Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с различными детскими журналами; учить находить информацию в журнале; сравнивать журналы; работать с книгой и журналом (находить нужную книгу, журнал в библиотеке; прогнозировать произведение по обложке, учить находить нужное произведение в книге, в журнале).
Планируемые результаты: предметные: определять основную мысль произведения, последовательность событий в тексте; метапредметные: узнавать книги, журналы по обложке, сравнивать разные книги, классифицировать их; личностные: обобщать информацию на основе фактов, составлять собственный текст по итогам исследования.
Оборудование: детские книги и журналы.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Вы узнаете мудрую пословицу. Сначала дополните предложения, и ключевые слова помогут вам ее прочитать.
Ключевые слова: 1, 5, 8, 6, 9 - лучший друг человека. (Книга.) В этом году была холодная 11,8,4,9. (Зима.) Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах». (Кот.) 11,9,7, 10, 4 ты это сделал? (Зачем.)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
6 |
3 |
7 |
8 |
2 |
9 |
10 |
2 |
2 |
3 |
2 |
8 |
4 |
5 |
3 |
6 |
3 |
11 |
5 |
9 |
10 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Что это за пословица? (Кто много читает, тот и много знает.)
— Как вы понимаете смысл пословицы?
Ill. Работа по теме урока
Вы читаете очень много книг. А наш урок поможет вам разобраться в детских журналах. Вы узнаете значение новых слов, а также где и какой текст вы сможете найти.
— Посмотрите на нашу выставку. Назовите журналы о природе. («Юный путешественник», «Кот и Пес», «Винни и его друзья», «Тошка и компания», «Свирель», «Свирелька», «Филя».)
— Назовите журнал, в котором можно найти сказки. («Журнал сказок».)
— Какие из журналов выпускают для любознательных? («А почему?», «Юный эрудит», «СЕОленок», «Клепа».)
— Есть журналы, с которыми можно «поиграть»? («Том и Джерри», «Микки-Маус», «Барби», «Веселые картинки».)
— С какими литературно-познавательными журналами вы познакомились? («Мурзилка», «Простоквашино», «Спокойной ночи, малыши!».)
— Расскажите о журнале, который вы сегодня принесли, по плану.
План
1. Сколько номеров журнала выходит в год?
2. Есть ли эмблема у журнала и о чем она говорит?
3. Что тебе в нем особенно понравилось?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа с журналом «Мурзилка»
— Ребята, как вы думаете, какой журнал самый «старший»? Попробуйте разгадать загадку, какому журналу Сергей Михалков адресовал это пожелание.
...Его любят все. Любят мальчики и девочки. Любят мамы и папы. Любят дедушки и бабушки. Любят писатели, которые пишут для детей. Почему любят? Да потому, что он всегда ищет новое, интересное, полезное. Ищет и находит... Пусть он всегда будет другом детей. И пусть друзей у него будет еще больше!
— «Мурзилка» печатается с 1924 г. Сосчитайте, сколько ему лет.
— Кто герой журнала? (Мурзилка.)
Известно, что образ Мурзилки придумал художник А. Каневский (Мурзилка, 1937, № 7) и что сразу же с героем журнала начались самые невероятные и удивительные приключения, которые продолжаются и по сей день.
— Найдите в журналах, которые у вас на столе, приключения Мурзилки.
(Знакомство с новыми терминами проходит в процессе рассматривания номеров журнала.)
ПЕРИОД — промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит.
ПЕРИОДИКА - периодические издания (газеты, журналы, ежегодники).
ЖУРНАЛИСТ — литературный работник, занимающийся журналистикой.
ТИРАЖ — количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания.
НОМЕР — порядковое число предмета в ряду других однородных. ЭКЗЕМПЛЯР — отдельный предмет из ряда подобных.
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие журналы до этого урока вам были незнакомы?
Домашнее задание
Читать любимые журналы. Принести книги Д. Мамина-Сибиряка.
Журналы для детей
«Веселые картинки». На страницах журнала соседствуют юмористические стихи и коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики.
Есть разделы, с помощью которых можно смастерить самоделку. И конечно, в большом количестве ребусы, загадки, лабиринты, любопытные задания для детей.
Результаты опроса, проведенного среди дошкольников и младших школьников, показывают, что больше всего в этом возрасте дети любят читать о животных и о природе. Не отказывайте ребятам в удовольствии получить на все интересующие их вопросы этих областей исчерпывающие «серьезные» ответы, а не отговорки из области фантастики. Для этого, например, возьмите журнал «Филя».
«Филя». Это небольшое по объему ежемесячное издание о природе для детей построено по тому же принципу, что и «Веселые картинки». Много крупных иллюстраций, загадки, ребусы и короткие тексты. Но их вполне достаточно, чтобы удовлетворить любопытство маленьких читателей.
«Свирелька» и «Свирель». Не путайте два этих издания. «Свирель- ка» — ежемесячный журнал о природе для самых-самых маленьких (от 3 до 8 лет), а «Свирель» — тоже о природе, но для читателей постарше (от 7 до 12 лет). Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстраций — фотографии.
«Тошка и компания». Это «веселый журнал о животных» для детей. В нем очень много иллюстраций, причем не только рисованных, есть в «Тошке» и фотографии. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и даже постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок сможет собственноручно повесить на стену в детской. Публикуются в «Тошке» и рисунки, которые присылают в своих письмах читатели.
«Винни-Пух». На страницах журнала «живет» диснеевский Винни- Пух и, соответственно, все его американские друзья. Выходит он под лозунгом «Твой журнал о природе». Здесь яркие иллюстрации, фотографии животных и очень мало текстов. В основном маленьким читателям предлагаются развивающие задания на сообразительность, ребусы, головоломки, любопытные вопросы, с помощью которых ребенок может проверить свою эрудицию. Также в журнале есть странички-раскраски и странички-самоделки. Все обращения к детям происходят непосредственно от лица героев журнала. Если вы заметили, в основном все детские издания и передачи ведет какой-то один или несколько постоянных персонажей. Они становятся добрыми друзьями читателей, которым дети верят и к советам которых прислушиваются.
«Микки-Маус», «Том и Джерри», «Барби». Эти и другие журналы комиксов завоевали огромную популярность у детей. Это простое развлечение. Возрастная аудитория комиксов практически не ограничена. Они могут быть интересны всем, кто любит мультфильмы Диснея.
«Журнал сказок». В каждом его номере, стоит отметить, достаточно красочном, публикуется всего одна сказка. Интересная и, главное, поучительная. В основном это проверенные временем и полезные для сердца и разума сказки народов мира. Журнал будет интересен как дошкольникам, так и детям младшего школьного возраста.
Литературно-развлекательный журнал «Мурзилка». Он до сих пор живет и очень даже процветает. Кроме замечательных текстов, написанных известными детскими авторами, среди которых есть литературные произведения, познавательные и обучающие материалы, в журнале очень качественные яркие иллюстрации в виде рисунков и фотографий. А в середине каждого номера — изумительные репродукции полотен величайших художников и адаптированный текст об авторе и его творениях. А также бессменные комиксы, советы от «Мурзилки», головоломки, ребусы и загадки, конкурсы с призами. И конечно, письма и рисунки самих читателей.
Познавательный журнал для детей «СЕОленок». Создан по образцу журнала для взрослых «GEO». Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного!). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление полосными фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним. Все как в «GEO», только лучше, потому что для детей.
Литературно-познавательный журнал для младшего школьного возраста «Простоквашино». Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями мультипликационных героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы и викторины.
Детский журнал о природе для семейного чтения «Муравейник». В нем помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. Довольно серьезное познавательное издание, которое даже может выступать в качестве дополнительной учебной литературы школьникам. Тексты сопровождаются красочными фотографиями.
Журнал о домашних животных «Кот и Пес». В журнале — большие художественные фотографии домашних питомцев и советы по уходу за ними, истории из жизни хвостатых и письма читателей. Одно из любимейших изданий у маленьких любителей домашних животных.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения в 3 классе. Знакомство с учебником
Урок литературного чтения в 3 классе. Пословицы и поговорки русского народа
Литературное чтение, 3 класс. Носов «Огурцы». Рассказ
Урок литературного чтения в 3 классе. Наставления детям Владимира Мономаха
Нет комментариев. Ваш будет первым!