Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты и героев; метапредметные: находить необходимую информацию в соответствии с заданием, ориентироваться в прочитанных произведениях; личностные: выступать публично с сообщениями.
Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей, карточки с заданиями.
I. Открытие конференции
Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты! Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля — наш дом родной».
В президиум приглашаются корреспонденты газеты из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости».
(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)
II. Выступления участников конференции
Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса».
(Корреспондент делает сообщение.)
Стая птиц под снегом
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался, и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега вокруг него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют — и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
— Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о лесных жителях.
(Учащиеся дополняют выступление своими рассказами о животных из произведений раздела учебника или из энциклопедий о животных.)
Слово для выступления предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел».
(Корреспондент делает сообщение.)
Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.
Речной бобр — крупный грызун, достигает 30—32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.
Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее — Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
Ондатра дает красивый ценный мех.
— Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.
(Рассказы учеников.)
— Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.
Неужели вся река замерзнет? — думала Серая Шейка с ужасом. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали ... и ....
Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем
Ответ: белки и зайцы; вылетел Заяц.
— Откуда этот отрывок? (Из авторской сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.)
— Какая смерть грозила бедной Серой Шейке? (Ее могла съесть лиса.)
Слово корреспонденту из отдела «Почта».
(Корреспондент делает сообщение.)
Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь.
Жалоба 1. «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
— О ком говорится? (О жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.)
Жалоба 2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
— О ком этот текст? (О летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
— Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?
(Учащиеся делают сообщение о кукушке.)
Кукушка — единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?
Кукушка — птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное — она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
Я корреспондент отдела городских новостей, хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был —
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
С. Махотин
— Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Учащиеся рассказывают о мальчике и карасике и другие истории из произведений изученного раздела.)
— В каких произведениях вы встретились с проявлением материнского инстинкта у животных? (М. Горький «Воробьишко», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», В. Берестов «Кошкин щенок».)
Корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.
(Учащиеся инсценируют диалог.)
— Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
— Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье — ароматы цветов.
Но живу я недолго — не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Ребята, я слышал про мальчика, который обменял игрушку на живое существо и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он? (Это Сережа из рассказа Н. Носова «Карасик».)
III. Подведение итогов конференции
— Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели и их рассказы? О чем заставили задуматься? (Они научили нас любить и ценить живое вокруг себя. Все хотят жить!)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
(Конференция закачивается хоровым исполнением песни.)
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробьи
Песенкой разбудят.
А царапать и кусать
Вас никто не будет...
Если вам по душе
Красота земная,
Берегите ее,
Устали не зная.
М. Пляцковский
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Нет комментариев. Ваш будет первым!