Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.
Оборудование: портрет и выставка книг Э. Мошковской; карточки (текст для речевой разминки, задания).
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие рассказы о своей маме вы подготовили к уроку?
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Агнии Барто медленно.
Мама поет
Мама по комнатам,
В фартуке белом,
Неторопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поет.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый,
Словно совсем и не тот:
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поет.
Голос знакомый,
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он...
Не разреветься бы мне.
— Что вам хочется сказать о стихотворении?
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.
— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
— Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
— Почему мама в стихотворении А. Барто поет по-другому? Что вы поняли?
— Когда мама грустит?
Сегодня мы продолжим читать о маме, поговорим об отношениях с ней.
V. Работа по теме урока
— Нас. 120 прочитайте имя автора произведения, которое мы будем сегодня читать. (Э. Мошковская.)
— Знаете ли вы что-нибудь об Э. Мошковской?
Материал для учителя
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926—1981) — русская поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 г. окончила училище имени Гнесиных по классу вокала. Затем уехала в Архангельск и там работала в филармонии. Ее первые «пробы пера» носили характер поэтических пародий на друзей, посвящений разным датам, песенок под гитару бардовского типа.
В это время обнаружилось, что певица наделена даром удивительно точно и эмоционально воссоздавать детское мироощущение, воспроизводить детскую речь. Постепенно сочинительство стало увлекать Э. Мошковскую все больше и больше, а с 1961 г. ее стихи уже появлялись на страницах журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». С.Я. Маршак одобрил стихи и посоветовал Эмме Эфраимовне продолжать писательскую деятельность. В 1962 г. вышел первый сборник поэтессы — «Дядя Шар», за ним последовали «Дождик вышел погулять» и «Как жираф в школу пошел». В 1964 г. Э. Мошковская вступила в Союз писателей, и с этого времени ее занятия поэзией стали профессиональными.
Любимый герой Э. Мошковской — маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он наделен особым «зрением души», а потому легко вступает в общение со старым грузовиком, маленькой речкой, муравьями, «танцующими после работы» пчелами, даже ветром. Сам малыш — человек смелый и добрый, чувствующий свою ответственность по отношению к окружающему:
Я боюсь.
И лес боится —
Замирает и таится...
Ты не беспокойся, лес!
Ты не бойся —
Я же здесь.
Ирина Токмакова вспоминает: «Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у нее в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живет певчая птица. Она и в обычном, буквальном, смысле слова любила петь. У нее был красивый голос, и образование у нее было музыкальное. Однако постепенно птица эта запела по-новому. У нее стали рождаться веселые и печальные, забавные и смешные стихи. Стихи эти были адресованы детям».
Очень важно сказать, что, как бы ни пела Э. Мошковская, она пела своим собственным голосом, никому и никогда не подражая. Открыв любую из ее книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего поэта, который отлично понимает, как живет и чувствует маленький человек.
Ирина Токмакова сравнила стихи Мошковской с домом, в котором не заперты двери: «Этот дом без стен и крыши, открытый ветру, солнцу и дождю, людям, зверям и птицам, — ее поэзия».
— Что вы узнали об авторе? Захотелось вам почитать ее книги?
VI. Физкультминутка
Это — правая рука,
Это — левая рука.
Справа — шумная дубрава,
Слева — быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот.
Слева — шумная дубрава,
Справа — быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
VII. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение «Я маму мою обидел...»
(Учитель читает стихотворение нас. 120—121.)
— Что вы испытали, когда слушали это стихотворение?
— Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки, прочитайте.
— Переживал ли малыш, что поссорился с мамой? Кем он себя представлял? Почему он видел себя печальным и молчаливым?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте пословицы на с. 121, объясните их смысл.
— Как вы понимаете пословицу, записанную на доске? Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
— Подберите самые красивые слова о своей маме: «Моя мамочка самая...»
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Закончим урок стихотворением Виктора Гина, которое есть у вас на карточках. Прочитаем его.
Не обижайте матерей
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук —
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
— Какие произведения мы читали на уроке? Кто их авторы?
— Чему они нас учат?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений.
2. Повторить произведения всего раздела.
Автор: Кутявина С. В.
Конспект урока литературного чтения, 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Что это было?»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Чарушин «Страшный рассказ»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения во 2 классе. Ю. Владимиров «Чудаки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!