Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ, работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения), составлять собственное высказывание; работать в группе.
Планируемые результаты: предметные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); метапредметные: составлять собственный текст, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: проявлять бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: выставка книг и портрет В. Бианки, магнитная азбука, видеозапись мультипликационного фильма по произведению В. Бианки.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Муравьи
Муравьишки-муравьята,
Торопливые ребята.
Рано утром на дорожке,
По зелененькой тропинке —
Муравьиные сапожки,
Муравьиные ботинки.
Муравьишки-муравейки,
Посидите на скамейке!
Но бегут быстрей девчонок,
Торопливее мальчишек
Муравьиха,
Муравьенок,
Муравьишка...
П. Вегин
- Прочитайте стихотворение медленно (разделяя слова на слоги; грустно; весело; с удивлением; с восхищением; громко; тихо; очень быстро).
III. Актуализация знаний. Постановка темы урока
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Муравей невелик, а горы копает.
• Муравей не по себе ношу тащит, да никто ему спасибо не скажет.
— Ребята, а что вы знаете о муравьях?
- Расшифруйте имя писателя. (Виталий Валентинович Бианки.)
йлаИВТи воитеВАЛннич икБАнИ
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 107—114
— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. («Приключения Муравьишки».)
— Кто автор этого произведения? (Виталий Бианки.)
— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чем он?
(Учитель показывает выставку книг писателя.)
- Что вы знаете о В. Бианки? Вспомните, что вы узнали о нем во 2 классе. Что вы можете сказать о нем: это человек, который только отдыхает на природе и пользуется ее дарами, или это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу?
Любовь к природе — естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и ученый Виталий Валентинович Бианки.
Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.
Если вы еще не знакомы с Муравьишкой, который спешил домой, маленьким мышонком Пиком и другими героями Виталия! Бианки — откройте книгу, познакомьтесь!
(Чтение произведения учителем и учащимися.)
- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— От чьего имени ведется рассказ?
— Кто герой произведения? Как автор к нему относится?
— Предположите, для чего Муравьишка залез на березу. (Предположения детей.)
— Рассмотрите иллюстрации, найдите и зачитайте отрывки, соответствующие им.
- Что в произведении В. Бианки правда, а что вымысел?
- К какому жанру можно отнести «Приключения Муравьишки»? Докажите, что мы можем назвать это произведение сказкой. (Герои разговаривают.)
— Какие интересные факты из жизни животного мира вы узнали из этого произведения? Прочитайте.
— Можно ли это произведение назвать научно-познавательным? Найдите подтверждения в тексте.
- Какие события произведения могли быть только в художественном тексте?
(Работа по заданию № 5 на с. 114 учебника.)
Посмотрим видеозапись мультипликационного фильма по произведению В. Бианки.
— Понравился вам мультфильм?
— Похожи ли ваши герои на героев, которых создали художники?
VII. Рефлексия
— Что вы сегодня узнали на уроке?
— За что бы вы себя похвалили?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением»
Домашнее задание
Прочитать произведение В. Бианки. Выполнить задание № 6 нас. 114 учебника.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Муравьев не нужно трогать:
Третий день в глуши лесов
Все идут, пройти не могут
Десять тысяч муравьев.
Как носильщик настоящий
С сундуком семьи своей,
Самый черный и блестящий,
Самый сильный муравей!
Настоящие вокзалы —
Муравейники в лесу:
В коридоры, двери, залы
Муравьи багаж несут!
Самый сильный, самый стойкий,
Муравей пришел уже
К замечательной постройке
В сорок восемь этажей.
О. Мандельштам
— Все ли понятно и правильно в стихотворении?
- Прочитайте шепотом (громко; с ускорением; начав быстро, затем замедляя темп; выразительно; скороговоркой).
III. Работа по теме урока
- Какие опорные слова и выражения вы подобрали?
- Перескажите рассказ В. Бианки «Приключения Муравьишки».
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Выполнение заданий в «Творческой тетради»
- Нас. 31 прочитайте авторский текст.
(Учащиеся зачитывают авторский текст.)
- Что предлагает сделать Татьяна Коти?
- Вспомните, что вы знаете о бабочках.
— Подумайте, где можно найти научно-познавательный текст о бабочках: в энциклопедии, в книгах В. Бианки, в сборнике сказок о животных?
- Представьте, что Муравьишка повстречал на своем пути красавицу Бабочку. Подумайте, как Бабочка могла бы помочь Муравьишке добраться до дома. Что она ему могла сказать, что для него сделать?
— Составьте план своего рассказа. Запишите рассказ в тетрадь. Справиться с заданием вам поможет «Словарная коробочка».
(Учащиеся в группах обсуждают и выполняют задания.)
- Прочитайте свои рассказы.
(Если ученики не успеют выполнить задание, то доделываю его дома.)
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?
Домашнее задание
Читать рассказы о природе. Читать научные тексты о животных.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Нет комментариев. Ваш будет первым!