Цели: познакомить учащихся с творчеством Г. Остера; развивать творческие способности детей, используя чтение по ролям; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы; учить выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам; выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей.
Оборудование: портрет Г. Остера, выставка его книг; мультфильм по книге «Зарядка для хвоста»; карточки с заданиями.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения наизусть.
III. Речевая разминка
— Придумайте продолжение стихотворения: Раз, два, три, четыре, пять!
IV. Постановка целей урока
— Расшифруйте, что здесь написано.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
А |
О |
Л |
У |
Э |
Г |
2 |
Н |
Ч |
И |
Ж |
Щ |
Н |
3 |
Д |
Р |
К |
В |
Т |
Й |
4 |
Ш |
С |
Б |
М |
В |
Е |
1. 6,1; 2,3; 3,2; 6,1; 2,1; 2,3; 3,2; 6,3.
2. 2,1; 2,4; 5,3; 6,4; 2,3.
У нас получилось: «Григорий Остер».
Сегодня мы будем читать отрывок из книги Г. Остера, поговорим о его жизни и творчестве.
V. Работа по теме урока
Рассказ учителя о Г. Остере
— При упоминании этого имени люди сразу начинают улыбаться, потому что — приятные воспоминания о прочитанном и увиденном. А вы знаете, кто это? (Ответы детей.)
Да, это писатель, придумавший замечательные «Вредные советы». А еще истории о мартышке и ее друзьях.
Материал для учителя
Григорий Бенционович Остер родился в 1947 г. в Одессе, в семье портового механика. Детство провел в Ялте. Сам он рассказал о себе смешную историю: «Когда мне было два или три года, со мной приключилась такая история. Родители были на работе, бабушка отлучилась к соседям. Я проснулся, вылез из кровати и, как был босиком и в рубашонке, пошел на крылечко. В тот день в Ялте выпал снег, что бывало там очень редко. Я смекнул, что босиком по снегу ходить плохо, вернулся, надел дедушкины туфли и пошел по улице. Бабушка вернулась, обнаружила, что в квартире никого нет, и с ужасом увидела на крыльце крупные следы огромного мужика, который меня якобы похитил. С криками и толпой соседей она кинулась на улицу и побежала по следам на снегу. За углом все увидели меня, уходящего вдаль».
Окончив среднюю школу в 1966 г., Г. Остер служил на Северном флоте, потом вернулся в Одессу, но вскоре уехал в Москву и поступил в Литературный институт имени М. Горького на отделение драматургии. За годы учебы он написал несколько пьес для кукольных театров.
Первая книга «Как хорошо дарить подарки» принесла автору известность. Четверка ее героев — мартышка, слоненок, попугай и удав — полюбилась и взрослым по серии мультфильмов. Не очень давно появились книжки новой серии Г. Остера: «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник» и др.
VI. Физкультминутка
Утро - с зарядки
Солнце глянуло в кроватку —
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
VII. Продолжение работы по теме урока
Отрывок из книги Г. Остера
(Текст «Будем знакомы» на с. 153—158 читают учитель и учащиеся.)
— Как вы считаете, что мы прочитали: сказку, рассказ или стихотворение? Обоснуйте свое мнение.
— Как автор начал знакомиться с вами, как он обратился к вам?
— Назовите героев сказки.
— Прочитайте отрывки о том, как герои общались друг с другом, что делали, когда собирались вместе.
— Почему они однажды удивились словам мартышки? Что она предложила?
— Расскажите, как герои разыграли сценку знакомства.
— Разыграйте эту сценку с друзьями.
(Дети разбиваются на группы и готовят инсценировку.)
— Почему герои повторяли игру несколько раз?
— Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями. Расскажите нам об этом.
(Можно посмотреть фрагмент мультфильма о друзьях.)
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились на уроке?
— Кто ее автор?
— Сравните стихи, составленные в начале урока, со считалкой из произведения Г. Остера. Есть ли что-то похожее?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Найти книгу Г. Остера «Вредные советы», подготовить выразительное чтение одного из них.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение «Вредных советов» Г. Остера.
III. Речевая разминка
— Представьте стихотворение Михаила Яснова «жужжащим» чтением.
Мы и птицы
Мы птиц проходим,
Все, как есть, —
Строенье, оперенье,
И что, и сколько могут съесть,
Полет их и паренье.
Мы птиц проходим.
А они —
Они нас пролетают,
Глядят на школьные огни
И знать про нас не знают.
Живут среди ветвей густых,
Своих птенцов выводят,
Покуда школьники про них
Каракули выводят.
Вот если бы наоборот —
Летали мы на воле,
Тогда они бы круглый год
Нас проходили в школе:
О чем болтаем, что зубрим,
Что в переменку съели,
С кем подрались...
А мы бы им
Чирикали и пели!
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.
— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
— Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим работу по отрывку из книги «Зарядка для хвоста» писателя Григория Бенционовича Остера. Также продолжим учиться делить текст на части, составлять план и рассказывать по нему.
V. Работа по теме урока
(Учащиеся читают текст «Будем знакомы» по частям и составляют план.)
Примерный план
1. Обращение к ребенку.
2. Игры и развлечения каждый день.
3. Как жаль, что мы уже знакомы...
4. Давайте знакомиться!
5. Игра в знакомство.
VI. Физкультминутка
Встали мышки в хоровод.
В барабан ударил кот.
(Хлопки.)
Стали мышки танцевать,
Всем конфеты раздавать.
(Пританцовывают.)
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Задрожала вся земля.
(Наклоны.)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста по плану
(Учащиеся пересказывают текст «Будем знакомы» по составленному плану.)
2. Кроссворд по тексту
1. То, что, по мнению автора, тебе хочется услышать. (Сказка.)
2. Он такой вежливый. (Слоненок.)
3. Он такой умный. (Попугай.)
4. То, что ему пожали при знакомстве. (Крылышко.)
5. То, что получали наши герои от знакомства. (Удовольствие.)
6. Она пела смешные песенки. (Мартышка.)
7. Попугай вылез из-под него. (Куст.)
8. То, что ему пожали при знакомстве. (Хвост.)
9. Тот, кого крутили, как скакалку. (Удав.)
10. То, что ему пожали при знакомстве. (Хобот.)
(Ключевое слово: знакомство.)
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения Г. Остера мы начали читать?
— Что вам показалось особенно интересным?
Домашнее задание
1. Подготовить краткий пересказ сказки.
2. Читать книги Г. Остера.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Что это было?»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Чарушин «Страшный рассказ»
Урок литературного чтения во 2 классе. Ю. Владимиров «Чудаки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!