Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс

Экологическое воспитание в школе. Программа факультатива по экологии

Примерная программа кружка (факультатива) «Экология комнатных растений» для обучающихся 6-7-х классов

1. Пояснительная записка

В каждой школе, в каждом классе есть комнатные растения, которые радуют глаз своей зеленью и цветами круглый год. Но очень часто ученики, да и учителя не имеют достаточных знаний о тех растениях, которые во все времена года создают в наших жилищах уют и улучшают экологическую обстановку.

В настоящее время издано много пособий о растениях, живущих в нашем доме, где описаны редкие и даже экзотические виды, уход за которыми порой бывает трудоемким, требует специальных знаний, особой почвы, дополнительного освещения, удобрений, а следовательно, материальных затрат. Данная программа предполагает ознакомление учащихся с наиболее распространенными, неприхотливыми растениями, традиционно выращиваемыми в наших домах.

Программа делится на два раздела:

1. Теоретическая часть. Основными темами для изучения являются анатомия, физиология и происхождение комнатных растений.

2. Практическая часть. Отработка практических навыков по уходу за растениями.

Программа может стать основой при разработке учителем авторской (индивидуальной, рабочей) программы как факультативного учебного курса, так и работы экологического кружка или клуба.

Возрастная группа обучающихся — 6—7-е классы. Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, исследовательский, поисковый. В процессе реализации программы используются различные формы работы: экскурсии, семинары, практические работы, подготовка и обсуждение сообщений, рефератов. В результате применения разнообразных форм и методов обучения воспитанники свободно ориентируются в мире комнатных растений, их систематике, анатомии и физиологии, приобретают умения и навыки по уходу за растениями.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

2

3

4

5

Теоретическая часть

1

Происхождение комнатных растений

6

6

1.1

Растения пустынь

1

1

1.2

Растения тропических лесов

1

1

1.3

Растения тропических болот

1

1

1.4

Растения субтропиков

1

1

Окончание

1

2

3

4

5

1.5

Растения-переселенцы

1

1

1.6

Растения с наших клумб

1

1

2

Анатомия и физиология растений

11

2.1

Корневая система

3

1

2

2.2

Виды стеблей

4

1

3

2.3

Листовые пластинки

4

1

3

3

Условия произрастания растений в наших жилищах

7

3.1

Световой режим

2

1

1

3.2

Режим увлажнения

3

1

2

3.3

Воздушный режим

2

1

1

4

Использование растений на уроках биологии и географии

2

1

1

Практические работы

1

Некоторые опыты с комнатными растениями

2

2

2

Паспортизация комнатных растений

3

1

2

3

Правила ухода за растениями в разное время года

3

3

4

Виды и способы озеленения помещений

2

2

5

Элементы декорирования кашпо и горшков

1

1

Общее количество учебных часов

30

14

16

4 часа (резерв) — экскурсии (ботанический сад), однодневные походы, проведение экологического фестиваля.

3. Краткое содержание программы

Раздел 1. Происхождение комнатных растений

Тема 1. Растения пустынь: кактусы, агавы, алоэ, столетник, аспарагусы, пальмы.

Тема 2. Растения тропических лесов: монстера, фикусы, бегонии, колеусы, сансевьера, бальзамин.

Тема 3. Растения тропических болот: традесканции, драцены, кордилины, папирус.

Тема 4. Растения субтропиков: эвкалипты, мирты, пеларгонии, лимон, розы, примулы, цикламены, гортензии, плющи, фикусы.

Тема 5. Растения-переселенцы: томаты, перец, фиалки.

Тема 6. Растения с наших клумб: нарциссы, тюльпаны, гвоздики.

Раздел 2. Анатомия и физиология растений

Тема 1. Корень. Мочковатые и стержневые. Главные и придаточные. Корневые волоски.

Тема 2. Стебель. Укороченные, удлиненные (лианы), клубни, корневища.

Тема 3. Лист. Черешковые и сидячие, окраска, декоративность листьев, виды жилкования.

Раздел 3. Условия произрастания растений в наших жилищах

Тема 1. Свет. Условия освещенности в жилых помещениях. Требования к свету различных групп растений, световой режим, дополнительное освещение.

Тема 2. Вода. Влажность воздуха, способы и режим полива, движение воды в растениях, водные процедуры (опрыскивание, купание).

Тема 3. Воздух. Температурный режим, состав воздуха, его характеристики (запыленность, влажность). Микроклимат для комнатных растений, способы его создания.

Раздел 4. Использование растений на уроках биологии и географии

Требования к растениям, находящимся в помещениях школы. Уход за растениями. Практические опыты с комнатными растениями в классе.

Раздел 5. Практические работы

1. Пересадка растений.

2. Черенкование.

3. Подкормка.

4. Обрезка корней и формирование кроны.

5. Размножение корнями.

6. Болезни корневой системы и способы их устранения.

7. Ампельные и вьющиеся растения, размещение и подвязка. Способы крепления лиан.

8. Размножение делением листа или целой листовой пластинкой.

9. Изменение окраски листьев в зависимости от условий произрастания.

10. Изменение светового, водного, воздушного режимов в зависимости от условий.

11. Купание, опрыскивание, режим вентиляции.

4. Содержание теоретического материала некоторых занятий

Занятие 1

Значение комнатных растений. Комнатные растения в наших домах не только украшают жилища, но и регулируют газовый состав. Днем на свету растения питаются углекислым газом, выделяя при этом кислород, в количестве, значительно превышающем потребление его за сутки во время дыхания. Растения в комнатах улучшают состав воздуха, увлажняют его, испаряя воду листьями, чем облегчают дыхание людям. Наиболее комфортно чувствуют себя растения тропических лесов. Прижились в наших квартирах и растения пустынь. Несколько хуже в зимнее время чувствуют себя растения субтропиков, привыкшие к яркому солнечному свету. Зимой они чахнут, вытягиваются, но весной принимают вновь веселый, цветущий вид.

Растения пустынь. Самыми распространенными растениями пустынь в комнатах являются кактусы. На родине кактусов в Мексике встречается огромное количество видов. Ребристые шары с длинными иглами, мохнатые шары, покрытые колючками или волосками. Наряду с гигантами растут кактусы-карлики. Круглые кактусы — эхинопсисы, столбовидные — цереусы. Есть еще кактусы свечевидные, которые в сухом виде хорошо горят. Круглые и плоские лепешки — опунции. У филлокактусов и зигокактусов стебли сплющены, имеют вид листьев.

Растения тропических лесов: бальзамин, бегония, глоксиния, гой мясистая, драцена, зигокактус, калатея (маранта), колеус, монстера, пальмы (некоторые виды), паслен, циперус, традесканция, фикус, эухарис.

Растения субтропиков: абутилон, амариллис, аспарагус, гибискус, гортензия, кала, камнеломка, кислица, кливия, лавр, лимон, мирт, олеандр, папоротники, пеларгония, плющ, примула, роза, узамбарская фиалка, фуксия, хамеропс, хлорофитум, циссус.

Растения пустынь: агава, алоэ древовидный, каланхое, молочай, опунция, сансевьера, финиковая пальма, цереус, эхинопсис.

Занятие 2

Каждое комнатное растение имеет основные органы: корень, стебель, лист.

Корень и его значение. Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. На молодых корнях хорошо видны корневые волоски. Имеются также главный корень и боковые. В отличие от растений, произрастающих на улице, корни большинства комнатных растений не способны образовывать стебли и листья. Следовательно, если у растений погибает надземная часть (стебли и листья), то и все растение впоследствии может погибнуть. У некоторых растений, например традесканций, корни могут утолщаться и осуществлять функции запаса питательных веществ.

Стебель. Стебель у комнатных растений может иметь разную длину: от нескольких сантиметров (сенполия) до нескольких метров (плющи). Если стебель сильно укорочен, то он образует прикорневую розетку. У некоторых растений стебель может находиться под землей, образуя корневище (сансевьера). Утолщенный подземный стебель называют клубнем. Укороченные стебли, покрытые сочными основаниями листьев, называют луковицей. В луковице стебель — это донце, а чешуя — целые листья или их основания.

Лист. Лист — невосполнимый орган у большинства комнатных растений. Листья бывают черешковыми и сидячими. Чтобы различать многообразие листьев, их сравнивают с геометрическими формами: линейные, ромбические, округлые, овальные, треугольные, или с предметами: ланцетовидные, сердцевидные, дланевидные, яйцевидные, почковидные, копьевидные, стреловидные.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

День земли. Сценарий для школьников

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Данияр Маулетович Байжуманов # 9 мая 2014 в 22:21 +1
Здравствуйте! Я ознакомился с вашей программой факультатива по экологии. Действительно, в настоящее время многообразие комнатных растений не всегда позволяет оказывать им надлежащий уход. Поэтому, считаю данную работу актуальной не только для учителей и учащихся, но и для родителей, которые могут воспользоваться данной информацией с целью ухода за своими домашними растениями. Конечно же, если проводить данный факультатив с ребятами 5-7 классов, мы сможем сформировать у учащихся чувство красоты и гармонии, которое поможет украсть цветами различных семейств, не только классный кабинет, но и облагородить домашний уют. Кроме того, думаю, данную программу факультативных занятий, предложить на рассмотрение учителю биологии нашей школы. Большое спасибо за Ваш труд. Желаю дальнейших творческих успехов и достижений.
Ольга Владимировна Смирнова # 23 июля 2014 в 19:31 0
Добрый вечер! Меня как учителя географии очень заинтересовала программа факультатива по экологии. Изучив данную программу можно сделать вывод, что она актуальна так как данная программа предполагает ознакомление учащихся с наиболее распространенными, неприхотливыми растениями, традиционно выращиваемыми в наших домах. Формирует у учащихся любовь к природе.
Марина Николаевна Салихова # 14 августа 2014 в 19:41 0
Добрый вечер! В духе современного времени - в процессе перехода на новые стандарты образования - педагог обязан сам составлять рабочие программы, обкалывать их, корректировать при необходимости. Вы на правильном пути. Написанное Вами актуально, учитывает требования сегодняшнего времени, актуально для детей-подростков. В процессе практики вы что- то несомненно добавите новое в этот материал. Главное : хотеть меняться в нашей жизни, получать определенное вдохновение от того, что делаешь, иначе результат будет нулевой. Дети - чувствительный организм. Они помогут Вам во всем. Успехов! Дерзайте!
Марина Николаевна Салихова # 14 августа 2014 в 19:49 0
К сожалению, сразу забыла отметить, что для детей очень интересны легенды о происхождении растений. Они легко вовлекаются в процесс поиска материала, соревнуются , учатся делать доклады - письменно и устно. Это важно: это развивает ребенка как личность
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 13:57 +1
огромное спасибо, хороших материалов по экологии так мало! Использую на занятиях экологического кружка!
Светлана Николаевна Фролова # 24 февраля 2015 в 17:55 0
Данная программа как нельзя лучше подойдет для изучения экологических основ на кружковых занятиях. Экологические особенности произрастания растений всегда интересны детям, особенно обучающихся в среднем звене. Спасибо огромное!
Марина Юрьевна Зимина # 11 марта 2015 в 00:06 0
Что скажешь! Увлекательно, актуально ... Внеклассная работа всегда приносила хорошие плоды, а предмет география дает возможность готовить интереснейшие мероприятия. Мне понравилось, обязательно кое что позаимствую для себя!
Татьяна Викторовна Горчакова # 3 апреля 2015 в 19:57 +1
Ознакомилась с вашей программой по экологии. Очень интересный курс. В каждой школе много цветов и конечно можно использовать эту программу во внеурочное время. Очень интересна будет программа как для младших школьников, так и для среднего звена. Особенно привлекает практическая часть.
Зоя Владимировна Мендыгалиева # 2 мая 2015 в 18:37 0
Очень интересный курс. Очень интересная практическая часть, учит детей как ухаживать за растениями. Интересный теоретический материал, особенно как раз для школьников этого возраста
Гульназ Юнусовна Сибгатуллина # 3 августа 2015 в 12:41 0
Проведя методический анализ учебного материала, можно сказать следующее:
Учитель осуществил тщательный подбор учебного материала, результатом которого является выбор педагогом конкретной информации для представления учебного материала к уроку.Выделены элементы знаний (учебные элементы), их классификация, а также установлены связи и отношения между ними. Проведено методическое преобразование учебного материала, представляющее собой прием, или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его усвоения учащимися.Определен состав предметно-познавательных действий учащихся. Для определения процедур учебной деятельности учащихся по усвоению понятий выявлены содержание и строение тех конкретных действий ученика, посредством которых он может быть введен в область знаний данной темы.
Рашида Хабибуловна Саурикова # 4 августа 2015 в 16:02 0
Добрый вечер. Действительно в школе очень много комнатных растений. Даже мы, взрослые не разбираемся в многообразии комнатных растений. тем более не умеем ухаживать. Я, считаю программа актуальна,вы даете не только теоретический материал, но и практические советы по ухаживанию за растениями. Спасибо за интересный труд.
Ирина Александровна Маркова # 3 октября 2015 в 23:49 0
Здравствуйте. Сейчас эта программа актуальна еще и потому, что по ФГОС появилась такая форма занятий как внеурочная деятельность. Я думаю, что детей можно заинтересовать такими интересными темами и опытами. Можно продумать к этой программе проектную деятельность детей.
Екатерина Викторовна Субботина # 5 ноября 2015 в 20:00 0
Здравствуйте! Ваша программа очень актуальна т.к. в настоящее время имеется очень большое разнообразие растений , что в повседневной жизни просто не хватает времени на изучения правил ухода за ними, должного внимания. Учащиеся посещая ваши занятия расширят свой кругозор о растительном царстве, выработают чувство бережного отношения к природе. Важным моментом являются и вопросы экологического характера. Спасибо большое!
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 21:49 0
Интересно изложен материал,радует что большую часть перечисленных растений можно найти практически в любой школе,то есть есть возможность не только рассказать но и показать "главных героев".
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 15:45 0
Очень хорошая и актуальная на сегодняшний день разработка факультатива. Интересны темы, практические занятия, думаю, что дети будут заинтересованы.
Валентина Ивановна Трачкова # 22 февраля 2016 в 20:43 0
Здравствуйте! Замечательная программа внеурочной деятельности по предмету!А главное практически значимая!Правда, интересна, наверное, будет только девочкам.
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 11:12 0
Следующий 2017 год - год экологии, следовательно любые разработки, затрагивающие экологическую тематику будут актуальны и востребованы. Разработка интересная,но, да, мальчишек 6-7 класса увлечь сложновато будет.
Альбина Николаевна Вавилонская # 22 ноября 2016 в 10:01 0
Добрый день! Спасибо за интересную программу. Можно использовать и во внеурочной деятельности, и в учреждениях дополнительного образования. Жаль, что не определено количество часов, на которое рассчитана программа. Творческих успехов!
Лариса Юрьевна Фирсова # 2 сентября 2017 в 17:49 0
Очень и очень необычный, интересный и уникальный материал. Даже и не представляла использовать данную тематику на внеклассных мероприятиях по экологии, а, оказывается, получится это достаточно интересно. Хорошая подборка информации. Детям будет очень интересно и наглядно работать в данном направлении. Огромное спасибо автору.