». (См. материал для учителя к уроку.)
— Перед днем осеннего равноденствия в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах. Мужчины села шли за околицу. Там они добывали огонь самым древним способом.
— А вы знаете этот способ? (Трение одного куска дерева о другой.)
Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях.
(Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь.)
К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт.
— Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте проверим, хотя бы нагрелись ли ваши инструменты.
(Учитель дает возможность ученикам потрогать палочки.)
Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 40)
— Прочитайте задание.
Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть «зажгут» огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам.
4. Беседа
(Учитель показывает рисунок народа, включает запись нанайской народной мелодии, показывает на карте России Приамурье.)
Праздники охотников и оленеводов. Охота на диких оленей, медведей, пушных зверей - древний нанайский промысел. Прекрасные следопыты, знатоки тайги и ее обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таежным богатством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.
В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священного дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные — на коленях, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.
Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение — мясо и кашу.
Домой с собой брали воду или лед. А в благодарность воде- поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетенных из прутьев лодочках.
(Во время рассказа о празднике учитель показывает фотографии природы Приамурья, животных, на которых охотились нанайцы.)
— В чем различие и сходство праздника русских крестьян и нанайцев? (Ответы учеников.)
(Учитель показывает рисунок народа коряки, включает запись корякской народной мелодии, показывает Камчатку.)
Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.
За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.
Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жиром, «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщины плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травяных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалось добыванием огня ритуальным способом, очищением жилища от злых духов.
(Во время рассказа о празднике учитель показывает фотографии природы Приамурья, животных, на которых охотились коряки.)
— В чем сходство и различие праздников русских, нанайцев и коряков? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
Игра «Съедобное — несъедобное»
(Учитель кидает мяч и произносит слово. Если оно означает съедобный предмет, то ученики ловят мяч, если несъедобный — отталкивают его.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 3 (с. 41)
— Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на с. 64 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.
— Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.
Задание 4 (с. 41)
— Посмотрите на рисунок коряков на с. 65 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.
— Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.
VII. Рефлексия
(Учитель включает фрагменты аудиозаписи национальных мелодий, звучавших на уроке, просит угадать, какому народу они принадлежат, какой праздник он отмечал в пору осеннего равноденствия.)
Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить ее за все, что она дает людям.
VIII. Подведение итогов урока
— За что люди благодарили природу в пору осеннего равноденствия?
— Как вы думаете, у других народов нашей страны есть похожие праздники?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 62—65), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 65).
2. Выполнить задание 2 (с. 40) в рабочей тетради.
Крупеничка
Так рассказывают старые люди.
У воеводы Всеслава была единственная дочь по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого отдать ее замуж. Выдавать дочку на чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
— Никакой красавицы у нас нету! — ворчала она. — Вон у соседей — у тех правда красавицы дочери. А у нас — девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку- Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и миле» нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие — все любил» Крупеничку за ее доброе сердце.
В народе даже песенка про нее сложилась:
Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость, сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до татарского становища, до военачальника Талантая.
— Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава Крупеничка! — сказал Талан- тай. — Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой — серый, точно дорога лесная; третий — коричневый, как сосновый ствол.
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними углами губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали-поскакали с молодецким покриком. А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок: дивную красавицу — Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой — спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера — надобно собрать этой одолень-тра- вы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится: одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку — и тут только увидала мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, но хитро извернулся татарин и выскользнул из своей одежды, злодей. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок. Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
— Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок — низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами — и говорит Варварушке:
— Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
— А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
— А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
— Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
— Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах — помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тотчас Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь-дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа — он кусты раздвигает, где собаки злы — он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в татарское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото и меха, камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги, по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сласти — тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
— Ну, теперь, мамушка, не зевай, — говорит ей старичок. — Гляди во все глаза на дорогу: на нее вскоре упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает:
— Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
— Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели их татары, велели сейчас же сластями красавиц попотчевать.
И старики понесли им свое угощение:
— Кушайте, кушайте на здоровье! Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются. ,
— Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее так в груди и запрыгало, а лицо побелело.
Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая: не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и то же:
— Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников — и всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, да еще горсть... Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой в правую сторону — и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом - и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
— Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощанье и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Татары ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил сразу, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли, коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья и белыми звездами по воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный — и перед ним опять стоит мамушка Варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена — не оторвешь.
Спросил ее старичок:
— Укажи мне: где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля, никогда не сеянная?
— А вот тут, около озера, — отвечает Варварушка, — поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у нее гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
— Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся — будь ты всем людям на угоду!
Проговорил — и исчез старичок, как будто никогда его здесь и не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песенку:
Крупеничка, красна девица,
Кормилка ты наша, радость, сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям на угоду!
Во время посева, 13 июня, в день Гречишницы, в старину всякого странника, бывало, угощали кашей — досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтоб посев был счастливый, чтоб гречи уродилось на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба да без каши — ни во что и труды наши!
Н. Телешов
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Трава у нашего дома. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!