Литературное чтение, 3 класс. Зощенко «Не надо врать». Конспект

Конспект урока литературного чтения М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка, 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. Зощенко.

Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение», нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет М. Зощенко, карточки с заданиями.

Зощенко "Не надо врать"

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Конкурс на самого интересного рассказчика, иллюстратора, писателя и т. д.)

Ill. Работа по теме урока

— Назовите полное имя писателя, зашифрованное на доске. (Михаил Михайлович Зощенко.)

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

- Прочитайте на с. 20 учебника название рассказа, который мы будем сегодня изучать.

— Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?

— В каком случае вы говорите «не надо врать»?

— Произнесите эту фразу с разной интонацией. Как она должна звучать в данном тексте?

— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие его произведения вы читали?

(Чтение рассказа на с. 20—25 учебника учителем и учащимися.)

— Вам понравился рассказ? Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?

— Что отражает заголовок рассказа — содержание или основную мысль?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— От чьего имени ведется рассказ?

- Прочитайте те эпизоды, которые заставили вас улыбаться.

- Каким вы представляете себе Миньку?

№1-5 (с. 25)

— Разделитесь на группы и приготовьте выразительное чтение любого отрывка по ролям.

(Выступления учеников.)

— Наш урок мне хочется закончить стихотворением.

Ложь

Поначалу в самых мелочах,

А дальше — больше, гладко, без заминки,

Как будто в ясных солнечных лучах

Бесчисленные плавают пылинки.

 

И если в глаз попало — трешь и трешь

И пальцами, и даже кулаками,

Но кажется, что маленькую ложь

Не вынуть и обеими руками.

 

Крупицы лжи щекочут, колют, жгут,

Слеза все пуще застилает око.

Ведь нам лгуны для этого и лгут,

Чтоб видеть не умели мы далеко.

Л. Мартынов

— Как вы поняли смысл этих строчек?

VI. Рефлексия

Выполнение заданий в «Творческой тетради»

— Выпишите в тетрадь из рассказа слова, которые Минька запомнил на всю жизнь.

— Как решение мальчика «говорить только правду» повлияло на всю его дальнейшую жизнь?

VII. Подведение итогов урока

— Дайте краткую характеристику главных героев рассказа.

— Чему учит этот рассказ? (Говорить правду всегда нелегко, но это необходимо.)

Домашнее задание

Читать текст выразительно.

Материал для учителя

Михаил Михайлович Зощенко (1894—1958) родился в семье художника. В Петербурге на фасаде Музея А.В. Суворова и сегодня можно увидеть мозаичную картину, созданную его отцом — Михаилом Ивановичем Зощенко. Зощенко-сын, будущий писатель, в 1913 г. окончил! гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабе-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).

Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем • в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером...

Но всю жизнь он стремился к литературе, в ней он нашел свое призвание. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г. Он назывался «Тщеславие» и повествовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала.

Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти. Михаил Михайлович Зощенко тяжело заболел и в 1958 г. умер.

Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более пятидесяти лет назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

О жизни и творчестве Гайдара

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!