Урок литературного чтения в 3 классе. Пословицы и поговорки русского народа

Конспект урока литературного чтения «В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В.И. Даля.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, находить необходимую информацию в книге, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Оборудование: мультимедиапроектор, В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа» (любое издание), стихотворения на карточках, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Жизнь дана на добрые дела

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

А. Шибаев

— Как бы вы назвали это стихотворение? (Авторское название — «Слова, слова, слова».)

— Как вы понимаете слово безымянных? (Без имен, без названия.)

— Прочитайте с ускорением (с замедлением; с грустью; сердито; весело).

— Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний

— Вы когда-нибудь задумывались над названием каких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? Приведите примеры.

— Расшифруйте полное имя писателя, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. (Владимир Иванович Даль.)

SBЛLAWIДИVМИLPS IGИWВАSLHIWOVBИGЧ WДVSALGЛLSЬW

— Определите тему и цели урока.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

№3,4 (с. 14)

— Прочитайте текст «Знаете ли вы...». Что нового вы узнали?

— Какой материал о В.И. Дале вы нашли дома или в библиотеке?

— Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом.

— Почему о человеке судят не по его словам, а по делам?

— Какие русские народные пословицы вы подобрали, выполняя домашнее задание?

2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

— Прочитайте «Напутное слово» В.И. Даля.

— Что значит напутное слово? (На путь наставляет, благословляет.)

— Найдите в тексте непонятные вам слова. Что они означают?

- Актуально ли «напутное слово» сейчас? Почему?

3. Знакомство с книгой В.И Даля «Пословицы и поговорки русского народа»

- Познакомьтесь с обложкой книги и ее содержанием.

— Какие разделы есть в книге? Что вам захотелось прочитать?

- Все ли пословицы понятны, актуальны?

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Запишите понравившуюся пословицу из книги В.И. Даля в «Книгу мудрых мыслей». Почему именно эту пословицу вы выбрали?

Домашнее задание

Прочитать пословицы из книги В.И. Даля в «Творческой тетради» и распределить их по двум группам (добро — имущество, достаток; добро — благо). Выписать пословицы о добре.

Материал для учителя

Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) родился в городе Луганске в семье врача. Отец Даля был выходцем издании, получил образование в Германии, где изучал богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 г. поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебное плавание в Данию убедило его в том, что отечество его — Россия, что нет у него ничего общего с отчизной его предков. По окончании учебы (1819) Даль служил мичманом на Черноморском флоте. В это время он начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни — созданию «Толкового словаря живого великорусского языка». Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей жизни, был опубликован в 1867 г. В 1868 г. Владимир Иванович был избран почетным членом Академии наук.

Словарь Даля — первый и до сих пор единственный словарь русского языка, охватывающий как литературный язык, так и различные диалекты. Из 200 тыс. слов, включенных в словарь, более половины составляет литературная лексика, а более 80 тыс. слов, в основном диалектных, были записаны Далем в различных районах России. Стремясь обогатить литературный язык словами «живого», народного языка, Владимир Иванович не делал различий между литературной и диалектной лексикой. В качестве иллюстративного материала в словаре приводится большое количество фразеологизмов, пословиц, поговорок; в толкованиях содержится значительный материал этнографического и даже энциклопедического характера.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

О жизни и творчестве Гайдара

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Басни Крылова для 3 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!