Цель: проверить, закрепить и расширить знания учащихся по теме «Действия с десятичными дробями. Углы»; привлечь внимание к предмету; разнообразить досуг детей.
Такую игру можно проводить в 4, 5, 6 классах с целью закрепления любой темы программы. Особенно интересно проходит она, когда соревнуются несколько команд от разных классов в одной параллели. Но можно и один класс разделить на команды, примерно равные по своим силам. Выбирается капитан команды - лучший ученик.
Проведение такой игры строится следующим образом:
1. Капитаны получают от учителя-ведущего первые задания в виде условия примера. Решив его, команда узнаёт, куда двигаться дальше, где искать следующее задание и т. д.
2. Задание решают всей командой, один пишет, другие проверяют.
3. Все ответы собирают у учителя в специальной таблице.
4. Выявляют победителей. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с последним заданием в цепочке данных.
5. Награждают команду-победительницу и её капитана.
I. Подготовительная работа.
1. Учащиеся должны дома повторить теоретический материал по теме, принести с собой в класс учебники математики, чистые тетради, ручки, карандаши.
2. Учитель готовит для каждого участка (пункта путешествия) для всех четырёх команд задания на специальных картонных следах. Эти задания он «прячет» в разных местах класса или школьного здания.
3. Учитель готовит общую таблицу ответов на все задания.
4. Итоги подводятся по времени путешествия и правильности решения.
II. Проведение игры.
Учитель составляет заранее вопросы и задания игры.
Тема «Десятичные дроби. Простейшие геометрические понятия»
Ход игры
1. Капитаны получают первую карточку.
Образец карточки:
а) Решите примеры: 1) 82110 : 102 = 805 2) 239 - (235 -15 • 9) = ?(139) 3) 357 + (177 + 143) = ? (677) 4) (15 + 185 • 0) • 12 + 24 = ?(204) 5) (6798+ 18424-5798):32 = ?(6О7) |
б) Все ответы выпишите в строчку, а вместо цифр поставьте буквы. 0-а; 3-н; 6-т; 1-и; 4-р; 8—к; 2-п; 5-б; 9-е. Следуйте данному указанию! |
Ответ к этой карточке:
Команда идёт в кабинет № 77, к парте № 7 и находит там следующее.
2.
На такой «ступне» записано задание.
Выполнить действия: 4,735 : 0,5 + 14,95 : 1,3 + 2,121 : 0,7 - 6.
Ответ - номер кабинета, в котором есть следующий «след», смотри его в парте № XIV.
Ответ к этому заданию:
Парта №XIV, т. е. №14.
Там команду поджидает ещё один «след».
3. На «ступне» задача:
Два брата весят вместе 80,6 кг. Причём вес одного на 20 кг больше другого. Определить вес каждого.
В ответе: цифра десятков меньшего веса - это номер книги на столе учителя, а цифра десятых - это номер страницы, где лежит ваше следующее задание.
Решение:
1) 80,6 - 20 = 60,6 (кг) (вес двух братьев поровну);
2) 60,6 : 2 = 30,3 (кг) (вес меньшего);
3) 30,3 + 20 = 50,3 (кг) (вес большего).
Ответ: 30,3 кг и 50,3 кг.
В книге №3 (3 десятка), на странице №3 (3 десятых) лежит следующий «след».
4. Геометрические задания.
1) Сколько отрезков на данной прямой?
2) Сколько здесь метров:
24 дм 3 см? (2 м.)
3) Какова площадь фигуры? (6 см2.)
Решение:
4) Угол 2 больше угла 1 на 40°. Какова величина угла 1? (70°.)
Запиши подряд все ответы. Вторая цифра в записи - номер кабинета, четвёртая - номер парты, где есть следующее задание.
Решение:
6 2 6 7 0, кабинет № 2, парта № 7.
5. Задания на смекалку.
1) В моих карманах поровну денег. Я переложил из одного кармана в другой 20 копеек. На сколько копеек там стало денег больше? (На 40.)
2) Кирпич весит 1,4 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (2,8 кг.)
3) Что произойдёт с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? (Уменьшится в 4 раза.)
4) Тройка лошадей пробежала 36 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (36 км.)
5) Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? (22,8 кг.) Решение: 16 кг +17 • 0,4 кг = 16 + 6,8 = 22,8 кг.
Выпишите подряд все ответы. Первая и шестая цифры дают номер кабинета, а последняя цифра - номер парты, где лежит последнее задание для устного ответа всей команды.
6. Карточка для устного ответа.
Отвечать может любой, кто знает; можно доверить это капитану команды, а остальные пусть ему помогают.
№1
1) Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1 000 и т. д.?
2) Как сравнивают десятичные дроби с разными целыми частями?
3) Какую часть развёрнутого угла составляет угол в 1°?
4) Какой угол называют прямым?
5) Как разделить десятичную дробь на 1 000?
6) Как расположены на луче точки с координатами А (0,6) и В (0,59)? (В левее А.)
7) Как выполнить вычитание десятичных дробей?
№2
1) Как округлить десятичную дробь до десятых, сотых?
2) Что станет с десятичной дробью, если к ней справа приписать один или несколько нулей?
3) Какую фигуру называют углом?
4) Сколько градусов в прямом угле?
5) Как разделить десятичную дробь на 10?
6) Какая точка лежит правее на координатном луче: М (4, 4) или N (7, 2)?
7) Как разделить десятичную дробь на десятичную?
№3
1) Как умножить одну десятичную дробь на другую?
2) Каким прибором определяют градусную меру угла?
3) Какой угол называется развёрнутым?
4) Какая дробь больше: 0,2789 или 0,2798?
5) Как сравнить десятичные дроби с одинаковыми целыми частями?
6) Назовите по порядку четыре разряда, стоящие в десятичной дроби справа от запятой.
7) Какая точка, А или В, дальше от точки М(8), если А (3, 2); В (14, 7)?
№4
1) Как сложить две десятичные дроби?
2) Какой угол называется острым?
3) Какую часть прямого угла составляет угол в 1°?
4) Как разделить десятичную дробь на 100 000?
5) Как записать в виде дроби натуральное число?
6) Какова градусная мера развёрнутого угла?
7) Какая точка ближе к точке Л/(5), если А (3,9); В (6,1)?
Ответы на устные вопросы слушают все учащиеся. Это помогает им повторить теоретический материал и подготовиться к контрольной работе.
Игровая форма вызывает интерес к теме, учащиеся так легче запоминают правила математики. Игра развивает внимание, быстроту реакции, воспитывает чувство коллективизма и товарищества.
III. Подведение итогов игры.
Экран соревнований
№ команды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кол-во баллов |
Место |
I |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
27 |
III |
II |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
28 |
II |
III |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
26 |
IV |
IV |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
29 |
I |
Оценивается каждый «след» по пятибалльной системе. Оценивает учитель и его помощники, члены жюри. Их 4 человека, и они всё время следуют за командой. У каждого помощника ответы на все конкурсы «своей» команды. Они же сообщают учителю о правильности работы команды, выставляют вместе с учителем оценки в экран соревнований. Определяется победитель, награждается команда и ее капитан.
Математическая игра «Поле чудес» для 6 класса
Сценарий математической игры для 7 класса. Внеклассное мероприятие
Задачи на «Инвариант» с ответами, 6 класс. Алгебра
Нет комментариев. Ваш будет первым!