В каждой школе, в каждом классе есть комнатные растения, которые радуют глаз своей зеленью и цветами круглый год. Но очень часто ученики, да и учителя не имеют достаточных знаний о тех растениях, которые во все времена года создают в наших жилищах уют и улучшают экологическую обстановку.
В настоящее время издано много пособий о растениях, живущих в нашем доме, где описаны редкие и даже экзотические виды, уход за которыми порой бывает трудоемким, требует специальных знаний, особой почвы, дополнительного освещения, удобрений, а следовательно, материальных затрат. Данная программа предполагает ознакомление учащихся с наиболее распространенными, неприхотливыми растениями, традиционно выращиваемыми в наших домах.
Программа делится на два раздела:
1. Теоретическая часть. Основными темами для изучения являются анатомия, физиология и происхождение комнатных растений.
2. Практическая часть. Отработка практических навыков по уходу за растениями.
Программа может стать основой при разработке учителем авторской (индивидуальной, рабочей) программы как факультативного учебного курса, так и работы экологического кружка или клуба.
Возрастная группа обучающихся — 6—7-е классы. Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, исследовательский, поисковый. В процессе реализации программы используются различные формы работы: экскурсии, семинары, практические работы, подготовка и обсуждение сообщений, рефератов. В результате применения разнообразных форм и методов обучения воспитанники свободно ориентируются в мире комнатных растений, их систематике, анатомии и физиологии, приобретают умения и навыки по уходу за растениями.
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Теоретическая часть |
||||
1 |
Происхождение комнатных растений |
6 |
6 |
— |
1.1 |
Растения пустынь |
1 |
1 |
— |
1.2 |
Растения тропических лесов |
1 |
1 |
— |
1.3 |
Растения тропических болот |
1 |
1 |
— |
1.4 |
Растения субтропиков |
1 |
1 |
— |
Окончание
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.5 |
Растения-переселенцы |
1 |
1 |
— |
1.6 |
Растения с наших клумб |
1 |
1 |
— |
2 |
Анатомия и физиология растений |
11 |
— |
— |
2.1 |
Корневая система |
3 |
1 |
2 |
2.2 |
Виды стеблей |
4 |
1 |
3 |
2.3 |
Листовые пластинки |
4 |
1 |
3 |
3 |
Условия произрастания растений в наших жилищах |
7 |
— |
— |
3.1 |
Световой режим |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Режим увлажнения |
3 |
1 |
2 |
3.3 |
Воздушный режим |
2 |
1 |
1 |
4 |
Использование растений на уроках биологии и географии |
2 |
1 |
1 |
Практические работы |
||||
1 |
Некоторые опыты с комнатными растениями |
2 |
— |
2 |
2 |
Паспортизация комнатных растений |
3 |
1 |
2 |
3 |
Правила ухода за растениями в разное время года |
3 |
— |
3 |
4 |
Виды и способы озеленения помещений |
2 |
— |
2 |
5 |
Элементы декорирования кашпо и горшков |
1 |
— |
1 |
Общее количество учебных часов |
30 |
14 |
16 |
|
4 часа (резерв) — экскурсии (ботанический сад), однодневные походы, проведение экологического фестиваля. |
Раздел 1. Происхождение комнатных растений
Тема 1. Растения пустынь: кактусы, агавы, алоэ, столетник, аспарагусы, пальмы.
Тема 2. Растения тропических лесов: монстера, фикусы, бегонии, колеусы, сансевьера, бальзамин.
Тема 3. Растения тропических болот: традесканции, драцены, кордилины, папирус.
Тема 4. Растения субтропиков: эвкалипты, мирты, пеларгонии, лимон, розы, примулы, цикламены, гортензии, плющи, фикусы.
Тема 5. Растения-переселенцы: томаты, перец, фиалки.
Тема 6. Растения с наших клумб: нарциссы, тюльпаны, гвоздики.
Раздел 2. Анатомия и физиология растений
Тема 1. Корень. Мочковатые и стержневые. Главные и придаточные. Корневые волоски.
Тема 2. Стебель. Укороченные, удлиненные (лианы), клубни, корневища.
Тема 3. Лист. Черешковые и сидячие, окраска, декоративность листьев, виды жилкования.
Раздел 3. Условия произрастания растений в наших жилищах
Тема 1. Свет. Условия освещенности в жилых помещениях. Требования к свету различных групп растений, световой режим, дополнительное освещение.
Тема 2. Вода. Влажность воздуха, способы и режим полива, движение воды в растениях, водные процедуры (опрыскивание, купание).
Тема 3. Воздух. Температурный режим, состав воздуха, его характеристики (запыленность, влажность). Микроклимат для комнатных растений, способы его создания.
Раздел 4. Использование растений на уроках биологии и географии
Требования к растениям, находящимся в помещениях школы. Уход за растениями. Практические опыты с комнатными растениями в классе.
Раздел 5. Практические работы
1. Пересадка растений.
2. Черенкование.
3. Подкормка.
4. Обрезка корней и формирование кроны.
5. Размножение корнями.
6. Болезни корневой системы и способы их устранения.
7. Ампельные и вьющиеся растения, размещение и подвязка. Способы крепления лиан.
8. Размножение делением листа или целой листовой пластинкой.
9. Изменение окраски листьев в зависимости от условий произрастания.
10. Изменение светового, водного, воздушного режимов в зависимости от условий.
11. Купание, опрыскивание, режим вентиляции.
Занятие 1
Значение комнатных растений. Комнатные растения в наших домах не только украшают жилища, но и регулируют газовый состав. Днем на свету растения питаются углекислым газом, выделяя при этом кислород, в количестве, значительно превышающем потребление его за сутки во время дыхания. Растения в комнатах улучшают состав воздуха, увлажняют его, испаряя воду листьями, чем облегчают дыхание людям. Наиболее комфортно чувствуют себя растения тропических лесов. Прижились в наших квартирах и растения пустынь. Несколько хуже в зимнее время чувствуют себя растения субтропиков, привыкшие к яркому солнечному свету. Зимой они чахнут, вытягиваются, но весной принимают вновь веселый, цветущий вид.
Растения пустынь. Самыми распространенными растениями пустынь в комнатах являются кактусы. На родине кактусов в Мексике встречается огромное количество видов. Ребристые шары с длинными иглами, мохнатые шары, покрытые колючками или волосками. Наряду с гигантами растут кактусы-карлики. Круглые кактусы — эхинопсисы, столбовидные — цереусы. Есть еще кактусы свечевидные, которые в сухом виде хорошо горят. Круглые и плоские лепешки — опунции. У филлокактусов и зигокактусов стебли сплющены, имеют вид листьев.
Растения тропических лесов: бальзамин, бегония, глоксиния, гой мясистая, драцена, зигокактус, калатея (маранта), колеус, монстера, пальмы (некоторые виды), паслен, циперус, традесканция, фикус, эухарис.
Растения субтропиков: абутилон, амариллис, аспарагус, гибискус, гортензия, кала, камнеломка, кислица, кливия, лавр, лимон, мирт, олеандр, папоротники, пеларгония, плющ, примула, роза, узамбарская фиалка, фуксия, хамеропс, хлорофитум, циссус.
Растения пустынь: агава, алоэ древовидный, каланхое, молочай, опунция, сансевьера, финиковая пальма, цереус, эхинопсис.
Занятие 2
Каждое комнатное растение имеет основные органы: корень, стебель, лист.
Корень и его значение. Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. На молодых корнях хорошо видны корневые волоски. Имеются также главный корень и боковые. В отличие от растений, произрастающих на улице, корни большинства комнатных растений не способны образовывать стебли и листья. Следовательно, если у растений погибает надземная часть (стебли и листья), то и все растение впоследствии может погибнуть. У некоторых растений, например традесканций, корни могут утолщаться и осуществлять функции запаса питательных веществ.
Стебель. Стебель у комнатных растений может иметь разную длину: от нескольких сантиметров (сенполия) до нескольких метров (плющи). Если стебель сильно укорочен, то он образует прикорневую розетку. У некоторых растений стебель может находиться под землей, образуя корневище (сансевьера). Утолщенный подземный стебель называют клубнем. Укороченные стебли, покрытые сочными основаниями листьев, называют луковицей. В луковице стебель — это донце, а чешуя — целые листья или их основания.
Лист. Лист — невосполнимый орган у большинства комнатных растений. Листья бывают черешковыми и сидячими. Чтобы различать многообразие листьев, их сравнивают с геометрическими формами: линейные, ромбические, округлые, овальные, треугольные, или с предметами: ланцетовидные, сердцевидные, дланевидные, яйцевидные, почковидные, копьевидные, стреловидные.
Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий
День земли. Сценарий для школьников
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Данияр Маулетович Байжуманов # 9 мая 2014 в 22:21 +1 |
Ольга Владимировна Смирнова # 23 июля 2014 в 19:31 0 |
Марина Николаевна Салихова # 14 августа 2014 в 19:41 0 |
Марина Николаевна Салихова # 14 августа 2014 в 19:49 0 |
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 13:57 +1 | ||
|
Светлана Николаевна Фролова # 24 февраля 2015 в 17:55 0 |
Марина Юрьевна Зимина # 11 марта 2015 в 00:06 0 |
Татьяна Викторовна Горчакова # 3 апреля 2015 в 19:57 +1 |
Зоя Владимировна Мендыгалиева # 2 мая 2015 в 18:37 0 | ||
|
Гульназ Юнусовна Сибгатуллина # 3 августа 2015 в 12:41 0 |
Рашида Хабибуловна Саурикова # 4 августа 2015 в 16:02 0 |
Ирина Александровна Маркова # 3 октября 2015 в 23:49 0 |
Екатерина Викторовна Субботина # 5 ноября 2015 в 20:00 0 |
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 21:49 0 | ||
|
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 15:45 0 | ||
|
Валентина Ивановна Трачкова # 22 февраля 2016 в 20:43 0 | ||
|
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 11:12 0 |
Альбина Николаевна Вавилонская # 22 ноября 2016 в 10:01 0 |
Лариса Юрьевна Фирсова # 2 сентября 2017 в 17:49 0 |