Экологическое воспитание в школе. Программа факультатива по экологии
Примерная программа кружка (факультатива) «Экология комнатных растений» для обучающихся 6-7-х классов
1. Пояснительная записка
В каждой школе, в каждом классе есть комнатные растения, которые радуют глаз своей зеленью и цветами круглый год. Но очень часто ученики, да и учителя не имеют достаточных знаний о тех растениях, которые во все времена года создают в наших жилищах уют и улучшают экологическую обстановку.
В настоящее время издано много пособий о растениях, живущих в нашем доме, где описаны редкие и даже экзотические виды, уход за которыми порой бывает трудоемким, требует специальных знаний, особой почвы, дополнительного освещения, удобрений, а следовательно, материальных затрат. Данная программа предполагает ознакомление учащихся с наиболее распространенными, неприхотливыми растениями, традиционно выращиваемыми в наших домах.
Программа делится на два раздела:
1. Теоретическая часть. Основными темами для изучения являются анатомия, физиология и происхождение комнатных растений.
2. Практическая часть. Отработка практических навыков по уходу за растениями.
Программа может стать основой при разработке учителем авторской (индивидуальной, рабочей) программы как факультативного учебного курса, так и работы экологического кружка или клуба.
Возрастная группа обучающихся — 6—7-е классы. Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, исследовательский, поисковый. В процессе реализации программы используются различные формы работы: экскурсии, семинары, практические работы, подготовка и обсуждение сообщений, рефератов. В результате применения разнообразных форм и методов обучения воспитанники свободно ориентируются в мире комнатных растений, их систематике, анатомии и физиологии, приобретают умения и навыки по уходу за растениями.
2. Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
В том числе
|
Теория
|
Практика
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Теоретическая часть
|
1
|
Происхождение комнатных растений
|
6
|
6
|
—
|
1.1
|
Растения пустынь
|
1
|
1
|
—
|
1.2
|
Растения тропических лесов
|
1
|
1
|
—
|
1.3
|
Растения тропических болот
|
1
|
1
|
—
|
1.4
|
Растения субтропиков
|
1
|
1
|
—
|
Окончание
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.5
|
Растения-переселенцы
|
1
|
1
|
—
|
1.6
|
Растения с наших клумб
|
1
|
1
|
—
|
2
|
Анатомия и физиология растений
|
11
|
—
|
—
|
2.1
|
Корневая система
|
3
|
1
|
2
|
2.2
|
Виды стеблей
|
4
|
1
|
3
|
2.3
|
Листовые пластинки
|
4
|
1
|
3
|
3
|
Условия произрастания растений в наших жилищах
|
7
|
—
|
—
|
3.1
|
Световой режим
|
2
|
1
|
1
|
3.2
|
Режим увлажнения
|
3
|
1
|
2
|
3.3
|
Воздушный режим
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Использование растений на уроках биологии и географии
|
2
|
1
|
1
|
Практические работы
|
1
|
Некоторые опыты с комнатными растениями
|
2
|
—
|
2
|
2
|
Паспортизация комнатных растений
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Правила ухода за растениями в разное время года
|
3
|
—
|
3
|
4
|
Виды и способы озеленения помещений
|
2
|
—
|
2
|
5
|
Элементы декорирования кашпо и горшков
|
1
|
—
|
1
|
Общее количество учебных часов
|
30
|
14
|
16
|
4 часа (резерв) — экскурсии (ботанический сад), однодневные походы, проведение экологического фестиваля.
|
3. Краткое содержание программы
Раздел 1. Происхождение комнатных растений
Тема 1. Растения пустынь: кактусы, агавы, алоэ, столетник, аспарагусы, пальмы.
Тема 2. Растения тропических лесов: монстера, фикусы, бегонии, колеусы, сансевьера, бальзамин.
Тема 3. Растения тропических болот: традесканции, драцены, кордилины, папирус.
Тема 4. Растения субтропиков: эвкалипты, мирты, пеларгонии, лимон, розы, примулы, цикламены, гортензии, плющи, фикусы.
Тема 5. Растения-переселенцы: томаты, перец, фиалки.
Тема 6. Растения с наших клумб: нарциссы, тюльпаны, гвоздики.
Раздел 2. Анатомия и физиология растений
Тема 1. Корень. Мочковатые и стержневые. Главные и придаточные. Корневые волоски.
Тема 2. Стебель. Укороченные, удлиненные (лианы), клубни, корневища.
Тема 3. Лист. Черешковые и сидячие, окраска, декоративность листьев, виды жилкования.
Раздел 3. Условия произрастания растений в наших жилищах
Тема 1. Свет. Условия освещенности в жилых помещениях. Требования к свету различных групп растений, световой режим, дополнительное освещение.
Тема 2. Вода. Влажность воздуха, способы и режим полива, движение воды в растениях, водные процедуры (опрыскивание, купание).
Тема 3. Воздух. Температурный режим, состав воздуха, его характеристики (запыленность, влажность). Микроклимат для комнатных растений, способы его создания.
Раздел 4. Использование растений на уроках биологии и географии
Требования к растениям, находящимся в помещениях школы. Уход за растениями. Практические опыты с комнатными растениями в классе.
Раздел 5. Практические работы
1. Пересадка растений.
2. Черенкование.
3. Подкормка.
4. Обрезка корней и формирование кроны.
5. Размножение корнями.
6. Болезни корневой системы и способы их устранения.
7. Ампельные и вьющиеся растения, размещение и подвязка. Способы крепления лиан.
8. Размножение делением листа или целой листовой пластинкой.
9. Изменение окраски листьев в зависимости от условий произрастания.
10. Изменение светового, водного, воздушного режимов в зависимости от условий.
11. Купание, опрыскивание, режим вентиляции.
4. Содержание теоретического материала некоторых занятий
Занятие 1
Значение комнатных растений. Комнатные растения в наших домах не только украшают жилища, но и регулируют газовый состав. Днем на свету растения питаются углекислым газом, выделяя при этом кислород, в количестве, значительно превышающем потребление его за сутки во время дыхания. Растения в комнатах улучшают состав воздуха, увлажняют его, испаряя воду листьями, чем облегчают дыхание людям. Наиболее комфортно чувствуют себя растения тропических лесов. Прижились в наших квартирах и растения пустынь. Несколько хуже в зимнее время чувствуют себя растения субтропиков, привыкшие к яркому солнечному свету. Зимой они чахнут, вытягиваются, но весной принимают вновь веселый, цветущий вид.
Растения пустынь. Самыми распространенными растениями пустынь в комнатах являются кактусы. На родине кактусов в Мексике встречается огромное количество видов. Ребристые шары с длинными иглами, мохнатые шары, покрытые колючками или волосками. Наряду с гигантами растут кактусы-карлики. Круглые кактусы — эхинопсисы, столбовидные — цереусы. Есть еще кактусы свечевидные, которые в сухом виде хорошо горят. Круглые и плоские лепешки — опунции. У филлокактусов и зигокактусов стебли сплющены, имеют вид листьев.
Растения тропических лесов: бальзамин, бегония, глоксиния, гой мясистая, драцена, зигокактус, калатея (маранта), колеус, монстера, пальмы (некоторые виды), паслен, циперус, традесканция, фикус, эухарис.
Растения субтропиков: абутилон, амариллис, аспарагус, гибискус, гортензия, кала, камнеломка, кислица, кливия, лавр, лимон, мирт, олеандр, папоротники, пеларгония, плющ, примула, роза, узамбарская фиалка, фуксия, хамеропс, хлорофитум, циссус.
Растения пустынь: агава, алоэ древовидный, каланхое, молочай, опунция, сансевьера, финиковая пальма, цереус, эхинопсис.
Занятие 2
Каждое комнатное растение имеет основные органы: корень, стебель, лист.
Корень и его значение. Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. На молодых корнях хорошо видны корневые волоски. Имеются также главный корень и боковые. В отличие от растений, произрастающих на улице, корни большинства комнатных растений не способны образовывать стебли и листья. Следовательно, если у растений погибает надземная часть (стебли и листья), то и все растение впоследствии может погибнуть. У некоторых растений, например традесканций, корни могут утолщаться и осуществлять функции запаса питательных веществ.
Стебель. Стебель у комнатных растений может иметь разную длину: от нескольких сантиметров (сенполия) до нескольких метров (плющи). Если стебель сильно укорочен, то он образует прикорневую розетку. У некоторых растений стебель может находиться под землей, образуя корневище (сансевьера). Утолщенный подземный стебель называют клубнем. Укороченные стебли, покрытые сочными основаниями листьев, называют луковицей. В луковице стебель — это донце, а чешуя — целые листья или их основания.
Лист. Лист — невосполнимый орган у большинства комнатных растений. Листья бывают черешковыми и сидячими. Чтобы различать многообразие листьев, их сравнивают с геометрическими формами: линейные, ромбические, округлые, овальные, треугольные, или с предметами: ланцетовидные, сердцевидные, дланевидные, яйцевидные, почковидные, копьевидные, стреловидные.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий
День земли. Сценарий для школьников
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Классный час 10 класс на тему «Наша природа»