Оборудование:
- портреты русских поэтов;
- репродукции картин русских художников;
- фломастеры или карандаши;
- листочки;
- Российский герб;
- фонограмма гимна (текст гимна);
- карта и глобус.
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
(Высказывания детей.)
- Вы рассказали, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что нового узнали. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?
(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: «Родина - это - ...)
- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. А теперь представьте (включается музыка): знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?
- Талантливые люди: поэты, художники - сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
(Учитель обращает внимание детей и родителей к репродукциям картин русских художников, просит назвать их авторов.)
Ученик читает стихотворение М. Исаковского:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это - русское раздолье,
Это - русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря:
Это - русские картины,
Это - родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это - русская сторонка,
Это - родина моя!
II. Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.
А) - Вы, ребята, говорили, что Родина - это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина- это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина- это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.)
Что в нём записано, кто знает? (Высказывания детей, родители помогают.)
Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
(России, российской Федерации.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом- синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать Россия - страна и государство.
Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы.
(Обращение к карте, учитель обводит но карте границы красным.)
- Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих листочках границы страны и подпишите сверху: государство.
(Дети схематично рисуют границы и подписывают.)
Б) Игра.
А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова «государство». Затем мы выберем слова, которые связаны с понятием «государство».
(К этой работе присоединяются и родители. По истечении определённого времени зачитываются варианты, учитель выборочно записывает их на доске. Каждое слово обсуждается, обосновывается.)
Варианты:
ГОРОД - меньшая часть страны;
РУДА - полезное ископаемое;
ДОРОГА - без них не возможно передвижение по стране;
СУД - государственное учреждение, которое разрешает споры;
ВОДА - народное достояние;
РОСТ - движение, развитие;
РОТА - защитники государства;
ТОВАР - торговля в стране, с другими странами;
РОД, РОДСТВО - семейная группа, государство заинтересовано, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы - будущее России.
Без кого не может существовать государство? (Без людей).
Нарисуйте себя в контуре страны.
В) Понятие о символах государства.
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.
(Учитель рассказывает кратко об истории возникновения символов нашей страны, опираясь на знания детей и родителей. Можно заранее подготовить группу детей.)
- А в какой стране вы хотели бы жить? Что мешает людям нашей страны жить счастливо?
(Высказывания детей и родителей.)
Многие из вас высказались об ужасах войны и т. д.
- А сейчас послушайте размышления ваших московских сверстников, их чувства и мысли очень созвучны с вашими. Их стихи прочитают наши ребята (стихи подобраны по выбору учителя).
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
В заключение урока учитель предлагает исполнить Российский гимн.
Автор: Малахова М. М.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!