Методы реализации проектной методики на современном уроке английского языка в средней школе

Автор: Окружнова Кристина Александровна, учитель английского языка МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова»

Открытый урок в рамках фестиваля современных уроков

Метод проектов используется достаточно широко. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Несомненно, трудной задачей для учителя является выбор проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Данный метод я решила реализовать на итоговом уроке, модуля, посвященного теме «Technology» (учебник “Spotlight 9” – Ю.Е. Ваулина, В.Эванс, Дж.Дули О.Е. Подоляко - Express Publishing «Просвещение», Москва, 2010). Тема проводимого урока –«Gadgets in Our Life».

Подготовка к данному виду работ была системной и объемной и включала в себя несколько этапов. Приступая к изучению темы, я тщательно все продумала, определила тип проекта, поставила для себя цели и задачам,  тщательно спланировала всю серию уроков, посвященных теме данного модуля. На этапе ознакомления с темой модуля я выяснила, какие наиболее актуальные темы учащимся будет интересно исследовать и обсуждать.      

Следующим этапом была разработка самого проекта.

Категория проекта – творческий, краткосрочный.

Возрастная категория учащихся – ученики 9 классов.

Учебник – “Spotlight 9” – Ю.Е. Ваулина, В.Эванс, Дж.Дули О.Е. Подоляко - Express Publishing «Просвещение», Москва, 2010.

Цель:  развитие коммуникативной компетенции по теме «Technology».

Задачи:  

1) совершенствование коммуникативных навыков по теме;             

2) совершенствование навыков восприятия речи носителей языка на слух с целью извлечения необходимой информации;                

3) совершенствование навыков работы с текстом (различные виды чтения);

 4) обобщение и систематизация полученных знаний.

Планируемые результаты:  учащиеся собирают сведения по заранее определенным темам, участвуют в дискуссии, выражают собственное мнение относительно поставленных проблем, проводят небольшое научное исследование и докладывают о своих результатах.

Техническое оснащение:  компьютер,  проектная установка,  раздаточный материал, учебник.

Работа над проектом.

Первый этап:  учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме, повторяют слова, значения которых чаще всего путают (to invent, to discover, research, experiment, offer, suggest, electric, electronic, engine, machine, access, download, to effect, to affect, etc.), изучают фразовый глагол break, и идиоматические выражения, связанные с темой модуля. Важно отметить, что лексический материал по теме отрабатывался на основе структурно-логических схем, что позволило не только установить словесно-логические связи, но и ускорить процесс запоминания новых лексических единиц. 

В данный модуль очень логично вливается раздел грамматики. Так как тема проектной работы  предполагает ситуативную беседу о технологиях настоящего и будущего, в данном разделе идет повторение и закрепление грамматического материала  (Future Tenses: Future Simple, Future Continuous, Future Perfect, Future Perfect Continuous, to be going to и сравнение с Present Simple, Present Continuous, а также Time Clauses, Clauses of Purpose, Clauses of Result) на основе упражнений.

На данном этапе я объяснила цель и план работы над темами. Учащимся был предоставлен выбор самостоятельно разделиться на творческие группы для работы над следующими темами:

1. “Mobile phones: advantages and disadvantages”

2. “Internet: for and against”

3. “Role of Gadgets in our Life”

А также поучаствовать в исследовании, проводимом в рамках нашего лицея на выявление зависимости от современных гаджетов разных возрастных категорий учащихся и учителей и анализе негативного и положительного их влияния (“Gadget Addiction”).

Второй этап:  работа с текстом. Ученики выполняют изучающее чтение текста по теме. Цель данного вида работы – закрепление лексического и грамматического материала по данной теме. Также предлагаются задания на аудирование для развития у учащихся навыков восприятия иноязычной информации на слух.  А также на данном этапе мы разбираем в классе правила написания аргументированного эссе.  В качестве домашнего, они получают задание написать аргументированное эссе на выбранные ими темы для подготовки самостоятельно. Таким образом,  учащиеся уже пробуют выразить собственное мнение относительно данных проблем в письменной речи с учетом правил написания данного вида работ.

И, наконец, третий этап:  подготовка и презентация проектов по теме “Technology”. 

Свой урок я спланировала следующим образом. В самом начале на экране появился видеофрагмент продолжительностью в 2 минуты на английском языке без субтитров о том, что нас ожидает в ближайшем будущем с использованием различных гаджетов. После этого на экране появилось задание: список слов и словосочетаний, среди которых учащиеся должны были выбрать те, которые употреблялись в видеофрагменте, произнести их вслух и дать перевод. 

После презентации темы урока, повторения слов по теме, я перешла к постановке целей и задач урока: «Today Technology is everywhere and it’s  in constant progress. That’s what we going to experience in the nearest future. With the introduction of Microsoft Windows, 3G and 4G technologies, with the appearance of iPods, smartphones, addictive social networking websites, blogs, forums, Internet shopping; technological developments have impacted our lives in a way that we can’t imagine this world without their presence. While technological developments have made life amazingly easier, simpler and anything is just a mouse's click away, it has brought several negative health impacts, psychological problems and stress in daily life. The theme of our lesson is Technology in its broad sense. The aim of our lesson is to present your points of view on this problem topics connected with technology, to share your results of the small scientific survey which was hold at our lyceum. So today our work will be organized in the following way:

1. Presentation of the group project: “Mobile phones: advantages and disadvantages”

2. Presentation of the group project: “Internet: for and against”

3.  Presentation of the Survey results “Gadget Addiction”

4. Presentation of the group project: “Role of Gadgets in our Life”»

На столах у учащихся лежал раздаточный материал -  опорные карточки с фразами-выражениями собственного мнения, которые отрабатывались на предыдущих уроках и помогли им вариативно выразить свое положительное или негативное отношение относительно затронутых проблем. После этого мы приступили к обсуждению тем проектов. Каждая из групп подготовила слушателям проблемные вопросы по своей теме. Был также представлен анализ исследования - опроса, сделаны выводы и даны советы по эффективному использованию современных гаджетов. В конце урока я объявила оценки с аргументацией, отметила положительные и отрицательные моменты в подготовке каждого учащегося. И завершающей фразой подвела итоги урока:  «Thank you all for your presentations and your hard work. We’ve analyzed all the advantages and disadvantages of modern gadgets. We can’t refuse from different technological devices because they really help us in our everyday life. However, it depends on us, how wise we use it and benefit from it, instead of getting addicted to it. Let me end our lesson with the words of famous German philosopher Erich Fromm:  “Education and technical progress make machines which act like men and produce men who act like machines”.  I want you not to be machines and not to look like this….     Don’t be addicted to gadgets, but be open, helpful to each other, be happy and friendly. Thank you for attention! »

Анализируя работу по подготовке к данному виду работ, стоит отметить, что выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется  деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во  время выполнения творческих заданий. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.

При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: много незнакомых слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников. Я  исправляю ошибки в предварительном (электронном)  варианте проекта, поскольку считаю, что информация с ошибками не должна воспроизводиться перед глазами учащихся, потому что у многих хорошо развита зрительная память. Но встает вопрос дифференциации оценок, если у всех проекты будут выполнены идеально. А вот для этого я особый акцент делаю на устную презентацию, ведь именно здесь и проявляется самостоятельность, индивидуальность.    

Библиографический список:

1. Бельгибаева, Д.А. Принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [Текст] / Д.А. Бельгибаева // Вестник КАСУ. - 2005. - №2. - С.21-22.

2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

3. Егоров, О. Коммуникативная функция учебного занятия [Текст] / О. Егоров // Учитель. - 2001. - №1. - С. 13-15.1. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] : Пособие для учителей иностр. яз. / Е.И. Пассов - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.

4. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

5. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

7. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

8. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка [Текст] / О.В. Теслина // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - С. 41-46.

9. Учебник “Spotlight 9” – Ю.Е. Ваулина, В.Эванс, Дж.Дули О.Е. Подоляко - Express Publishing «Просвещение», Москва, 2010

Рекомендуем посмотреть:

Информационные технологии на уроках английского языка

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Конспект урока по английскому языку для 5 класса по теме «Времена года»

Конспект урока английского языка в 5 классе по теме: Праздники

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему: Хэллоуин, 5 класс

Яна Олеговна Балак # 11 июля 2015 в 13:48 0
Спасибо за предложенный материал. Он очень объемный , насыщенный. Выдержаны все этапы. Можем проследить примеры проектов. Теоретический материал переплетается с практическим, как единое целое.Метод проектов очень актуален и совершенствуется. Я также пользуюсь проектной методикой. считаю ее очень эффективной. Успехов вам.
Татьяна # 12 января 2016 в 21:14 0
Присоединяюсь к коллеге. Очень хороший материал. Все детально проработано, везде прослеживается логичность, а самое главное, что эта методика востребована не только в старших классах, но и наальнйо школе.
Ксения Николаевна Валаева # 15 июня 2016 в 10:18 0
Спасибо за то, что поделились своим опытом. Безусловно, выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранных языков. А это значительно активизирует деятельность учащихся не только на уроке. но и во внеурочное время, что очень приятно.
Светлана Александровна Исанина # 16 июня 2016 в 16:11 0
Интересный урок у Вас получился. Направления, по которым выполнялись проекты очень актуальны.
В этом году у меня был 9 класс и я тоже хотела проводить урок по теме “Technology”, подобрала видео, придумала задания, но провести этот урок так и не решилась, так как группа слабая, мои задания были бы для них сложными.
Мне понравилась Ваша идея с опорными карточками, содержащими слова и выражениями как выразить своё мнение.
Спасибо за то, что поделились опытом.
Блинова Анна # 3 июля 2016 в 22:56 0
Работа над проектами выводит учителя и ученика на новый уровень. Учитель уже не является для учащихся единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом дает возможность проявить свои организаторские способности, показать свои скрытые таланты. Проектная работа – это нужное и интересное дело.
Наталья Николаевна Корякина # 15 января 2017 в 19:19 0
Спасибо за то, что поделились своим опытом!Тема актуальна и интересна. Любопытно было прочитать о Вашем подходе к оцениванию проектов. У меня это вызывает определенные трудности. Я тоже исправляю ошибки на этапе подготовки. Ученики представляют проект без ошибок, но на этапе подготовки мы проводим небольшую работу над ошибками в группе, и я оцениваю конечный результат с учетом этой работы.
Татьяна Шабалина # 29 января 2017 в 12:00 0
Кристина Александровна, спасибо за вашу разработку. Тема компьютеров очень интересна современным детям, а выполнение проектных заданий позволяет школьникам понять и значение изучения английского языка. Все этапы урока четко проработаны, логичны. Учащиеся, после выполнения своего задания становятся консультантами для товарищей, поднимается самооценка, а значит и повышается мотивация к изучению языка. Отдельное спасибо за предоставленную литературу.
Баринова Наталья # 29 января 2018 в 17:12 0
Кристина Александровна, спасибо, что поделились своим опытом. Пошаговая инструкция создания проекта - это интересно, увлекательно, а, главное, деятельно.
Юлия Александровна Бугаева # 22 июня 2018 в 10:55 0
Работа над проектами не только интересная, но и способствует развитию коммуникативной компетенции, в частности одной из её составляющих - компенсаторной стратегии для преодоления речевых трудностей.