Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Конспект урока литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты: предметные: определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки; метапредметные: прогнозировать содержание произведения, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: проявлять доброту, милосердие.

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями; видеозапись мультипликационного фильма по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно. Определите жанр. (Это скороговорка.)

Жаба, журавль и желтый жучок

В гости к ежихе шли на лужок.

— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно; скороговоркой).

III. Актуализация знаний

— Какие книги вы принесли на урок?

— Прочитайте на с. 120 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знакомо оно вам?

— Определите тему урока.

IV. Работа по теме урока

(Чтение произведения.)

— Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении.

— Объясните слова и выражения.

РОКОВОЙ ДЕНЬ — неизбежный, в данном случае драматический для Серой Шейки. Рок (понятие греческой мифологии) означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

КЛЮЧ — вытекающий из земли источник, родник.

ПОРОСЛЬ — молодые побеги растений.

КУРЛЫКАЛИ — о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

БЫВАЛЫЕ — опытные, много видавшие и испытавшие.

ПАРТИИ — группы лиц, объединяющихся с какой-нибудь целью.

КОСЯК — стая рыб, птиц.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества автора

— Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. (Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912).)

— Что вы о нем знаете? (См. материал для учителя.)

2. Работа над текстом

— Определите жанр произведения. Назовите особенности сказки. (Сказка — вымышленные герои, волшебство, чудеса.)

— Назовите особенности рассказа. (Рассказ — реальные события, реальные герои, реальные предметы.)

— Сделайте вывод. (В сказке о животных нет пейзажных описаний, авторских переживаний, а в рассказе о природе не может быть диалогов животных. Вывод: это авторская сказка.)

- Почему, по-вашему, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

— Назовите героев сказки.

— Кто такая Серая Шейка? Расскажите о ней. Когда вам было особенно ее жалко? Найдите в тексте этот эпизод.

— Вспомните: у нее были родители? Одинаково ли родители относились к своей дочери?

(Просмотр видеофрагмента.)

— Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? (Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится и даже решается остаться с ней зимовать.)

— А Селезень? (Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше; если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)

— Выберите: какие черты характера присущи Утке, а какие — Селезню?

Доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие.

— Дайте характеристику этих героев. (Утка — самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень — эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)

— С кем из них хорошо находиться рядом?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке? Назовите его имя.

— Что вы узнали о его жизни и творчестве?

Домашнее задание

Найти «Аленушкины сказки» и читать их.

Материал для учителя

Родился Д. Мамин-Сибиряк в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано. Цикл «Аленушкиных сказок» создавался с 1894 по 1897 г. Сказки первоначально не предназначались для опубликования — они сочинялись и рассказывались для тяжелобольной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. Задумывались они как педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка — это своеобразный урок, лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают ее в изумление — все уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но постарайся и не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей в виду, что, пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное — надо уметь любить жизнь.

Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи — в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия.

Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслуженно считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы о маленьких тружениках. Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 3 классе. Знакомство с учебником

Урок литературного чтения в 3 классе. Пословицы и поговорки русского народа

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Периодическая печать. Журналы для детей

Урок литературного чтения в 3 классе. Наставления детям Владимира Мономаха

Литературное чтение, 3 класс. Носов «Огурцы». Рассказ

Нет комментариев. Ваш будет первым!