Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты:
предметные: знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки, оперировать понятиями народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки;
метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной литературе, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу;
личностные: работать с текстом повествовательного характера (определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемым).
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Иван-царевич и Серый Волк», карточки с текстом речевой разминки, репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
► Сказка "Иван-царевич и Серый Волк"
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте жужжащим способом.
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
— Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Их говорил козленочек из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он с берега реки звал свою сестрицу.)
(Учитель закрывает слова на доске.)
— Попробуйте прочитать их выразительно по памяти.
— Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, / Желты пески на груди легли.)
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите кратко вашу любимую сказку.
IV. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк.)
(Учитель записывает отгадку на доске.)
У кого ты ни спроси —
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его... (Иван).
(Учитель записывает и эту отгадку.)
— Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)
— Прочитайте на с. 50 учебника название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)
— Кто ее автор? (У неё нет автора. Это русская народная сказка.)
— Сегодня мы будем читать новую сказку, но, прежде чем, перейдем к чтению, немного отдохнем.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Текст сказки на с. 50—59 читают учитель и хорошо читающие ученики. Словарная работа проводится по ходу чтения.)
КАРАУ◜ЛЫ — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-нибудь.
ПОХИ◜ТНИК — похититель.
ПОЗА◜РИЛСЯ — зариться — смотреть на кого-, что-нибудь с завистью, желать получить для себя.
ЗАДО◜ЛИТ — одолеет.
НАУТЁК — бегом (спасаясь от кого-то).
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
— Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?
— К какой группе сказок она относится? (Это волшебная сказка.)
— С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
— Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
— Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица. Она их клевала.)
— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)
— Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились отцу и отправились в путь-дорогу.)
— Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самым ответственным из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
— Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел волк.)
— Кто стал помогать герою? (Волк.)
— Что необычного было в сером волке? (Серый Волк скакал — синие леса мимо глаз пропускал, озера хвостом заметал.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учились на уроке?
— Вспомните признаки сказки. Найдите в тексте описание событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?
Домашнее задание
Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.
Любая волшебная сказка имеет следующие структурные элементы: наличие реального мира, в котором живут герои; запрет и нарушение запрета; уход героя из дома; испытания героя; возвращение домой, вознаграждение, свадьба.
Признаки волшебной сказки:
• есть герой;
• есть животные-помощники;
• есть Баба-яга;
• испытание в волшебном мире героев сказки;
• волшебные превращения;
• волшебные предметы.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Нет комментариев. Ваш будет первым!