Формирование интереса учащихся к математике при решении задач

Автор: Лязина Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ № 28», г. Братск.

Описание материала: Предлагаю вам статью, в которой показано, как с помощью задач можно преодолеть кажущуюся сухость и скучность математики, как увлечь учащихся математикой, стимулировать их учебу, внести в нее эмоции, пробуждающие к поиску и порождающие жажду знаний. Данный материал будет полезен учителям математики среднего и старшего звена, студентам педагогических ВУЗов.

Формирование интереса учащихся к математике при решении задач

Роль задач в обучении очень разнообразна и сложна. Задачи используются и для выработки навыков вычислений и преобразований, и для пространственного воображения, и для показа применений знания, и для  других целей, среди которых важное место занимает использование задач для формирования интереса к изучению математики.

Исследования педагогов и психологов показывают, что учащихся интересуюткак как абстрактные, так и конкретные задачи, лишь бы они были достаточно разнообразны по тематике и способам решения, а также, чтобы они требовали размышления, догадки, сообразительности. Однако в условиях массового обучения уровень математического развития учащихся одного и того же класса бывает различным и даже в старших классах самостоятельный поиск решений новой задачи доступен только нескольким ученикам. Таким образом, учитель должен основной массе учеников предлагать посильные задачи, с которыми они могу справиться. Только решив задачу, школьник почувствует удовлетворение, желание продолжить работу. Только в этом случае у него может возникнуть интерес. Поэтому невозможно полностью отказаться от решения стандартных задач, их следует использовать в учебных целях, постепенно наращивая их трудность.

Рисунок к материалу

Задачи должны увлекать не только содержанием, но и формой. Одну и ту же задачу можно подать весьма буднично, а можно интригующе. Сравним задачи 1 и 2:

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Анастасия Сергеевна Быструшкина # 9 июля 2014 в 05:54 0
Умение решать задачи - одно из главных умений, которым мы должны научить учащихщся, об этом говорят в министерстве образования. В статье представлено много задач, которые дети с увлечением будут решать.Спасибо!!!
Маргарита Георгиевна Мингазова # 28 июля 2014 в 16:30 0
Уважаемая Ирина Владимировна! Мне очень понравилась Ваша работа. К сожалению, современная программа по математике направлена на формирование формального мышления, на выполнение заданий по шаблону, образцу. Ваша работа формирует творческое мышление, интерес. Спасибо. Маргарита Георгиевна Мингазова. Пермь.
Александра Геннадьевна Ведяева # 4 ноября 2014 в 15:32 0
Статью действительно показывает как стимулировать учебу, внести в нее эмоции, пробуждающие к поиску и порождающие жажду знаний. При формировании своей работы нужно взять ее на вооружение.
Головина Татьяна Сергеевна # 15 ноября 2014 в 17:45 0
Научить ребят решать задачи это большая проблема и труд. В некоторых учебниках (например, Математика Виленкина, 5 класс ) подборка задач по определённой теме недостаточно, мало интересных задач. Полезная статья. Спасибо!
Татьяна Александровна Искакова # 17 ноября 2014 в 09:20 0
Статья очень актуальна - много интересных задач. Спасибо большое
Черевиченко Лариса Александровна # 30 декабря 2014 в 13:27 0
Уважаемая Ирина Владимировна! Благодарю Вас за столь детальную систематизацию материала! Этот материал, действительно может помочь в работе с ребятами. Спасибо!
Софья Федоровна Усманова # 10 января 2015 в 19:47 0
Спасибо за материал- актуально и современно. Ведь умение решать задачи является, пожалуй, одним из основных показателей уровня математического развития учащихся, глубины освоения ими учебного материала.
Елена Александровна Мухина # 17 января 2015 в 17:04 0
Ирина Владимировна, очень важная тема. Сейчас сложно привить интерес у школьников к предмету. Ведь математика-это трудно. А трудное любить не просто. Спасибо Вам.
Татьяна Юрьевна Васильева # 19 января 2015 в 08:48 0
Интересный материал. Научить детей решать задачи является важной и, осмелюсь сказать, главнейшей целью в деятельности учителя математики. Ваш материал несомненно направлен на достижение этой цели.
Александра Ивановна Моргун # 5 февраля 2015 в 08:43 0
Интересное мероприятие. Дети будут с интересом решать ваши задачки и повышать свой интеллектуальный уровень. Творческих успехов вам и вашим ученикам.
Галина Александровна Слепченко # 21 февраля 2015 в 20:30 0
Спасибо за подборку задач в одной статье. Я как учитель всегда использую для разминки на уроке такие задачи.
Ещё одна интересная задача про фазанов и кроликов:
В клетке находтся фазаны и кролики. у всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и фазанов?
как решить?
Можно использовать систему уравнений:
Допустим:
Х — кролики (4 ноги),
У — фазаны (2 ноги).
Получаем систему уравнений:
х+у=35
4х+2у=94
Решим систему и получим ответ: 23 фазана и 12 кроликов.
А можно решить так:
Представим, что на верх клетки. В которых сидят фазаны и кролики, положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле?
35·2=70(ног).
2)Но в условии даны 94ноги. Где же остальные? Остальные не посчитаны – это передние лапки кроликов. Сколько их?
94-70=24(лапки).
3)Сколько же кроликов?
24:2=12(кроликов).
4) А сколько фазанов?
35-12=23(фазана).
Ответ: 23 фазана и 12 кроликов в клетке.
Ирина Юрьевна Фёдорова # 24 марта 2015 в 15:33 0
Старо как мир речь о роли задач при обучении математики... Но как интересно изложен материал! Коллеги рекомендую внимательно прочитать статью. А Вам Ирина Владимировна большое спасибо за столь интересный материал.
Марина Викторовна Митюшкина # 29 марта 2015 в 17:13 0
Многие задачи из данного материала я использую при изучении темы Алгоритмы. Детям очень интересно. Дети которые знают математику легко справляются с заданиями на информатике. Легко решают эти задачи в форме таблицы
Наталия Николаевна Александрова # 29 марта 2015 в 22:16 0
Очень интересный и доступный материал. Думаю, что он будет очень полезен в моей работе.
Оксана Николаевна Белоус # 21 апреля 2015 в 23:19 0
Спасибо за интересный материал!Работая в школе, я столкнулась с такими проблемами: как не принуждая приучить учащихся самостоятельно решать задачи и как организовать посильную работу каждого ученика. Ваш материал направлен на решение этих проблем. Возьму данный материал себе на заметку. Творческих успехов!
Екатерина Викторовна Соловьёва # 22 мая 2015 в 15:55 0
Ирина Владимировна, здравствуйте! Прекрасный материал, отличная тема. Невозможно научит заставляя. Формирование интереса к учению есть залог успеха!!!
Елена Анатольевна Реброва # 8 июня 2015 в 09:57 0
Уважаемая Ирина Владимировна! Ваша статья показывает как можно стимулировать учебную деятельность подростков, внести в нее эмоции, пробуждающие к поиску и порождающие жажду знаний. Предложенный материал подойдет при проектировании учебных занятий по теме "Решение текстовых задач" любой категории обучающихся. Спасибо. Дальнейших творческих достижений.
Елена Владимировна Николаева # 17 июня 2015 в 12:48 0
Ирина Владимировна! Приятно на просторах интернета встретиться с коллегой, интересующейся проблемой обучения решению математических задач. Не согласна с мнением, что в современной школе существует формальный подход к решению этой проблемы. Подход зависит не от программы, а от учителя! и ваша статья этому подтверждение: явно не формальный подход, явное проявление интереса к профессии! Хотя, что касается самой статьи, слишком большой разброс в подборке задач, на мой взгляд. Успехов!
Светлана Александровна Тимофеева # 15 сентября 2015 в 20:35 0
Ирина Владимировна, ваша стать очень полезна, отличная тема. Спасибо и творческих успехов!
Екатерина Георгиевна Дрозд # 18 ноября 2015 в 11:32 0
Уважаемая Ирина Владимировна, хорошо что вы понимаете важность умения решать задачи и строите свои уроки соответственным образом. Ведь как ни крути это умение чуть ли не самое важное и пригодится каждому в жизни в той или иной степени. Благодарю вас за интересный материал.
Юлия Александровна # 10 апреля 2016 в 09:46 0
Уважаемая, Ирина Владимировна. В статье рассмотрено много интересных задач, которые учащиеся будут с удовольствием решать. Методическая разработка формирует творческое мышление, прививает познавательный интерес у учащихся к изучению математики.
Ольга Александровна Камнева # 12 июня 2016 в 13:58 0
Бесспорно дети хотят интересных уроков с презентациями. И всегда спрашивают,а где нам это в жизни пригодится. Очень понравилась методическая разработка. Думаю с помощью этих задач можно развить познавательный интерес.
Галина Михайловна Олейникова # 29 октября 2016 в 14:15 0
Интерес можно развивать у того, у кого он есть. А как быть с теми, для кого математика дебри непроходимые?
Вероника Фархадовна Арстамбаева # 5 ноября 2016 в 11:38 0
перед каждым учителем возникает вопрос - как увлечь учащихся математикой, стимулировать их учебу, внести в нее эмоции, пробуждающие к поиску и порождающие жажду знаний. Данный материал будет полезен учителям математики среднего и старшего звена, с целью увеличения интереса к предмету
Айслу Каирбаевна Искулова # 26 января 2017 в 15:36 +1
Умение решать задачи-один из основных компонентов при обучении математики.Материал будет полезен педагогам,формирует интерес к предмету.
Ирина Владимировна Лязина # 13 февраля 2017 в 15:05 0
Спасибо всем вам, коллеги, за добрые слова. Мне очень приятно. Всем нам успеха!
Пивалкина Татьяна # 28 апреля 2017 в 13:10 0
Статья заинтересовала изложением материала.Про то как научить учащихся решать задачи написано много, но Ваша статья в корне отличается.И подборка задач интересная. Обязательно использую на своих уроках.
Наталия Валериевна Кобышева # 24 июля 2018 в 20:45 0
Спасибо за примеры "перевода" стандартного условия в интересное. Не только ученикам с таким условием приятнее работать, но и учителю. Иногда начинаешь забывать, что учитель - это не робот, способный решать только стандартные задачи из учебника и обязанный исправлять ошибки, допускаемые учениками. Постараюсь напоминать себе о необходимости перефразировать условие задачи вместе с детьми, чтобы было проще и интереснее ее решать. Спасибо.
Ксения Потемкина # 31 октября 2019 в 08:30 0
Интересная статья, на уроке всегда важно разнообразить формы и методы работы, увлечь обучающихся. Математика достаточно сложный предмет , и увлечь ею, бывает сложно, но с такими разработками будет легко.Спасибо!