Сценарий конкурсной программы по биологии для старшеклассников, студентов колледжа и техникума
Конспект внеклассного мероприятия (конкурса) по биологии на тему «Угадай растение»
Автор: Мещерякова Раиса Дмитриевна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж», г. Пенза
Описание материала: В данной разработке представлен сценарий проведения внеклассного мероприятия по биологии в форме конкурса по теме «Угадай растение». Это мероприятие направлено на обобщение, систематизацию и закрепление знаний о растительном мире, полученных на уроках биологии. Материал предназначен для обучающихся 16-17 лет (учащихся старших классов, студентов начальных курсов техникумов и колледжей).
Цель: продолжить формирование представлений о многообразии растительного мира.
Задачи:
Образовательные: повторить полученные знания по систематике растений; научить применять их в практической деятельности; проверить степень усвоения дисциплины «Биология».
Развивающие: развитие творческой активности; дальнейшее формирование способности логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, выделять главную мысль, работать с различными источниками информации.
Воспитательные: воспитать интерес к биологии, любознательность, чувство бережного отношения к природе; показать тесную связь теоретических знаний с практикой.
Демонстрационный материал: гербарный материал, муляжи плодов растений.
Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа.
Организация мероприятия (конкурса)
Конкурс «Угадай растение» проводится в пять туров, принимают участие восемь обучающихся, а остальные присутствуют в качестве болельщиков. Можно конкурс начать со всеми обучающимися, но по мере потери баллов они отсеиваются.
Первый тур - разминочный.
Во втором туре принимают участие все участники (обучающиеся, набравшие наименьшее количество баллов, выбывают из всех туров).
В третьем туре участвуют шесть студентов.
На пятый тур остаются два студента. Игра идет до трех баллов.
Проведение конкурса и его оценка:
1 тур – «Во саду ли, в огороде».
2 тур – «Угадайте растение по морфологическим признакам».
3 тур – «Определите название плода растений».
4 тур – «Угадайте растение по гербарному материалу».
5 тур – «Торг за право отгадывания растения по вегетативным и генеративным органам».
Ход мероприятия
Первый тур «Во саду ли, в огороде!»
Обучающиеся должны отгадать загадки. За каждое отгаданное растение присуждается пять баллов.
Подскажите-ка, ребятки,
Что растет на этой грядке?
Полосатый карапуз
С длинными усами
Называется…
Как? Скажите сами.
(арбуз)
Ровным строем у забора
Розовеют ...
(помидоры)
Дальше наш зеленый друг,
Называется он ...
(лук)
Здесь внимательно гляди-ка,
Что краснеет?..
(земляника)
Вам, наверное, обидно,
Что ее совсем не видно:
От забора до дорожки
Здесь насажена ...
(картошка)
Наклонись над грядкой низко –
Кто сидит в земле?
(редиска)
Потянулась с громким хрустом
Тугобокая...
(капуста)
Ну, теперь узнали вроде,
Что растет на огороде.
Второй тур «Угадайте растение по морфологическим признакам»
Преподаватель читает морфологическую и биологическую характеристику и назначение определенного растения, обучающиеся должны угадать, что это за растение. Кто догадался, сразу поднимает руку и называет. Если ответ правильный, присуждается 10 баллов. Если ответ неправильный, то читается дальше. А тот, кто назвал растение неправильно, теряет права участия. По итогам второго тура два участника, набравшие меньшее количество баллов, выбывают из конкурса. А остальные продолжают играть в третьем туре конкурса.
Задания второго тура:
1. Этим растениям принадлежит большая роль в сложении растительности Севера, особенно болот. У них нет корней. Они образуют многочисленные боковые ветви, отстающие и прилегающие к главной оси, густо покрытые листьями. Листья состоят из одного слоя живых хлорофиллоносных клеток и чередующихся с ними мертвых клеток, способных накапливать и удерживать воду. Ризоидов нет, и вода поступает по стебельку. Коробочка со спорами имеет крышечку.
(Мох сфагнум)
2. Растения являются первопоселенцами незаселенных пространств. Они способны переносить длительное обезвоживание, поглощать воду с минеральными веществами всем телом, размножаться спорами и вегетативно, образованы водорослью и грибами. На севере служат кормом для оленей.
(Ягель)
3. Это многолетнее растение с надземными и подземными побегами. Полый ребристый стебель, пропитанный кремнезёмом, состоит из члеников. Членики легко обламываются в местах, где, словно воротнички, окружают стебель чешуевидные бурые листья. Листья срастаются в трубку. От узлов наземных побегов отходят зелёные боковые ветви. Размножается спорами и вегетативно – корневищами, имеющими клубни. У него наземные побеги двух типов – спороносные, развивающиеся ранней весной и после спороношения отмирающие, и зелёные побеги, появляющиеся им на смену и отмирающие к зиме. Растёт как сорное растение на кислых почвах.
(Хвощ полевой)
4. Это растение из семейства сосновых, влаголюбивое и на бедных питательными веществами почвах не растёт, хвоинки четырехгранные, живут до пяти-семи лет. Весной на верхушках появляются торчащие вверх ярко-красные женские шишечки. Семена рассеиваются ветром к концу зимы. Его древесина – источник бумаги, кора – применяется при дублении кожи. На Новый год его приносят в дом в качестве украшения.
(Ель обыкновенная)
5. Это вечнозеленый кустарничек со стелющимися побегами из семейства брусничных, интересен его цветок: венчик розовый, колесовидной формы с отогнутыми вниз лопастями. Это, пожалуй, самая известная и почитаемая ягода сфагновых болот. Особенно она вкусна весной, когда её яркие ягоды освобождаются из-под снега.
(Клюква обыкновенная)
6. Этот сорняк с яркими синими лепестками знаком всем с детства. Растение однолетнее. Листья очерёдные, сидячие, как и стебель, покрыты шершавыми волосками. Цветочные корзинки снаружи покрыты обёрткой из черепитчатых прицветников. Краевые сине-лазуревые воронковидные цветки привлекают насекомых, в центре – трубчатые сине-фиолетовые цветки. Растение лекарственное, медоносное.
(Василек синий)
7. Это растение из семейства лютиковых. На лесных полянах ярко-жёлтые одиночные цветки затмевают все растения мая. Многолетние растения с хрупким корневищем и прямым стеблем. Листья пальчатораздельные. Прикорневые листья черешковые, стеблевые, сидячие. Плод – многолистовка, содержит чёрные овальные семена. Оно занесено в Красную книгу. Золотистый блеск цветков предупреждает животных – растение ядовито! Как декоративное растение широко используется в озеленении парков и садов.
(Купальница европейская)
8. Растение из семейства розановых. Растёт в светлых лесах, на опушках, вырубках, на лугах. От толстого короткого корневища отходят придаточные корни и розетки листьев с длинными побегами (усами). Побеги укореняются в узлах и дают начало новым растениям. Прикорневые листья тройчатые, листочки сидячие с крупными острыми зубчиками. Цветение начинается в мае и продолжается почти все лето. Цветки собраны в зонтиковидное соцветие. Висячий плод – ложная ягода. Выведено много гибридных сортов, которые обычно называют клубникой. Сухие ягоды заваривают и пьют при простуде.
(Земляника обыкновенная)
9. Это растение из семейства бобовых. В культуре возделывают как однолетнее растение. Стебель цепляющийся, имеет усики, плод – боб. Листья парноперистые. Цветок мотылькового типа. В культуре известны два вида - полевой и посевной.
(Горох)
10. Это двулетнее растение из семейства маревых. В первый год образует розетку прикорневых листьев и корнеплод, во второй год из корнеплода вырастает стебель, несущий соцветие тирс. Возделывают в больших промышленных масштабах для сахароварения как овощное и кормовое растение. Иногда дичает и растет как сорняк (особенно в Закавказье).
(Свекла)
11. Двулетнее растение из семейства крестоцветных. Из пазушных почек образуются маленькие кочанчики. Возделывают как овощное растение.
(Капуста)
12. Однолетнее растение с неветвистыми усиками из семейства тыквенных. Завязь цилиндрическая, шиповатая. Цветы раздельнополые. Плод – тыквина, однодольное или двудольное. Возделывают как овощное растение, в диком состоянии не обнаружено. Различают партенокарпические и пчёлоопыляемые сорта.
(Огурец)
Третий тур «Определите название плода растения»
Плод – орган, свойственный только для покрытосеменных, сочные плоды характеризуется наличием в околоплоднике растений сочных мясистых клеток. В сухих плодах все слои околоплодника высыхают.
По морфологической характеристике нужно определить, как называется данный плод растения. По итогам третьего тура ещё два участника выбывают из игры.
1. Сочный многосемянный плод. Наружный слой околоплодника – толстокожистый, богатый эфирными маслами, окрашенный, средний слой сухой, рыхлопористый, белый; внутренний слой состоит из сочных клеток - волосков на внутреннем кожистом слое околоплодника.
(Лимон)
2. Односемянный плод с сочным срединным слоем околоплодника; внутренний слой деревянистый и образует косточку, в которой находится семя. Бывает у вишни, сливы и др.
(Костянка)
3. Многосемянный сочный плод. Внутренний слой стенки плода хрящеватый и образует пять гнёзд, в которых находится по два семени; наружный - кожистый, срединный мясистый и сочный. Бывает у груши, яблони.
(Яблоко)
4. Это сухой плод. Вскрывается плод от вершины к основания двумя створками по брюшному и спинному швам. У гороха и фасоли.
(Боб)
5. Имеет твёрдый деревянистый околоплодник. Семя лежит свободно у лещины.
(Орех)
Четвёртый тур «Угадайте растения по гербарному материалу».
Предлагаются гербарии растений. Участники должны назвать род, семейство, порядок и класс. За каждый правильный полный ответ присуждается 10 баллов. По итогам четвертого тура еще два человека выбывают из игры.
Пятый тур «Торг за право отгадывания растения по вегетативным и генеративным признакам»
Участники торгуются за право отгадывания растения. Набравший большее количество баллов первым начинает торг.
Например:
Он говорит: «Я отгадаю это растение по листьям, стеблю, плоду и семени, цвету и корням».
Второй продолжает торг.
И так торг продолжается до тех пор, пока обучающиеся не назовут самое меньшее число органов растений. За каждое отгаданное растение присуждается один балл. Участник, набравший 3 балла, является победителем конкурса и набирает еще 50 баллов.
Подведение итогов и выставление оценок.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Конспект урока биологии в 8 классе
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 7 класса