Цель: познакомить с прибором для определения сторон горизонта - компасом и с приемами ориентирования с помощью компаса.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться на местности с помощью компаса. Оборудование: компасы.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она — большущий шар. (Планета Земля.)
— Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)
Он и летом, и зимой
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди —
Он все будет впереди. (Горизонт, точнее, линия горизонта.)
— Что такое горизонт, линия горизонта?
— Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите.
(Один ученик рисует на доске.)
— Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.
(Один ученик рисует на доске.
Можно использовать КИМы (тест 46, с. 67).)
III. Самоопределение к деятельности
— Представьте себе ситуацию.
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок
Положили в кузовок.
Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. «Ау!» — закричали мы. Но никто не отозвался.
— Что делать? (Ответы детей.)
— Отгадайте загадку.
Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда. (Компас.)
— Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)
— Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)
— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
— Что же это такое — ориентирование на местности? (Ответы детей.)
— Прочитайте об этом на с. 74 учебника.
— Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.)
— Прочитайте задания 1, 2 на с. 74. Выполните эти задания в парах.
V. Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем
(Встать.)
И немножко отдохнем.
(Потянуться.)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты вправо и влево.)
Низко-низко наклонитесь.
(Наклоны.)
Руки вверх, руки вбок,
(Движения руками.)
И на месте прыг да скок.
(Прыжки на месте.)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте.)
Молодцы вы, ребятишки!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 29).
— Прочитайте на с. 75 учебника, что такое компас.
— Допишите определение.
№2 (с. 29).
— Рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника.
— Выполните задание.
2. Практическая работа
— Прочитайте инструкцию.
(Учащиеся читают инструкцию «Как пользоваться компасом» на с. 75 учебника и осваивают приемы работы с компасом.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради №3 (с. 30).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
— Что такое компас? (Прибор для определения сторон горизонта.)
— Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)
— Что называют ориентирами? (Хорошо заметные, запоминающиеся предметы.)
— Для чего нужно уметь ориентироваться? (Чтобы не заблудиться.)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? (Нет, не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам.)
Это тема нашего следующего урока.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 74-75, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.
2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 31-32).
3. Спросить у взрослых, как еще можно ориентироваться на местности.
Загадки про компас
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь —
Дорогу без труда найдешь.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой.
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится –
С ним нигде не заблудиться.
Цели: научить определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться по местным природным признакам.
Оборудование: компасы.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Что такое компас?
- Перечислите части компаса.
- Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)
(Проверка заданий в рабочей тетради.)
III. Самоопределение к деятельности
— Можно ли определить стороны горизонта, не пользуясь компасом?
(Учащиеся рассказывают о том, как определить стороны света по местным природным признакам.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Продолжим говорить об ориентировании на местности.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать другие (кроме компаса) способы ориентирования на местности.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 76—77.
— Как ориентироваться по солнцу?
— Как ориентироваться по местным признакам? (Ответы детей.)
(Дополнительно можно познакомить учащихся с другими
1. Муравейники почти всегда располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. Ягоды и фрукты созревают раньше с южной стороны.
2. С южной стороны трава у стволов деревьев гуще.
3. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях обычно грубее с северной стороны; на южной стороне она бывает суше, тверже и светлее.
4. Лунки, образующиеся при таянии снега у корней деревьев, обычно вытянуты сильнее в южном направлении.
5. Крона у сосны гуще с южной стороны.
6. На стволах хвойных деревьев на освещенной, южной стороне иногда бывают натеки и сгустки смолы.
Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. Поэтому по возможности желательно определять направления сторон горизонта по нескольким приметам.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№4 (с. 30).
(Самостоятельное выполнение.)
V. Физкультминутка
В путь пойдем мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Все в затылок подровнялись,
На носочки приподнялись,
Мы по бревнышку пошли
И овражек перешли.
Высоко подняв колени,
Все шагают, как олени.
Быстрей шагай,
Смотри не зевай!
Раз, два, три,
Стой!
VI. Продолжение работы по теме урока
(Эта часть урока проводится на улице. Учащиеся закрепляют навыки пользования компасом и учатся определять стороны горизонта по местным признакам.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 77, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что на уроке было особенно интересным?
— О чем вы бы хотели узнать подробнее?
— Как вы можете применить полученные знания?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 76—77, запомнить, как ориентироваться по местным природным признакам.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!