Учащимся предлагается квадрат со стороной, равной десяти клеткам. Вверху по горизонтали над квадратом записаны буквы от а до к, (кроме е и й), а слева от квадрата по вертикали сверху вниз записаны числа от 1 до 10 . Такой квадрат известен всем по игре «Морской бой».
Сетка для кроссворда «Морской бой»
Ответы записывают сверху вниз. Ключевое слово записывается по горизонтали. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой.
Подобные кроссворды удобны, так как для них не нужно рисовать замысловатые сетки, а вопросы можно раздать каждому ученику или записать на доске.
Приведем примеры использования описанного кроссворда на уроках физики.
а1-а7. Парообразование, идущее из жидкости.
б4-б10. Единица измерения количества теплоты.
в2-в10. Устройство, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
г2-г9. Удельная теплота ...
д1-д9. Перенос энергии потоками вещества.
е2-е10. Процесс превращения твердого тела в жидкость.
ж2-ж5. Конденсация водяного пара на растениях.
з1-з9. Характеристика содержания водяного пара в воздухе.
и1-и7. Вид теплового двигателя.
к1-к7. Деталь двигателя внутреннего сгорания.
Ключевое слово в строке а5-к5 - процесс увеличения температуры.
Ответы: кипение, калория, двигатель, сгорания, конвекция, плавление, роса, влажность, турбина, поршень.
Ключевое слово: нагревание.
Вариант 1
а1-а7. Физик, занимавшийся изучением взаимодействия электрических зарядов.
б5-б9. Ученый, проводивший опыты по делению зарядов.
в5-в10. Материал, который используется в опытах по электризации.
г3-г7. Единица измерения электрического заряда.
д3-д7. Чертеж соединения электрических приборов в цепь.
е3-е5. Упорядоченное движение заряженных частиц.
ж1-ж8. Элементарная частица, название которой в греческом языке обозначает «янтарь».
з1-з9. Прибор для измерения силы тока.
и1-и9. Одно из действий электрического тока.
к2-к9. Угольный стержень как контакт в гальваническом элементе.
Ключевое слово в строке а5-к5 - другое название непроводника.
Ответы: Фарадей, Иоффе, эбонит, кулон, схема, ток, электрон, амперметр, магнитное, электрод.
Ключевое слово: диэлектрик.
Вариант 2
а1-а9. Короткое ...
б5-б6. Ученый, в честь которого назван закон для участка цепи.
вЗ-в6. Ученый, рассчитавший количество теплоты, выделяемое проводником с током.
г2-г7. Изобретатель, усовершенствовавший электрическую лампу.
д1-д7. Прибор для регулирования силы тока.
е4-е8. Прибор, который используется для освещения.
ж2-ж9. Величина, равная работе, совершенной в единицу времени.
з3-з10. Прибор для измерения мощности.
и1-и7. Деталь электронагревательных приборов.
к2-к6. Одна из величин, от которых зависит удельное сопротивление проводника.
Ключевое слово в строке а5-к5 - вещество, использующееся в электроприборах.
Ответы: замыкание, Ом, Ленц, Эдисон, реостат, лампа, мощность, ваттметр, спираль, длина.
Ключевое слово: константан.
а1-а8. Единица измерения оптической силы линзы.
б4-б9. Ученый, обнаруживший взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки.
в4-в9. Прибор с магнитной стрелкой.
г5-г9. Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями.
д3-д10. Неполное перекрывание светового потока.
е1-е9. Часть электромагнита.
ж1-ж6. Устройство с северным и южным полюсом.
з1-з10. На ней печатаются фотографии.
и2-и8. Несколько витков изолированного проводника.
к1-к5. Точка пересечения лучей у линзы.
Ключевое слово в строке а5-к5 - вид транспорта. Ответы: диоптрия, Эрстед, компас, линза, полутень, сердечник, магнит, фотобумага, катушка, фокус.
Ключевое слово: троллейбус.
Кроссворд по материалу темы «Основы кинематики»
а5-а8. Единица измерения перемещения.
б6-б10. Величина, измеряемая в секундах.
в1-в7. ... отсчета.
г2-г10. Быстрота изменения скорости.
д4-д8. Тело, размерами которого можно пренебречь.
е5-е8. Длина траектории.
ж3-ж10. Быстрота движения.
з3-з10. Автор гелиоцентрической модели.
и4-и10. Итальянский ученый, изучавший равноускоренное движение и оспоривший многие утверждения Аристотеля.
к1-к7. Явление прямолинейного, равномерного, свободного движения.
Ключевое слово в строке а7-к7 - линия, по которой движется тело.
Ответы: метр, время, система, ускорение, точка, путь, скорость, Коперник, Галилей, инерция.
Ключевое слово: траектория.
а2-а10. ... тяготение.
б1-б6. Автор трех законов механики.
вЗ-в8. Средство передвижения в космосе.
г2-г8. Первый космонавт.
д1-д10. Притяжение тел друг к другу.
е2-е8. Свободное ... тел.
жЗ-ж9. Ученый, руководивший созданием первой ракеты.
з6-з10. Часть ракеты.
иЗ-и8. Самая большая планета Солнечной системы.
к1-к7. Произведение массы и скорости.
Ключевое слово в строке а6-к6 - свойство тел сохранять свою скорость.
Ответы: всемирное, Ньютон, ракета, Гагарин, гравитация, падение, Королев, сопло, Юпитер, импульс.
Ключевое слово: инертность.
а3-а10. Автор теории электромагнитного поля.
б4-б8. Величина, которая обозначается буквой Ф.
в1-в5. Единица магнитного потока.
гЗ-г7. Единица силы тока.
д2-д9. Характеристика магнитного поля.
еЗ-е7. Единица магнитной индукции.
ж5-ж9. Частица света.
з2-з8. Несколько витков изолированного проводника.
и5-и8. Русский ученый, принимавший участие в разработке генераторов электрический энергии.
к2-к8. Ученый, открывший явление электромагнитной индукции.
Ключевое слово в строке а5-к5 - название молекулы в работах Ломоносова.
Ответы: Максвелл, поток, вебер, ампер, индукция, тесла, квант, катушка, Ленц, Фарадей.
Ключевое слово: корпускула.
al-a10. Колебания с частотой больше 20000 раз в секунду.
б4-б10. Твердое тело, совершающее колебания около неподвижной точки.
в5-в9. Колебания, распространяющиеся в пространстве.
г1-г8. Явление совпадения собственной частоты и частоты вынуждающей силы.
д3-д5. Никто его не видывал, а слышать - всякий слыхивал, без тела, а живет оно, без языка - кричит.
е5-е10. Одна из характеристик звука.
ж4-ж9. Время одного колебания.
з3-з9. Число колебаний в единицу времени.
и1-и9. Наибольшее отклонение от положения равновесия.
к4-к7. Величина, равная одному колебанию в секунду.
Ключевое слово в строке а5-к5 - устойчивое положение маятника.
Ответы: ультразвук, маятник, волна, резонанс, эхо, высота, период, частота, амплитуда, герц.
Ключевое слово: равновесие.
а3-а9. Устройство для осуществления управляемой ядерной реакции.
б5-б10. Общее название для протона и нейтрона.
в1-в9. Ученый, открывший радиоактивность.
г2-г10. Альфа-, бета-, гамма-...
д5-д10. Самопроизвольное превращение одного химического элемента в другой.
е2-е9. Ученый, открывший закон о взаимосвязи массы и энергии.
ж4-ж10. Разновидности химического элемента, которые отличаются массой атомных ядер.
з5-з9. Элементарная частица, имеющая дробный заряд.
иЗ-и9. Город, в котором была построена первая атомная электростанция.
кЗ-кб. Единица поглощенной дозы излучения.
Ключевое слово в строке а6-к6 - химический элемент.
Ответы: реактор, нуклон, Беккерель, излучение, распад, Эйнштейн, изотопы, кварк, Обнинск, грей.
Ключевое слово: курчатовий.
а4-а9. Раскрашенное коромысло
Через реку повисло.
б4-б7. Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
в3-в7. Без рук, без ног по полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву преклоняет.
г1-г6. Летит огневая стрелка,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
д3-д7 Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.
е5-е8. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
ж4-ж10. День и ночь кричит,
А голос не устает.
з5-з8. Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.
и3-и5. На всякий зов дает ответ,
А ни души ни тела нет.
к2-к7. Голубой платок, красный колобок
По платку катается, морям улыбается.
Прочтите ключевое слово в строке а5-к5.
Ответы: радуга, снег, ветер, молния, запах, роса, водопад, тень, эхо, солнце.
Ключевое слово: антипротон.
а5-а10. В. Я. Брюсов. Смерть рыцаря Ланцелота.
Хватают рыцари мечи и рубятся сплеча.
Как искры от ночной свечи, так искры от меча.
- Какое явление приводит к появлению искр от мечей?
б1-б6. Ф. И. Тютчев. Как неожиданно и ярко.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
- Какое явление описано в стихотворении?
в6-в9. Э. Ростан. Певец зари, ода Солнцу.
О Солнце!.. Там, где тень от лип густа и ароматна,
Кидаешь ты такие пятна, что жалко мне ступать по ним.
- Что является источником упомянутых пятен?
г1-г6. Угадайте название стихотворения И. А. Бунина.
Но откуда б, в ветре и тумане, ни швыряло пеной через борт,
Верю - он опять поймает Nord, крепко сплю, мотаясь на диване.
дЗ-д8. Закон этого ученого правит в былине «О Святогоре-богатыре».
Слезает Святогор с добра коня.
Ухватил он сумочку обемя рукама,
Поднял сумочку повыше колен, -
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет.
Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
е4-е6. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
Никто его не видывал, а слышать - всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно, без языка - кричит.
- О каком явлении идет речь?
ж1-ж6. Ф. И. Тютчев. «Успокоение».
Гроза прошла - еще курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
- Какое явление сразило дуб?
з2-з6. И. А. Бунин. Бушует полая вода...
Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом
Густые белые пары напоены теплом и светом.
- О каком явлении идет речь?
иЗ-и7. Угадайте название стихотворения И. А. Бунина.
В кипящей пене валуны, волна, блистая, заходила –
Ее уж тянет, тянет сила всходящей за морем луны.
Во тьме кокосовых лесов горят стволы, дробятся тени –
Луна глядит - и, в блеске, в пене, спешит волна на тайный зов.
кЗ-к7. Проведите аналогию к стихотворению А. Ахматовой.
Молюсь оконному лучу - он бледен, тонок, прям.
- Какой прибор дает тонкий, прямой луч?
а6-к6. В данной строке находится ключевое слово. Это физическая величина, заданная в сказке П. П. Ершова «Конек- Горбунок».
Ну-с, так едет наш Иван за кольцом за окиян.
Горбунок летит, как ветер, и в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал и нигде не отдыхал.
Ответы: трение, радуга, свет, «Компас», Ньютон, эхо, молния, туман, отлив, лазер.
Ключевое слово: расстояние.
а2-а9. Ж. Верн. Опыт доктора Окса.
«По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа - доблесть, остроумие, воображение - обусловлены воздействием особого газа, который он умел получать «в больших количествах и без особых затрат, причем он не пользовался марганцевокислым натрием... а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи».
- Какой газ хотел использовать доктор Оке?
б4-б9. Ж. Верн. Робур-Завоеватель.
«Окруженное серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита... То было поистине величественное зрелище!»
- Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.
в3-в10. Г. Р. Хаггард. Копи царя Соломона.
«С каждой минутой... тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал еще больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть ее поверхности, которая не была еще охвачена мраком, стала пепельно-серой... Кольцо тени все больше и больше закрывало луну - оно теперь уже заволокло более половины ее кроваво-красного диска... а багровая мгла сгущалась все больше и больше».
- Какое явление вы узнаете в отрывке?
гl-г9. А. М. Волков. Волшебник Изумрудного города.
«Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат... Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось спать».
- Какое явление усыпляло Элли?
дЗ-д9. И. С. Лесков. Соборяне.
«Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред собою темный ствол дуба, и к нему плывет светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано у основания».
- О каком явлении идет речь в отрывке?
Ответы: кислород, сияние, затмение, конвекция, шаровая (молния).
Игра по физике с ответами, 8 класс. Электричество. Конспект
Вечер физики в школе. Сценарий мероприятия для школьников
Устный журнал по физике для школьников старших классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!