УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.
Оборудование: портрет Н. Носова, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
Дождик-длинноножка
Туча по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких калошках.
Дождик всюду походил,
Дождик всюду наследил,
В теплых лужах потоптался,
Наигрался и умчался.
Не его ли там калошки
Мокнут в луже на дорожке?
Г. Лагздынь
- Прочитайте с удивлением (еще: с раздражением, восхищением, весело).
- Прочитайте с ускорением, замедлением.
- Прочитайте быстро, еще быстрее, теперь — конкурс на самого быстрого чтеца скороговорок.
IV. Постановка целей урока
— Какие олицетворения встретились в скороговорке?
— Как автор говорит о дождике, что он сделал?
— Конечно, вы любите играть. А в какие игры вы чаще всего играете?
— Прочитайте, что здесь зашифровано.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Б |
И |
О |
В |
Ю |
Е |
2 |
Т |
Р |
Ж |
3 |
Д |
Я |
3 |
Ч |
А |
Л |
С |
Ш |
Ф |
4 |
М |
Г |
Щ |
Й |
Э |
Ю |
5 |
X |
Н |
У |
П |
Ц |
К |
4,2; 2,3; 1,2; 6,1; 4,4; 2,5; 2,1; 6,5; 2,1.
(Учитель выставляет карточки или магнитные буквы.)
— У нас получилось слово «Затейники». Как вы его понимаете?
— Что такое затея?
Затея — 1. Задуманное дело, замысел. 2. Занятие для развлечения, забава.
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
— Мы познакомимся с жизнью и творчеством Н. Носова. Прочитаем его рассказ. Он назвал этот рассказ словом, которое вы расшифровали. Что это за слово? (Затейники.)
— Автор употребил это слово в отношении мальчиков, героев рассказа. Чем же, по-вашему, эти мальчики занимались? (Предположения детей.)
— Мы вскоре проверим, подтвердятся ли ваши предположения.
V. Работа по теме урока
1. Статья о Н. Носове
— Знакомы ли вам какие-либо произведения Н. Носова?
— Прочитайте авторский текст в учебнике на с. 48. И тогда даже те, кто ответил «нет», сразу скажут «да».
— Задайте вопросы по тексту.
2. Рассказ учителя о Н. Носове
Материал для учителя
Николай Николаевич Носов (1908—1976) — русский писатель, драматург. Он родился в Киеве. Писал в то же время, что и К. Чуковский А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ — «Затейники» — был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 г. Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Шурик у дедушки», «Федина задача», «Замазка», «Веселая семейка» и др.). В 1954 г вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей», п ом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после этого стал писателем.
Чернорабочий — 1. Тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации (обычно физически тяжелую или грязную). 2. (перен. разг.) Тот, кто способен выполнять лишь какую- либо обыденную, будничную работу. Косарь - тог, кто косит траву, злаки.
3. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 49. Узнали вы героев произведения?
- Что вы о них можете рассказать?
VI. Физкультминутка
Танец «Буги-вуги»
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так.
(Затем все повторяется для другой руки.)
VII. Продолжение работы по теме урока
(Учитель читает рассказ «Затейники» на с. 50—53.)
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Как называли себя дети? В какую игру они играли? Кого изображали?
- Прочитайте, как дети организовали игру.
- Почему игра прервалась? Прочитайте этот отрывок в лицах.
- Что вы можете сказать о ребятах? Что вы им посоветуете?
- Выполните задания 5 и 6 на с. 53.
VIII. Рефлексия
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
IХ. Подведение итогов урока
- Какой рассказ мы читали и обсуждали?
- Кто автор произведения?
Домашнее задание
Придумать рассказ «Как я пришивал заплатку» или «Самая страшная игра».
Автор: Кутявина С. В.
Конспект урока литературного чтения, 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Что это было?»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения во 2 классе. Ю. Владимиров «Чудаки»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Чарушин «Страшный рассказ»
Нет комментариев. Ваш будет первым!