Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. Зощенко.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение», нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет М. Зощенко, карточки с заданиями.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Конкурс на самого интересного рассказчика, иллюстратора, писателя и т. д.)
Ill. Работа по теме урока
— Назовите полное имя писателя, зашифрованное на доске. (Михаил Михайлович Зощенко.)
ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ
- Прочитайте на с. 20 учебника название рассказа, который мы будем сегодня изучать.
— Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?
— В каком случае вы говорите «не надо врать»?
— Произнесите эту фразу с разной интонацией. Как она должна звучать в данном тексте?
— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие его произведения вы читали?
(Чтение рассказа на с. 20—25 учебника учителем и учащимися.)
— Вам понравился рассказ? Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?
— Что отражает заголовок рассказа — содержание или основную мысль?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— От чьего имени ведется рассказ?
- Прочитайте те эпизоды, которые заставили вас улыбаться.
- Каким вы представляете себе Миньку?
№1-5 (с. 25)
— Разделитесь на группы и приготовьте выразительное чтение любого отрывка по ролям.
(Выступления учеников.)
— Наш урок мне хочется закончить стихотворением.
Ложь
Поначалу в самых мелочах,
А дальше — больше, гладко, без заминки,
Как будто в ясных солнечных лучах
Бесчисленные плавают пылинки.
И если в глаз попало — трешь и трешь
И пальцами, и даже кулаками,
Но кажется, что маленькую ложь
Не вынуть и обеими руками.
Крупицы лжи щекочут, колют, жгут,
Слеза все пуще застилает око.
Ведь нам лгуны для этого и лгут,
Чтоб видеть не умели мы далеко.
Л. Мартынов
— Как вы поняли смысл этих строчек?
VI. Рефлексия
Выполнение заданий в «Творческой тетради»
— Выпишите в тетрадь из рассказа слова, которые Минька запомнил на всю жизнь.
— Как решение мальчика «говорить только правду» повлияло на всю его дальнейшую жизнь?
VII. Подведение итогов урока
— Дайте краткую характеристику главных героев рассказа.
— Чему учит этот рассказ? (Говорить правду всегда нелегко, но это необходимо.)
Домашнее задание
Читать текст выразительно.
Михаил Михайлович Зощенко (1894—1958) родился в семье художника. В Петербурге на фасаде Музея А.В. Суворова и сегодня можно увидеть мозаичную картину, созданную его отцом — Михаилом Ивановичем Зощенко. Зощенко-сын, будущий писатель, в 1913 г. окончил! гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабе-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).
Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем • в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером...
Но всю жизнь он стремился к литературе, в ней он нашел свое призвание. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г. Он назывался «Тщеславие» и повествовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала.
Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти. Михаил Михайлович Зощенко тяжело заболел и в 1958 г. умер.
Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более пятидесяти лет назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Нет комментариев. Ваш будет первым!