Новогоднее математическое состязание в 5 классе

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса

Автор Богачева Ольга Вениаминовна, учитель математики МБОУ «Касплянская СОШ» Смоленского района Смоленской области

Описание работы

Данный материал будет полезен для учителей математики, работающих в 5 классе.

В представленном виде материал может быть использован как внеклассное мероприятие по математике или повторительно-обобщающий урок первого полугодия 5 класса. Тема новогоднего праздника актуальна в течение 2-3 недель декабря: соревнуются команды Деда Мороза и Снегурочки, тематика заданий зимняя, новогодняя. Использование жетонов в форме новогодних игрушек как поощрительных баллов позволяет активизировать деятельность детей, усилить соревновательный дух и подвести итог работы (рефлексия) в занимательной форме. Возможно общее решение – украсить не две, а одну елочку, что объединит класс.

В ходе состязания проходят конкурсы: «Зимняя разминка», «Бухгалтерия Деда Мороза», «Новогодняя открытка»,  конкурс капитанов, «Задачи от…» (возможно как домашнаа задание, данное накануне)

Цели:

1. Совершенствовать вычислительный навык, знания свойств арифметических действий, геометрических фигур, умение использовать геометрические термины, выполнять чертеж к задаче на движение, решать стандартные задачи на движение, составлять текстовые задачи различных типов.

2. Развивать умение слушать, работать в определенном темпе, выбирать эффективный способ решения, сравнивать, анализировать, обобщать, применять алгоритмы, использовать математическую речь, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку, умение творчески подходить к выполнению задания, работать в группе.

3. Воспитывать организованность, трудолюбие, ответственное отношение к выполнению задания,  ответственность за успех команды.

Оборудование: два плаката «Елка», жетоны за правильные ответы в форме новогодних игрушек, скотч для их крепления на елке, наборы геометрических фигур для конкурса «Новогодняя открытка»,  2 шарфа для завязывания глаз капитанам, карточки с номерами упражнений для конкурса «Бухгалтерия Деда Мороза», текстами задач.

Ход занятия

I. Оргмомент. Сообщение темы и формы проведения занятия, постановка цели.

Какой праздник самый любимый, самый волшебный, самый объединяющий, самый семейный? Конечно, Новый год!

Какие представления, слова, ощущения (т.е. ассоциации) возникают у вас при упоминании этого праздника?

Кто является главным героем праздника в России?

Знаете ли вы, что 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза?  Именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге (в 1999 году Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза) — в свои права вступает настоящая зима, ударяют морозы.

Знаете ли вы, что Деду Морозу более 2000 лет, но впервые он упоминается в литературных произведениях в 1840 году (сказка Одоевского «Мороз Иванович»)

Знаете ли вы, что у настоящего русского Деда Мороза должна быть длинная седая борода, а одет он в синий (а вовсе не красный, как Санта-Клаус) узорчатый халат?

У русского Деда Мороза есть помощница – внучка Снегурочка. Она тоже известна давно, но вместе они появились впервые в 1937 году на Кремлевской елке.

Возраст Снегурочки может меняться – от маленькой девочки до молодой девушки, а вот волосы – всегда светлые.

Сегодня мы проведем «Новогодние математические состязания», входе которых вам будет нужно показать знание математики, умение работать в команде, ответственное и творческое отношение к работе.

Класс делится на две команды: команда Деда Мороза и команда Снегурочки. У каждой команды  -  своя елочка. Ее нужно украсить игрушками, заработанными в течение состязания за правильные ответы. Чья елка будет наряднее?

II. Работа над темой урока (ход состязания)

1.  Устные упражнения (конкурс «Зимняя разминка»)

Вопросы для команды Деда Мороза

1. Сколько месяцев в году?

2. За ночь на стадион выпало 2 т снега. Сколько это килограммов?

3.  Для украшения новогодней елки купили 45 шишек, а шаров в 3 раза больше. Сколько купили шаров?

4.  Длина катка 40 м, а ширина 30 м. Каковы его периметр и площадь?

5.  Вы узнаете возраст Лешего, если к наибольшему трехзначному числу прибавите 7. Сколько же лет Лешему?

6. Ежегодно летом  Дед Мороз уходит в отпуск, продолжительностью 1/12 года. Сколько дней отдыхает Дед Мороз?

7. Комната Деда Мороза имеет длину 5 м, ширину – 6 м и высоту – 3м. Каков объем комнаты?

8. Сколько дней в трех зимних месяцах?

Вопросы для команды Снегурочки

1. Сколько дней в январе?

2. На строительство снежной крепости ушло 8 ц снега. Сколько это килограммов?

3. Фейерверк горит 60 секунд, а бенгальский огонь в 3 раза дольше. Сколько минут мы можем любоваться бенгальским огнем?

4. Найдите периметр и площадь квадратной хоккейной коробки, сторона которой 20 м.

5. Возраст Бабы Яги равен разности наименьшего четырехзначного числа и числа 7.

6. Снегурочка ежедневно работает с компьютером не более 1/24 части суток. Сколько минут в день Снегурочка занята с компьютером?

7. Комната Снегурочки имеет длину 4м, ширину – 5 м и высоту – 3 м. Каков объем комнаты?

8. В обычном году 365 дней. А сколько в високосном?

2.  Отработка вычислительного навыка  (конкурс «Бухгалтерия Деда Мороза»)

Известно, что ноябрь и декабрь – время подготовки новогодних подарков. Рассчитать их количество и стоимость – дело непростое. Деду Морозу помогает в этом Снегурочка. Иногда они соревнуются. Кто побеждает чаще? Тот, кто лучше считает. Вот и мы с вами сейчас потренируемся в счете и определим победителя.

Для состязания (внеклассная работа) – даны примеры на порядок действий. Кто решит больше за 7 минут?

Для урока (учебник Виленкина)

Команде Деда Мороза     Упр. 838 (1,3), 786, 391(а, г)

Команде Снегурочки       Упр. 838(2,4), 324, 391 (в, д)

3. ФК пауза (упражнения для глаз)

4. Творческое задание по геометрии (Конкурсы «Новогодняя открытка» и конкурс капитанов)

Из готовых геометрических фигур нужно сложить новогоднюю картинку (даны круги (снеговик), треугольники(елка), прямоугольники, дополнительно бумага и ножницы), назвать фигуры. Чем точнее описание картинки – тем больше баллов-игрушек заработает команда.

4 конкурс – конкурс Капитанов. Капитанам команд нужно изобразить свою открытку на доске, но с закрытыми глазами. Чей  рисунок точнее?

5.  Решение задач  (Конкурс «Задачи от…»)

1-й этап – Решить задачу на движение, сделав чертеж.

Команде Деда Мороза  от Снегурочки

Из двух сел навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Скорость Снегурочки 20 км/ч, а скорость Деда Мороза на 5 км/ч меньше. Они встретились спустя 3 часа после выезда. Сколько километров было между ними сначала?

Команде Снегурочки от Деда Мороза

Из Дома Деда Мороза одновременно в противоположных направлениях выехала Снегурочка на оленях и Дед Мороз на собачьей упряжке. Скорость оленей 12 км/час, а скорость собачьей упряжки – в 2 раза больше. На каком расстоянии будут друг от друга Снегурочка и Дед Мороз через 2 часа после выезда?

2-й этап – Составить две задачи (в одно и в два действия) для команды соперников. Тематика задач – новогодняя, зимняя, сказочная. За оригинальность – дополнительные баллы.

Образец (запасной вариант)

1. Семь человек обменялись новогодними открытками. Сколько открыток было роздано?

2.  Масса контейнера с мороженым 32 кг, без мороженого – 2 кг. Какова масса контейнера, наполненного наполовину?

III. Итог занятия. Рефлексия.

Команды украшают свои елочки заработанными игрушками, анализируют итог работы, причины успеха и неудачи.

IV. Домашнее задание (по желанию)

Составить новогоднюю задачу с иллюстрацией (желательно из геометрических фигур) на альбомном листе.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Тамара Сергеевна Немолотова # 5 апреля 2014 в 18:55 +1
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значительно повысить интерес учащихся к предмету, ведь, как известно, основной из причин плохой успеваемости является слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к математике.
ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА ВОСТРИКОВА # 8 июня 2014 в 07:10 +1
согласна. математика -наука точная и дополнительная работа по ней обязательна. Сценарий очень интересный.
Анастасия Сергеевна Быструшкина # 9 июля 2014 в 06:48 +1
Просто замечательное мероприятие, ведь перед праздничными каникулами так хочется развлечь детей.Спасибо!!!Беру на заметку.
Светлана Валерьевна Кошелева # 16 октября 2014 в 19:08 +1
Ольга Вениаминовна, спасибо за интересную разработку! Идеально подходит для последнего урока 2 четверти, создаёт у детей праздничное, новогоднее настроение, увлекает и формой, и содержанием. Творческих Вам успехов!
Головина Татьяна Сергеевна # 15 ноября 2014 в 16:32 +1
Ольга Вениаминовна, спасибо за разработку, воспользуюсь. Сэкономлю время на подготовку к уроку, ведь в канун Нового года так хочется всем праздничного настроения. А ДЕТЯМ УЖЕ НЕ ДО УЧЁБЫ. Вот и проведём урок весело и с пользой. Только вот как скачать? Не пойму. Только копировать
Ольга Адольфовна Опалева # 15 января 2015 в 20:41 +1
Конец второй четверти, впереди Новый год, и приятным сюрпризом для детей будет проведение такого занятия.Интересно, познавательно, весело. Хорошая разработка.
Лилия Данировна Зиннурова # 12 июня 2015 в 18:11 +1
удовольствием читала предоставленный материал. Увлекательно, интересно, разнообразно. Учащиеся с удовольствием участвуют в подобных мероприятиях. Удачный подбор материала. Желаю дальнейших творческий работ! Спасибо за интересную разработку.
Елена Владимировна Николаева # 17 июня 2015 в 16:02 +1
Ольга Вениаминовна! Познакомилась с Вашей разработкой, горжусь, что на нашей Смоленской земле есть талантливые педагоги. Материал идеально, на мой взгляд, соответствует возрастным особенностям детей, все доступно, интересно! Кроме того, не требуется большой дополнительной работы со стороны учителя, что немаловажно.Даю Вам свой голос, готова подружиться и поделиться!
Светлана Викторовна Лукьянченко # 1 января 2016 в 12:08 +1
Ольга Вениаминовна, ваша разработка мне очень понравилась. Вы молодец! С Новым годом. Всего Вам наилучшего.
Вероника Фархадовна Арстамбаева # 5 ноября 2016 в 11:59 +1
В представленном виде материал может быть использован как внеклассное мероприятие по математике или повторительно-обобщающий урок первого полугодия 5 класса, так как позволяет совершенствовать вычислительный навык, знания свойств арифметических действий, геометрических фигур, умение использовать геометрические термины, выполнять чертеж к задаче на движение, решать стандартные задачи на движение, составлять текстовые задачи различных типов.