Цели: познакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова; расширять читательский кругозор детей; научить их определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Лебедь, Рак и Щука»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно хором.
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
(Чтение с разной интонацией, скороговоркой.)
III. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об И.А. Крылове
Сегодняшний урок мы посвятим знаменитому русскому баснописцу И.А. Крылову.
Материал для учителя
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с итальянцем — синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось — ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
2. Чтение текста
— Прочитайте текст о Крылове в учебнике на с. 102. (Дети читают.)
— Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни? (Надо быть очень трудолюбивым человеком.)
— Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и Петух»? (Около двухсот строк.)
— Сколько строк в ней? (21 строка.)
— Чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов? (Работал и учился.)
— Когда он начал работать? (В И лет.)
— Когда он начал изучать греческий язык? (В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.)
3. Определение жанра
— Что такое басня? (Высказывания детей.)
Басня - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
— Сравните басню и сказку. Есть ли у них что-то общее?
IV. Физкультминутка
Обезьянки
Лучшие качели —
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается, —
Да, да, да! -
Тот не огорчается
Никогда!
(Дети слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед- назад, будто на качелях. Говоря «Да, да, да!», хлопают; произнося две последние строчки, прыгают.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа с иллюстрациями
— Рассмотрите иллюстрации на с. 103. Вспомните названия басен. Что перепутал художник?
2. Чтение басни
— Теперь мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука» («Лебедь, Щука и Рак»).
(Басню читает учитель. Можно организовать прослушивание аудиозаписи.)
3. Задания в учебнике
— Прочитайте и выполните задания 3—5 на с. 105.
4. Определение образов
— Прочитайте басню самостоятельно. Определите образ каждого героя басни.
Слова для справок: рвется, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только свое дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый, идет назад.
Лебедь |
Рак |
Щука |
|
|
|
5. Выразительное чтение басни
VI. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VII. Подведение итогов урока
— С каким баснописцем познакомились на уроке?
— Какое произведение изучали?
— Что такое басня?
— Какова мораль этой басни?
— Какое выражение стало крылатым?
Крылатые слова — образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить).
Автор: Кутявина С. В.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!