Цели: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; воспитывать вежливость, доброжелательность к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Оборудование: портрет и выставка книг В. Осеевой; мультфильм «Волшебное слово» (если есть возможность); карточки (текст для речевой разминки, задания).
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Рассказы учащихся о взаимоотношениях с мамой.
III. Речевая разминка. Постановка целей урока
- Прочитайте стихотворение.
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды вдень.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
О. Дриз
- Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
- Прочитайте выразительно.
- Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня читать? Чему будем учиться? (Предположения детей.)
IV. Работа по теме урока
- Посмотрите на с. 87, кто автор рассказа, который мы будем читать.
(Рассказ «Волшебное слово» на с. 87—91 читают учитель и учащиеся. Одновременно - словарная работа.) Чуть не поддал хорошенько — чуть не ударил. Стряпает - готовит пищу.
V. Физкультминутка
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
VI. Закрепление изученного
— Прочитайте отрывок, в котором говорится о встрече старичка с Павликом.
— Что случилось с Павликом?
— Почему старичок расспрашивал мальчика?
— Чем старичок помог Павлику?
— Как произошла встреча с бабушкой?
— Как брат отреагировал на просьбу Павлика?
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор?
— Объясните, какую силу имеют волшебные слова.
Домашнее задание
Перечитать рассказ.
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
— Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, вернувшись к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово». Чему будем учиться? (Предположения детей.)
Да, сегодня мы продолжим работу по рассказу «Волшебное слово». Будем учиться читать его выразительно, делить текст на части, определять главную мысль в них, составлять план и пересказывать по нему.
III. Речевая разминка
— Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
Поклонишься, голова не отломится.
— Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое слово.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя это же слово.
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя последнее слово.
— Вы видите: от того, какое слово мы выделяем голосом, зависит смысл предложения. При чтении текста нужно учитывать это. Сейчас мы будем выразительно читать рассказ и делить его на части. Прежде выполните задания 3 и 5 на с. 92.
IV. Работа по теме урока
(Чтение текста и деление его на части: учащиеся читают рассказ деля его на смысловые части, и называют главное в каждой из них. На доске появляется план.)
Примерный план
1. Присел на скамейку.
2. Ленка не дает краски.
3. Бабушка и брат обижают Павлика.
4. Есть такое волшебное слово.
5. Павлик решил попробовать и побежал к сестре.
6. Прогонит бабушка или нет?
7. Подействует ли на брата?
8. В сквере старика уже не было.
V. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише.
Деревцо все ниже, ниже.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Учащиеся должны пересказать текст по плану, затем ответить на вопросы 2 и 6 на с. 92.)
— Если утверждение верное — поставьте плюс (+), если неверное - минус (-).
1. Старичок был маленький, с длинной седой бородой.
2. Лицо мальчика (при встрече со старичком) было красное и сердитое.
3. Павлик не хотел убегать из дома.
4. Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником.
5. Говорить волшебное слово надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
6. Лена дала брату зеленую краску.
7. Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок. 8. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки. (Можно показать мультфильм, сравнить его с рассказом.)
VIl. Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— Какова главная мысль рассказа? (Ответ. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)
Домашнее задание
Составить рассказ «Моя семья».
Автор: Кутявина С. В.
Конспект урока литературного чтения, 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе. Ю. Владимиров «Чудаки»
Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Что это было?»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Чарушин «Страшный рассказ»
Нет комментариев. Ваш будет первым!