Конкурсы

Игра по истории России, 8-9 класс

Историческая игра «Умницы и умники» для школьников 8-9 классов

Рекомендации. Историческая игра «Умницы и умники» посвящена истории России с древнейших времен до начала XIX века. Данное внеклассное мероприятие включено в общую логику учебно-воспитательного процесса и является закономерным продолжением изучения учащимися истории России.

О необходимости проведения внеклассной работы по истории говорить не приходится: актуальность такой формы не вызывает ни у кого сомнения. Потребность в исторических играх, которые представляют возможность учащимся в ходе подготовки и в ходе участия в игре систематизировать имеющиеся знания, обогатив свой интеллектуальный багаж, на сегодняшний день очень высока.

Изучив историю России данного периода в 8 классе, ученики подчас не сохраняют в памяти основные события, теряется представление о логике исторического развития России в этот период, тогда как эта эпоха включает в себя те исторические факты, которые не должны подлежать забвению. Для того чтобы не упустить это закономерное явление, необходимо постоянно актуализировать историческое пространство, применяя различные формы. Эта задача многогранна по своей сути и решаться она может по-разному: с помощью средств массовой информации (в масштабе всего государства), используя межпредметные связи в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (МХК, литература, курсы «Человек и общество», «Основы современной цивилизации»), в ходе преподавания различных факультативов, и, конечно же, важным средством актуализации уже изученного исторического пространства является активное применение внутрипредметных связей в процессе изучения истории.

Предлагаемая форма работы является не типичной, так как, во- первых, учитель ограничен в периодичности проведения подобного рода мероприятий (на практике исторические игры применяются не чаще одного раза в четверть), во-вторых, по содержанию игра должна охватить каждый из исторических периодов, выделив характерные черты той или иной эпохи.

Задачи: продолжить формирование представления об истории России как о закономерном процессе развития государства с древнейших времен до начала XIX века; систематизировать имеющиеся знания по истории России; дать углубленные знания по предмету, расширив кругозор учащихся; через инсценирование того или иного эпизода из жизни великих людей России создать яркие образы тех, кем по праву гордится русский народ; формировать умения и навыки: выделять характерные исторические события и определять черты той или иной эпохи, использовать имеющиеся знания при решении проблемных ситуаций, формулировать свои мысли, понимать сущность вопросов ведущего и вопросов своих товарищей, уметь корректно и емко формулировать свои вопросы, подбирать и использовать выбранную литературу (при выполнении домашних заданий), работать в библиотеках, выступать перед аудиторией, демонстрировать свой артистизм, чувство юмора, способность к творчеству; воспитывать чувство отзывчивости, коллективизма, давать самостоятельную оценку исторического наследия своей Родины, демонстрировать сознательное понимание истории, переживание великого наследия России.

Предварительная подготовка: индивидуальные консультации, мини-лекции для активных участников игры. Подбор участников осуществляется на основе личной заинтересованности в предмете. При непосредственном общении преподавателя и учащихся участники получают помощь в подготовке всех видов заданий: блиц-турнир, эпизоды для сценок-вопросов, оформление плакатов с образным изображением каждого из периодов и т. п.

Ход игры

Игра представляет собой путешествие по истории России с древнейших времен до 1801 года. Это путешествие разделено на IV этапа:

I этап: «Образование государства у славян, расцвет и распад Киевской Руси. IX - нач. XIII века».

II этап: «Монголо-татарское иго и складывание централизованного государства».

III этап: «Россия в конце XVI - начале XVII веков. Формирование абсолютизма».

IV этап: «Россия в эпоху абсолютизма. XVIII век».

Каждый этап игры имеет следующую структуру:

Конкурс «Найди ошибку». Конкурс заключается в анализе текста с историческими ошибками. Учащиеся должны найти несоответствия исторической действительности и прокомментировать найденные ошибки. Жюри предлагается оценить данный конкурс по следующим критериям: внимательность, умение выделять исторические ошибки, а также комментировать эти ошибки, применяя знания по данному историческому периоду.

Конкурс «Колесо истории». Учащиеся должны были разыграть один из эпизодов из жизни великих людей России. Кроме того, необходимо по данной ситуации задать вопрос. Жюри предлагается оценить конкурс, исходя из следующих критериев: артистизм, оригинальность, умение подобрать характерный для данного периода эпизод, умение грамотно ставить вопросы к историческому материалу, знания данного периода учащимися, которые отвечают на поставленный вопрос.

Конкурс «Блицтурнир». Учащимся каждой команды предлагаются по два вопроса одинаковой сложности. В этом конкурсе оцениваются находчивость, смекалка, эрудиция, исторические знания, умение использовать весь багаж знаний.

Плакаты оформляются таким образом, чтобы все присутствующие поняли, в какой участок исторического пространства мы сейчас перенесемся. Жюри предлагается оценить конкурс по следующим критериям: умение выделять характерные черты той или иной эпохи, понимая сущность исторических процессов, оригинальность и юмор при подаче своих мыслей.

• Вступительное слово ведущего.

• Слово о русской старине.

• Представление команд (включает в себя объяснение эмблемы команды, выступление, в котором ребята демонстрируют свое отношение к истории России)

I этап: «Образование государства у славян, расцвет и распад Киевской Руси».

«Найди историческую ошибку».

Во время работы команд над текстами ученики класса, не участвующие в игре, оформляют стенды, расположенные таким образом, чтобы все присутствующие могли с ними ознакомиться, после чего отвечают на поставленный вопрос.

«Блицтурнир». От каждой команды выходят по два человека. Ведущий задает по два вопроса одинаковой сложности представителям команд. В случае затруднения игроки просят поддержки у остальной команды. На обсуждение дается 15 секунд.

Оценивание результата. Жюри оценивает каждый из конкурсов и в конце этапа объявляет количество баллов, которые набрала каждая из команд. Представитель жюри знакомит присутствующих с результатами. Счетная комиссия отображает результаты на табло.

Каждый из последующих этапов разыгрывается аналогично предыдущему с той лишь разницей, что на «Блицтурнир» выходят другие участники команд.

Подведение итогов. Жюри объявляет победившую команду, выделяя особо отличившихся игроков.

Приложение 1

Из летописи монаха Киево-Печерского монастыря

(нач. XIII века)

Многострадальна земля русская! Нет согласия между князьями: каждый думает о своей выгоде, забывая о прошлом величии Руси, о славных подвигах наследника Рюрика.

Укреплялась земля наша из века в век. Святослав, будучи воином славным, завоевал земли великие. Желал он даже Преслав городом стольным сделать, чтоб приблизить людей русских к путям торговым. Многое задумывал Святослав, но оборвалась жизнь его. Отправляясь на полюдье (пополнить рать), Святослав погибает от рук древлян непокорных.

Еще славнее и могущественней стала Русь при Владимире Святом. По совету Илариона принял он сам христианство и крестил людей русских. Много славного сей князь сделал: границы крепостями укрепил, с земли холопской не стал дань брать, церкви на Руси начал строить.

Но после съезда в Любече начались раздоры князей. «Каждый будет править своим уделом!» - сказали они друг другу. Видно, не помнили они, что говорилось в «Поучении Владимира Мономаха»: «Страх Божий имейте выше всего!» И не Галицко-Волынское, не соседнее с ним Владимиро-Суздальское, не хотят ладить меж собой. Как ни призывали люди Божии к порядку и согласию, не услышан голос разума.

Боже, слава тебе! Ведь есть на Руси Киево-Печерский и Троицкий монастыри, в которых монахи молятся за землю русскую, словом Божьим спасают ее от врагов лютых.

Приложение 2

Последний день Ивана Грозного

Сидя в кресле, сделанном из дорогой породы дерева, в хоромах, располагавшихся в самом центре Китай-города, Иван Грозный думал о столь испугавшем его предсказании колдунов.

«Горе мне, сиротинушке! Желал я Руси только добра, а злая судьбинушка преследовала меня все мое долгое царствование. С малых лет остался сиротой, окруженный лукавыми боярами, после смерти отца моего Василия, а позднее и матери Елены Глинской.

Верно, грозен я, потому как грешен. Дал волю я бесовскому племени опричников, но я же их и утихомирил, не разрешив им проливать кровь благородную боярскую, направив гнев их на купцов и смердов. К тому же кто как не орлы мои опричники показали удаль свою во время Ливонской войны. Но наказан я ужо за грехи мои».

В этот миг с невыразимой тоской взглянул он на картину Репина, которая напомнила ему о свершенном в приступе бешенства убийстве любимого сына Дмитрия.

«И всю жизнь свою не мог найти жену под стать мне - самодержцу. Была надежда покорить сердце королевы аглицкой Елизаветы I. Посватался я было к ней, но не вышла моя затея. Пришлось взять в жены Наталью Нарышкину, которая и была мне всю жизнь верна.

А сколько славного сотворили люди русские под моим началом! И Казань была взята, и Астрахань, и хана Кучума разбил Ермак, присоединив Сибирь к землям русским. А соборов да церквей сколько во славу Господа построено! Воистину грозен я, но польза оттого русским людям великая.

А главное, есть у Руси теперь выход к Балтийскому морю. И построят наследники мои флот числом великим.

Но не дает мне спать одна кручина: оборвется с моей смертью род мой, останется престол наследников Рюрика псу шелудивому Бориске Годунову. И несмотря на пророчество колдунов заморских, предсказавших мне смерть ужо сегодня, 18 марта 1584 года от Рождества Христова, буду править я землей русской. Волхвов опричникам отдам. Пусть они над ними покуражатся, а я потехе кровавой порадуюсь». Сказав эти слова, он приказал приготовить все необходимое для игры в шахматы. Садившись за стол, Иван Грозный упал и умер.

Из письма английского посла, повествующего о событиях смутного времени

«Пишу я Вам, Ваше Величество, под большим впечатлением событий, которые потрясли Московию. В 1589 г. был провозглашен первый патриарх Иова, вслед за чем произошел раскол церкви: Аввакум поддержал Федора Ивановича, а Никон - Бориса Годунова. Беспорядки же по-настоящему начались вместе с приходом «Тушинского вора». Его верная жена, Мария Мнишек, была лютеранкой, и потому неприятна как православным, так и нам, католикам. Лжедмитрий I, отравив Бориса Годунова, не смог все же удержаться у власти.

Василий Шуйский, заняв престол, добился исполнения давней мечты российского государства: воссоединения Украины с Россией. Об этом событии узнали русские грамотные люди из первой газеты «Куранты», изданной Иваном Федоровым. К несчастью для вас, Ваше Величество, Генрих VIII, к несчастью английской короны, эти события завершились победой восстания под руководством казачьего атамана Минина и князя Пожарского. Закончилось беспокойство в русской земле избранием нового русского царя 21 февраля 1613 г. Федора Михайловича Романова».

Отрывок из сочинения на тему «Эпоха Петра великого в истории России»

Мощным потоком ворвался Петр в тихую жизнь боярской Руси. Был он воистину великим самодержцем, но возможным это стало только через его личные заслуги. Будучи еще совсем молодым, он стал обучаться корабельному ремеслу, так нужному России. Однако прервал он свое обучение во Франции, так как должен был подавлять бунт стрельцов. Подавив его, Петр распорядился убить свою одноутробную сестру, которая имела к смуте непосредственное отношение.

После этих событий Петр стал бороться за выход к Балтийскому и Черному морям. Во время Северной войны против Швеции он сумел добиться захвата Азова, несмотря на то что Стефан Баторий не смог оказать ему поддержку. Северная война, длившаяся 21 год, была выиграна во многом благодаря победе под Полтавой, после которой Петр Великий распорядился о постройке Петропавловской крепости. Морская победа над шведами в 1714 г. при мысе Гангут предрешила исход Северной войны и позволила Петру с полным правом провозгласить себя императором.

Однако не только воином великим был Петр I. Сделал он возможным продвижение по службе не в силу знатности, а в силу личных достоинств человека. В силу своего старания и таланта появилась возможность достичь высшего 16 ранга и служить делу России с пользой превеликой.

Кто знает, сколько еще великих дел успел бы совершить Петр I.

Но 28 января 1725 г. русские люди узнали из газеты «Вести», основанной самим императором, о смерти величайшего государя России, первого императора российского государства Петра Алексеевича Романова.

Ошибки и комментарии к тексту «из летописи монаха Киево-Печерского монастыря»

Святослав в действительности хотел перенести столицу, но не в Преслав, а в Переяславец.

Полюдье - это объезд князем владений для учета населения и сбора дани, а не для набора войска. Войско князя состояло из преданных ему людей-дружинников.

Святослав погиб в 975 году во время незначительной битвы. Древляне поднимали восстание против Игоря.

Илларион - первый митрополит, назначенный патриархом без согласия главы всей православной церкви. Жил в XI веке и не мог давать советы Владимиру Святому (X век).

Холопы не имели земли, и поэтому Владимир не мог перестать брать дань с холопской земли.

Съезд князей в Любече - 1097 год. На время прекратились междоусобные войны. Князья согласились подчиняться власти одного правителя.

«Поучение Владимира Мономаха» написано в 20-х гг. XIII века, поэтому князья не могли о нем помнить.

Галицко-Волынское княжество не граничило с Владимирским и было наиболее отдаленным.

Троицкий монастырь был основан в XIV веке Сергием Радонежским.

Ошибки и комментарии к тексту «Последний День Ивана Грозного»

Китай-город не имел царских хором. Цари жили в Кремле.

Опричнина была направлена, в первую очередь, против бояр, а не на купцов и смердов. Во время Ливонской войны показали себя как войско, не способное выполнять реальные боевые задачи.

Иван Грозный и Репин не были современниками. Был убит царевич Иван, а не Дмитрий.

Наталья Нарышкина была матерью Петра I.

Иван Грозный имел больше пяти жен.

В 1584 году Россия не имела выхода в Балтийское море после окончания в 1583 г. Ливонской войны.

У Ивана Грозного был наследник - Иван Федорович.

Иван Грозный не мог обозначить год цифрой 1584, но только цифрой 7012, добавив фразу не «от рождества Христова», а «от сотворения мира». Разница между календарями 5508 лет.

Опричнину отменил сам Иван Грозный в 1572 году (продолжалась 7 лет).

Ошибки и комментарии к тексту «Письмо английского посла»

Раскол церкви произошел после приказа Никона в 1654 г. корректировать православную литературу в соответствии с общепринятыми канонами.

Смутное время начинается с Лжедмитрия I. «Тушинский вор» - это Лжедмитрий II. Лжедмитрий I въезжает в Москву 20 июня 1605 г., убит 17 мая. Восстание в Тушино подавлено в 1609 г.

Мария Мнишек была по очереди женой обоих Лжедмитриев.

Борис Годунов умер своей смертью 13 апреля 1605 г.

Воссоединение Украины с Россией - 1654 г.

Газета «Куранты» издавалась в XVII веке. И. Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.

В конце XVI века Англия исповедовала англиканство (течение протестантизма, зародившееся при Генрихе VIII и сформировавшееся во II пол. XVI в. при Елизавете I).

Генрих VIII жил в начале XVI в. (1509-1547 гг.).

Минин был посадским старостой.

Первый русский царь династии Романовых - Михаил Федорович Романов.

ОШИБКИ И КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ «ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО»

Петр учился в Голландии, Англии. Кроме того, во время путешествия он посетил Германию, Австрию, Италию.

Софья была сослана в монастырь осенью 1698 г.

Софья и Петр не были детьми одной матери.

Мария Ильинична Милославская была первой женой Алексея Михайловича. Этот брак принес второму русскому царю династии Романовых 13 детей, но только два сына пережили своего отца.

Наталья Кирилловна Нарышкина вышла замуж за Алексея Михайловича в 1671 г. Через год родился новый претендент на престол - Петр.

Захват Азова был осуществлен Петром 18 июля 1696 г. Северная война проходила с 1700 года но 1721 год.

Стефан Баторий — современник Ивана Г розного (XVI век). Союзником Петра был Август И. Уния была оформлена в Преображенском осенью 1699 г.

Петропавловская крепость была заложена в 1703 г., а «Полтавская виктория» произошла 27 июня 1709 г.

Петр I провозгласил себя императором после окончания Северной войны в 1721 г.

В табеле о рангах было 14 рангов. Высшим являлся - первый.

Газета, созданная по инициативе Петра, называлась «Ведомости».

Вопросы к блицтурниру игры

Первый этап «Образование государства у славян и расцвет Киевской Руси»

• Вещему Олегу гадалка предсказала, что он погибнет от своего коня. Он приказал тогда отдалить его от себя. Как-то, вернувшись из похода, он узнал, что конь умер. Олег очень удивился. Он сам решил удостовериться в смерти своего боевого друга. Взяв в руки череп коня, Олег произносит одно слово и умирает.

Внимание, вопрос!

- Что это было за слово?

Ответ: Змея.

• В «Русской правде» имеются разночтения статьи о штрафе за убийство. По одной редакции виновный в убийстве платит «за смерда и холопа 5 гривен». В других редакциях «за смердий холопа - 5 гривен», т. е. за холопа, принадлежащего смерду. Какая из редакций соответствует исторической действительности?

Ответ: Первая редакция.

• Какого князя называли «Красное солнышко» и почему?

Ответ: Владимир Святой.

• От названия какого племени, селившегося на территории Киевской Руси, происходит слово «чудак»?

Ответ: Чудь.

• После смерти Святополка киевляне послали сказать князю: «Ступай на стол отцовский и дедовский». Но он не сразу пошел в Киев. Тогда киевляне разграбили двор тысятского, потом пошли на жидов и их пограбили. Послали опять к князю: «Ступай, князь, если же не пойдешь, то знай, что еще больше зла натворим».

Внимание, вопрос!

- Как звали князя, которого так настойчиво приглашали княжить в Киев?

Ответ: Владимир Мономах.

• Эти два брата были первыми русскими святыми. Погибли они в результате коварства их брата Святополка. Их имена ассоциируются с чувством патриотизма, долга перед Родиной.

Внимание, вопрос!

- Как звали этих князей?

Ответ: Борис и Глеб.

• Это выражение сейчас означает честное предупреждение о начале решительных действий. Именно таким образом славяне, если верить летописям, объявляли войну.

Внимание, вопрос!

- Что это за выражение?

Ответ: «Иду на вы!».

Второй этап «Монголо-татарское иго и складывание централизованного государства»

- Назовите «драгоценное» государство XIII в. и его основателя.

Ответ: Золотая Орда, хан Батый.

- Назовите русских князей, носящих географические прозвища. После каких событий они их получили?

Ответ: Александр Невский (битва на Неве - 1240 г.);

Дмитрий Донской (Куликовская битва - 1380 г.)

При Иване Грозном разрастался бюрократический аппарат. Для того чтобы добиться решения того или иного вопроса, чиновников приходилось задабривать подарками. Если приказчик не мог помочь, то приношения возвращались.

Внимание, вопрос!

- Какое выражение возникло в связи с этим?

Ответ: «Остаться с носом».

В XV- XVI веках так называлась вдовья часть земли, наследства, которая давалась женам умерших вельмож. На пирах тем же именем назывались лучшие блюда. После 60-70-х гг. XVI в. слово приобрело другой смысл.

Внимание, вопрос!

- Что это за слово?

Ответ: Опричнина.

Каждая казачья станица выбирала себе старшего, которого по образу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли словом, от которого потом произошло слов «Атаман».

Внимание, вопрос!

- Что это за слово?

Ответ: Ват-ман.

Ученик Сергия Радонежского, остался в истории после того, как изобразил трапезу ангелов под ветвями дуба.

Внимание, вопрос!

- Кто этот человек?

Ответ: Андрей Рублев.

«Ни одного защитника этого злого города не осталось. Закончилась самая продолжительная для нас осада».

Внимание, вопрос!

- Кто, когда и в связи с чем мог послать депешу?

Ответ: Хан Батый, конец 30-х гг. XIII в., после разорения города Козельска.

Третий этап «Смутное время и царствование первых Романовых (конец XVI-начало XVII в.)

Внимание, вопрос!

- При каком русском царе был основан Царицын?

Ответ: При сыне Ивана Грозного Федоре Ивановиче в 1589 г.

При Алексее Михайловиче была заведен обычай класть прошения на имя царя в специальное место для того, чтобы он лично знакомился с этими посланиями. Однако прошения все равно проходили через приказы.

Внимание, вопрос!

- Какое выражение возникло после этого?

Ответ: «Долгий ящик».

Внимание, вопрос!

- Какому событию предшествовал «Медный бунт»?

Ответ: Крестьянская война под руководством Степана Разина (1670-1671 гг.).

Внимание, вопрос!

- После каких событий XVI-XVII вв. Балтийское море стало называться «Шведским озером»?

Ответ: После Ливонской войны 1558-1583 гг.

Война с Речью Посполитой в сер. XVII в.

Внимание, вопрос!

- Согласно какому законодательному акту за продажу табачных изделий подвергали казни, а за курение ссылали в Сибирь?

Ответ: Соборное Уложение 1649 г.

Внимание, вопрос!

- К чему привело простое корректирование книг духовного содержания в 1654 г.?

Ответ: Раскол церкви, начиная с 1654 г.

Внимание, вопрос!

- Назовите знаменитого уроженца станицы Зимовейская.

Ответ: Степан Разин.

Четвертый этап «Россия с конца XVII века до 1801 года»

Петр I говорил, что «государство одну руку имеет», если у него нет...

Внимание, вопрос!

- Что имел в виду Петр I?

Ответ: Военно-морской флот.

- Что для Анны Иоанновны означало сначала принять кондиции, а потом их разорвать?

Ответ: Кондициями называли положения, ограничивающие власть будущей императрицы. Она была вынуждена сначала подписать их, но потом, надорвав кондицию, показывала свое нежелание ограничивать монархию.

- При каком из русских царей появляются колонисты на территории нашей области?

Ответ: При Екатерине II.

«Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия Черноморская держава».

Внимание, вопрос!

- Кто, когда и в связи с чем мог послать такую депешу?

Ответ: А. В. Суворов, 1790 г., штурм Измаила.

Самозванцами славно Смутное время.

Внимание, вопрос!

- Какой самозванец отличился в XVIII в.?

Ответ: Емельян Пугачев выдавал себя за Петра III, мужа Екатерины И.

«Я за Отечество мое и люди живота своего не жалел, но како могу тебя непотребного пожалеть».

Внимание, вопрос!

- Кому и в связи с чем Петр I писал такие строки?

Ответ: Письмо написано Алексею (сыну Петра) после его отъезда в Австрию.

Внимание, вопрос!

- Кто явился благодетелем для Радищева и Новикова?

Ответ: Павел I освободил Радищев из ссылки, а Новикова из

Шлиссельбургской крепости.

Лучшие ученические сценарии исторических сценок-вопросов

Сценки включены в общую логику игры и выполняются в рамках соответствующего этапа. Сценка-вопрос 1 разыгрывается во время этапа «Образование государства у славян...», сценка-вопрос 2 - во время этапа «Монголо-татарское иго...» и т. д.

Сценка-вопрос 1

Действующие лица: Анна Ярославна, Казимир, король Польши, ведущий.

Действие

На сцене стоит скамейка, вокруг нее - кадки и горшки с цветами (имитация деревьев), входит ведущая.

Ведущий. Сад в доме короля Казимира Польского. Около 1040 года.

Уходит. Входят Анна и Казимир.

Анна Ярославна. Дядюшка, расскажи мне еще об этой стране.

Казимир. Сядь на скамейку, дитя мое.

Анна прохаживается.

Казимир. Так что же тебе рассказать? Генриха я знал еще юношей. Видел его иногда во дворце. Он высок и дороден, не очень живой в движениях, но и не медлительный. Полагаю, что из него получился теперь мужественный рыцарь. Он очень хорошо сведущ в военных делах, но (встает, обходит вокруг сидящую Анну) относится с полным равнодушием к книжному искусству, хотя его отец...

Анна Ярославна... .непрестанно читал Библию. Епископы говорили, что звали его Роберт и что это был святой человек.

Казимир. Это действительно был благочестивый и добрый человек. Но он помнил и о земном и построил в Париже каменный дворец. Ты будешь там жить, когда доберешься туда.

Анна встает, отходит на несколько шагов, затем поворачивается.

Анна Ярославна. У Генриха есть братья?

Казимир. О, да! Самый примечательный из них - это Роберт. Смутьян, каких свет не видывал. Бунтарская натура. Да и мать его никак нельзя назвать покорной. Покойная королева Констанция еретикам глаза могла железом выколоть, а ведь Роберт был ее любимчиком. Он после смерти родителей с Генрихом трон не поделил, да потом все утряслось.

Анна Ярославна. Епископы рассказывали, что франкский король очень представительный воин.

Казимир. Согласен с ними, племянница. Да ты сама, когда Генриха увидишь, поймешь все: у вас на Руси богатырей чтят - он им не уступит в силе. Да и в Париже у него обширные винные погреба.

Анна Ярославна. Дядюшка, я по дому истосковалась.

Казимир. Полно, полно тебе, Анна. Улыбнись: ты не будешь бедной королевой. Пойдем, к обеду кличут.

Уходят.

Внимание, вопрос!

- Что стало с этой девушкой после смерти ее будущего мужа, до которого она вскоре доберется?

Сценка - вопрос 2

Действующие лица: мальчик, старец, юноша, ведущая.

Действие

Входит ведущая.

Ведущий. Год 1252-й от Рождества Христова. Разговор в стане Александра Невского.

Уходит, вокруг горящего костра сидят трое: мальчик, юноша, старец.

Юноша. Эх, меду бы крепкого, стоялого, ковшик мне.

Мальчик. А эвон в ручеечке мед для тебя журчит. Медведь тебе поднесет: он здесь хозяин, в этой глухомани!

Юноша. Ого-го! (Встает.) Ну, давай мне теперь десяток татаринов (потягивается) - всех голыми руками раздеру! Даже и меча не выну...

Старец. Храбер больно: молоко еще на губах не обсохло.

Юноша. Да уж: кто побольше меня в русской земле - князья- государи, да и то перед татарами головы клонят! Да и попы в церквах за татарского хана Бога молят!

Старец. Молчи, отрок! Не твое это дело молодое князей осуждать да прощать.

Юноша. Не прав ты, Ермолай Тимофеевич. Старшаки наши, князья, все врозь. Оттого и гибель земле. Дерутся меж собой. Народ губят. А когда бы да за одно сердце поднялись на Батыя, тогда бы из них пар вон! Да только не дождаться нам этого. Уж все города под татарскую дань подклонили. А пуще всех наш Невский усердствует - все в орду с данью ездит, ханам дары возит, и не жалко ему своего народа.

Старец (встает). Полно тебе, Алексей! Ты Батыева приходу не знаешь: младенцем еще был. А я воевал с ним. Я так разумею: Ярославич мудро строит: с татарами - мир! Когда бы одни татары, а то ведь они сорок племен, сорок народов с собой привели. Да что говорить: ужели воитель такой победоносный - Александр наш Ярославич - да не знает, когда нам подняться на татар?

Юноша. Прав ты, отец! Да ведь дань в Орду возить - оно куда спокойнее. Дорогу туда князь Александр запомнил, ему, чай, виднее.

Мальчик (вскакивает, говорит гневно и звонко). Стыдно вам! Да разве мало наш князь поту кровавого утер за землю русскую?! Эх, вы!

Машет рукой в сторону товарищей, уходит за сцену.

Внимание, вопрос!

- Прослушав только что мнения русского народа об Александре Невском, назовите то прозвище, которое ему дали с уважением татары?

Ответ: Татары прозвали Александра Ярославина «Грозные очи».

Сценка-вопрос 3

Действующие лица: Монах (сидит за столом с горящей свечой, держит в руке гусиное перо. Перед ним лежит лист «пергамента», где он «записывает» все, что говорят), Былинник, Былинница (это старички, сидят па лавочке поодаль, опираясь на посохи), Минин.

Действие

Монах. Быль о Минине купце, воеводе и бойце.

Былинник.

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд...

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнем.

Все обгорело, вся Москва

До каменной стены –

Дома, деревья и трава

Обугления, черни

Былинница.

А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

Былинник.

От москвичей призыв идет

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика –

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собирал вокруг:

Минин.

Волжане! Православный люд!

Повсюду русских шляхи быот!

Ужели враг непобедим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

Былинник.

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платья, вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней.

Былинница.

Ну, словом, все, что лишь могли,

На площадь Минину несли.

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собрал...

Былинник.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвел,

К Москве, к столице он повел.

Монах. А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные,

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

Звучит хор «Славься...» из оперы «Жизнь за царя», затем утихает.

Былинник.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Былинница.

Он отличен годом, днем,

И начертано на нем:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия».

Внимание, вопрос!

Как звали того польского полководца, что поспешил со своими войсками к Москве на помощь соотечественникам и был разбит народным ополчением?

Ответ: Польского полководца звали Ходкевич.

Сценка-вопрос 4

Действующие лица: Граф, Сэр Монтегю, Кора Олимпика (поэтесса), ведущий.

Действие

Входит ведущий.

Ведущий. Сентябрь 1774 года. Ливорнский порт. Русский граф перед толпой итальянцев устраивает небывалое зрелище: «Повторение Чесменского боя...»

Отходит в сторону, на сцену выходят граф и Кора, идущие под руку.

Кора Олимпика. Чудесно, граф, чудесно! Вы гений, право.

Граф (почтительно кланяясь). Благодарю Вас, моя милая Кора. Вы истинный ценитель прекрасного.

Входит Монтегю.

Кора Олимпика. Я Вас оставлю, граф. У Вас дела поважнее нашей беседы. Мы увидимся завтра на балу у герцогини.

Уходит, к графу подходит Монтегю.

Монтегю. Мое почтение, граф.

Граф. Добрый день, сэр Монтегю.

Монтегю. Позвольте засвидетельствовать самый искренний восторг, граф. Это просто великолепно! Увидеть здесь, в Ливорно, воочию великий Чесменский бой! Вы слышали аплодисменты толпы? Вы великий изобретатель. Король зрелищ.

Граф. Всего лишь маленький эпизод. В том бою, милорд, был ад кромешный - стоял такой жар, что на лицах лопалась кожа.

Монтегю. В себя не могу прийти! Жечь корабли, чтобы несколько живописцев и одна поэтесса смогли увидеть великое прошлое? Поступок истинного ценителя муз и, конечно, русского барина! У нас, европейцев, кишка тонка.

Граф (немного сердито, раздраженно). Ничего, мои матросики сами подожгут, да сами и потушат. В огне учу новобранцев, милорд. Оттого и флот наш победоносен.

Монтегю. Осмелюсь передать вам это...

Протягивает пакет графу, тот, удивленный, его забирает.

Монтегю. К сожалению, граф, мне не велено открыть имя таинственного отправителя. Могу лишь заметить, что это женщина, и, поверьте, прекрасная!

Смеясь, уходит. Граф раскрывает пакет, читает, отбрасывает в сторону.

Граф (один). Проклятье, здесь по-французски!

Оглядывается. Входит ведущий.

Ведущий. Поразительно! Граф не знал французского. И это при том, что высшее русское общество разговаривало только по-французски. Но граф, выучивший немецкий и итальянский, учить французский отказался. Французский двор был главным врагом России. И это нежелание выражало патриотизм графа.

Внимание, вопрос!

- Назовите имя и фамилию этого великого человека, знатного графа, который навсегда останется в истории России.

Ответ: Чесменская битва состоялась 25-26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, появилась в Средиземном море и под Чесмой одержала блистательную победу. В Ливорно этот бой инсценировал граф Орлов.

Литература

Для учителя:

1. Болдырев, И. И. Методика воспитательной работы в школе. - М.: Просвещение, 1974.

2. Внеклассная работа по истории и обществоведению. Из опыта работы: сб. статей / сост. В. П. Гуськов. - М.: Просвещение, 1981.

3. Внеклассная работа по истории: сб. статей / сост. Д. В. Кацюба. - М.: Просвещение, 1975.

4. Воспитание школьников во внеучебное время / под ред. Л. К. Каляевой. - М.: Просвещение, 1992.

5. Косолапое, В. И. Диспуты и конференция в школе. - М.: Просвещение, 1975.

6. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1975.

7. Киршнер, Л. А. Формирование познавательных возможностей учащихся в процессе изучения истории. Из опыта работы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982.

8. Лебедева, И. М. Исторические олимпиады. - М.: Просвещение, 1990.

9. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Просвещение, 1982.

10. Лихачев, Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. - М.: Просвещение, 1982.

11. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1981.

12. Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. - М.: Просвещение, 1972.

13. Руководство внеклассным чтением по истории. - М.: Просвещение, 1978.

14. Павленко, Н. И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учеб, для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989.

Для учащихся:

1. Антонов, В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до кон. XVIII в.: пособие для учащихся 7 кл. средних школ. - М.: Просвещение, 1988.

2. Буганов, В. И., Зырянов, П. Н. История России кон. XVII-XIX вв.: учеб, для 10 кл. - М.: Просвещение, 1995.

3. Ворожейкина, //. И. и др. Рассказы по родной истории: учеб, для 5 кл. - М.: Просвещение, 1996.

4. История СССР: учеб, для 8 кл. сред. шк. / под ред. Б. А. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1989.

5. Кацва, Л. A., Юрганов, А. Л. История России VIII-XV вв.: учеб, для 7 кл. - М.: МИРОС-Аргус, 1996.

6. Преображенский, А. А., Рыбаков, В. А. История Отечества: учеб, для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений-М: Просвещение, 1996.

7. Сахаров, А. Н., Буганов, В. И. История России с древнейших времен до кон. XVII в.: учеб, для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.

Автор: А. С. Калинин

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальные игры для школьников

Викторина «Своя игра», 9-11 класс

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»

Ирина Алексеевна Дегтерева # 17 января 2023 в 16:20 0
Очень содержательная разработка, позволяет большую часть означенных событий разобрать используя примеры из исторических источников и художественной литературы. Познавыательно