Конкурсы

Урок литературного чтения, 2 класс. Мошковская «Я маму мою обидел...»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет и выставка книг Э. Мошковской; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие рассказы о своей маме вы подготовили к уроку?

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Агнии Барто медленно.

Мама поет

Мама по комнатам,

В фартуке белом,

Неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам,

Занята делом

И, между делом,

Поет.

 

Чашки и блюдца

Перемывает,

Мне улыбнуться

Не забывает

И напевает.

 

Но вот сегодня

Голос знакомый,

Словно совсем и не тот:

Мама по-прежнему

Ходит по дому,

Но по-иному поет.

 

Голос знакомый,

С особенной силой

Вдруг зазвучал в тишине.

Доброе что-то

В сердце вносил он...

Не разреветься бы мне.

— Что вам хочется сказать о стихотворении?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

— Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

— Почему мама в стихотворении А. Барто поет по-другому? Что вы поняли?

— Когда мама грустит?

Сегодня мы продолжим читать о маме, поговорим об отношениях с ней.

V. Работа по теме урока

— Нас. 120 прочитайте имя автора произведения, которое мы будем сегодня читать. (Э. Мошковская.)

— Знаете ли вы что-нибудь об Э. Мошковской?

Материал для учителя

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926—1981) — русская поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 г. окончила училище имени Гнесиных по классу вокала. Затем уехала в Архангельск и там работала в филармонии. Ее первые «пробы пера» носили характер поэтических пародий на друзей, посвящений разным датам, песенок под гитару бардовского типа.

В это время обнаружилось, что певица наделена даром удивительно точно и эмоционально воссоздавать детское мироощущение, воспроизводить детскую речь. Постепенно сочинительство стало увлекать Э. Мошковскую все больше и больше, а с 1961 г. ее стихи уже появлялись на страницах журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». С.Я. Маршак одобрил стихи и посоветовал Эмме Эфраимовне продолжать писательскую деятельность. В 1962 г. вышел первый сборник поэтессы — «Дядя Шар», за ним последовали «Дождик вышел погулять» и «Как жираф в школу пошел». В 1964 г. Э. Мошковская вступила в Союз писателей, и с этого времени ее занятия поэзией стали профессиональными.

Любимый герой Э. Мошковской — маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он наделен особым «зрением души», а потому легко вступает в общение со старым грузовиком, маленькой речкой, муравьями, «танцующими после работы» пчелами, даже ветром. Сам малыш — человек смелый и добрый, чувствующий свою ответственность по отношению к окружающему:

Я боюсь.

И лес боится —

Замирает и таится...

Ты не беспокойся, лес!

Ты не бойся —

Я же здесь.

Ирина Токмакова вспоминает: «Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у нее в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живет певчая птица. Она и в обычном, буквальном, смысле слова любила петь. У нее был красивый голос, и образование у нее было музыкальное. Однако постепенно птица эта запела по-новому. У нее стали рождаться веселые и печальные, забавные и смешные стихи. Стихи эти были адресованы детям».

Очень важно сказать, что, как бы ни пела Э. Мошковская, она пела своим собственным голосом, никому и никогда не подражая. Открыв любую из ее книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего поэта, который отлично понимает, как живет и чувствует маленький человек.

Ирина Токмакова сравнила стихи Мошковской с домом, в котором не заперты двери: «Этот дом без стен и крыши, открытый ветру, солнцу и дождю, людям, зверям и птицам, — ее поэзия».

— Что вы узнали об авторе? Захотелось вам почитать ее книги?

VI. Физкультминутка

Это — правая рука,

Это — левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река...

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот.

Слева — шумная дубрава,

Справа — быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

VII. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Я маму мою обидел...»

(Учитель читает стихотворение нас. 120—121.)

— Что вы испытали, когда слушали это стихотворение?

— Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки, прочитайте.

— Переживал ли малыш, что поссорился с мамой? Кем он себя представлял? Почему он видел себя печальным и молчаливым?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте пословицы на с. 121, объясните их смысл.

— Как вы понимаете пословицу, записанную на доске? Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

— Подберите самые красивые слова о своей маме: «Моя мамочка самая...»

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Закончим урок стихотворением Виктора Гина, которое есть у вас на карточках. Прочитаем его.

Не обижайте матерей

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

— Какие произведения мы читали на уроке? Кто их авторы?

— Чему они нас учат?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений.

2. Повторить произведения всего раздела.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Что это было?»

Урок литературного чтения во 2 классе. Ю. Владимиров «Чудаки»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Чарушин «Страшный рассказ»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России

Конспект урока литературного чтения, 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!