Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики 7, 8, 9 классов, чтобы еще раз поговорить об удивительном предмете химия. У каждого из вас своя задача.
Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса» и раскроют секрет каждого из них.
Девятиклассники, вы не просто зрители, вы должны быть готовы отвечать на вопросы, которые для вас приготовили ученики 8-х классов.
Химия - удивительная наука. Она не только интересна, она имеет огромное практическое значение для каждого из нас, но и она очень трудна. Но трудно и интересно - это то, что мыслящему человеку необходимо, чтобы наш ум находился в постоянном поиске, трудился. В связи с этим я хочу вам прочитать стихотворение М. Заболоцкого, которое как нельзя кстати подходит к нашему сегодняшнему часу:
Не позволяй душе лениться,
чтоб в ступе воду не толочь,
душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь!
1-й ученик
Жарко здесь! Хочу я пить.
У кого б воды спросить?
2-й ученик
Я бы выпил очень много
газировки без сиропа.
3-й ученик
Ой, а я люблю с сиропом.
Только чтоб совсем немного!
4-й ученик
Братцы, мне нужна корова –
Молочка хочу парного!
Выходит ученик, у которого в руках большая колба с жидкостью.
5-й ученик
Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу.
Подставляйте-ка стаканы!
Опыт точно проведен.
Все у нас идет по плану!
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик наливает им то, что они просили.
5-й ученик
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й ученик
Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все запомните, друзья,
Здесь ни пить, ни есть нельзя!
1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученики
Мы знакомы с чудесами,
Их умеем делать сами!
5-й ученик
Чудо первое свершилось?
Что в стакане находилось?
1-й ученик
А ответ совсем простой –
был у меня стакан пустой!
2-й ученик:
У меня в стакане сода.
3-й ученик: Вместе с ней метилоран.
4-й ученик: В моем - бария хлорид.
5-й ученик
О чем это говорит? Угадай, 9 класс.
Мы надеемся на Вас!
Не составит Вам труда понять, что в колбе ...
9-классники: Кислота!
5-й ученик: Знаете, наверное, вы ее название?
- Серная.
6-й ученик
В чудесах химических я уже остер
Без огня, без спичек разведу костер.
Наложу лучинок-дров и костер готов.
Возьму в руки ватку, спиртом намочу
На костер им капну:
Гори, раз я хочу!
Зажигает костер.
6-й ученик
Я открою свой секрет,
Никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь
Замечательную смесь.
Мы знакомы с чудесами,
Делать их умеем сами!
1-й ученик
У меня спокойный опыт, без огня и пламени.
Буду задавать вопросы
8 класс, внимание!
Показывает опыт с фенолфталеином.
1-й ученик
Не страшны кислоты
мне даже очень сильные.
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я?
- Фенолфталеин!
1-й ученик
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
В среде нейтральной - цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный, как зовусь я ?
- Метилоранжевый!
1-й ученик
Эта желтая бумажка все укажет без труда:
Посинеет - в колбе щелочь, покраснеет - кислота.
Коль нейтральная среда - не изменит цвет она.
Мы за эти указания назовем ее универсальная.
2-й ученик
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Внимание! Будет вам задание: на обычную дощечку наливается вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.
2-й ученик: Насыпаю в стакан соль и считаю до пяти (медленно считает).
Примерз стакан химический Процесс...
- Эндотермический.
3-й ученик
Все вода, снег, раствор, надоевший разговор.
У меня другие планы разожгу на сетке пламя.
Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.
3-й ученик
Я еще не то умею,
Из песка полезут змеи.
Страшные, кусачие
От страха все заплатите.
Не боитесь? Ну, смотрите.
Не все сразу. Подождите.
Чтобы змеек посмотреть,
Надо хорошо прогреть,
А пока я их бужу.
Про другое расскажу.
Рассказывает одну из химических историй. Затем переходит к опыту с «черными змеями».
Спирт горит и выделяет очень много теплоты.
Соду жаром разлагает он до углекислоты.
Он обугливает сахар - вот откуда чернота.
Пузырьками раздувает сахар эта углекислота.
Все понятно? Ясно тут, змеи отчего ползут.
Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
4-й ученик
Вот еще одно развлечение.
Кто дает руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение!
Тогда нужен больной для лечения.
Выходит один ученик для проведения опыта.
5-й ученик
Оперируем без боли,
Правда, будет много крови.
4-й ученик
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.
5-й ученик: Один момент! (Подает).
4-й ученик
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент!
5-й ученик
Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку - от разреза ни следа!
4-й ученик
Этот опыт мы пока объяснить не можем.
В класс 9-й перейдем, объяснение найдем!
Выходит 6-й ученик, который зачитывает несколько строчек из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Вот приехали в столицу.
«Что, достал ли ты жар-птицу?» -
Царь Ивану говорит.
«Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь двор рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ах ты, батюшки, пожар!»...
Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар!
6-й ученик
Сказку вспомнили слегка.
Про конька, про горбунка.
Пришло время подивиться,
Как горит перо жар-птицы.
Зажигает спирт в чашках для выпаривания. Спирт содержит растворенные соли натрия, калия, меди, стронция и т. д. Потом закрывает чашки листком картона.
6-й ученик
Отвечайте, 8 класс,
Почему огонь погас?
Пламя без него умрет?
Ему нужен... (кислород).
7-й ученик
Выносит модель «вулкана».
А сейчас, друзья, для вас
по истории рассказ:
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.
Прикасается нагретой палочкой, начинается извержение вулкана.
- Тип реакции здесь какой?
- Разложение.
7-й ученик: Кто напишет уравнение и даст разъяснение?
Выходит ученик 9 класса, который пишет уравнение и объясняет его (дихромат аммония).
6-й ученик
В картинной галерее
Старинные картины потемнели.
Как бы нам их обновить?
Цвет и блеск их освежить?
(К черному осадку сульфида свинца Рс прилить дистилированную воду, палочкой размешать и добавить раствор пероксида водорода. Образуется белый осадок сульфата свинца).
4-й ученик (Держит лист бумаги и горящую лучинку, происходит выжигание на бумаге)
Вот волшебный лист бумаги
Поработаю я магом.
Прикоснусь к листу лучинкой
Получается картинка.
Все ученики:
1-й ученик: Наше время истекло...
2-й ученик: Не все, что мы умеем делать.
3-й ученик: Если вы будете с увлечением относиться к химии, то вы тоже очень многому сможете научиться.
Учитель: Вот и закончился наш занимательный час. Через год, 7-й класс, и вы приступите к изучению химии. И если будете учиться с увлечением, сможете повторить и объяснить увиденные сегодня «чудеса». Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году, приходите, я вас жду!
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах
Игра по химии для учащихся 8-11 классов
Викторина по химии с ответами для 9 класса на тему: Неметаллы
Нет комментариев. Ваш будет первым!