Подготовка: предварительно проводится видео- или фотосъемка нескольких фрагментов уроков музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы, математики, физической культуры.
Оборудование: оборудование для просмотра видео- или фотоматериалов, карта мира, листочки и ручки для участников, альбомные листы с написанными на них цифрами, кубики с цифрами на гранях, монетки (жетоны), зеркальце, фонограммы песен (минусовки), музыкальный инструмент, плакаты с заданиями для конкурсов, звонок-колокольчик, игра дартс, скакалка, открытки с репродукциями картин, мяч, ведра, теннисные мячи.
Чтецы (по очереди).
Число - основа всех вещей, -
Так Пифагор считал,
И в чем-то, без сомнения,
Был математик прав.
И в мире современном
Без чисел никуда:
Не бегают спортсмены,
Не ходят поезда.
Нам числа помогают
Не только счет вести –
Они нас призывают
Побольше знать о них.
Вас приглашает Числомания.
Да, здесь нужны, конечно, знания,
Но иногда и интуиция
В соревновании пригодится вам.
Ведущий. Давным-давно, в неведомой стране, жила-была одна Принцесса. Она очень любила числа. В ее стране все, что ни делалось, обязательно было связано с числами. Без чисел там не представляли жизни: все пересчитывали и всему имуществу знали счет. Ввозили в страну только те товары, где есть числа, а вывоз чисел был запрещен. Поэтому соседи называли страну Числоманией.
Однако все хорошо в меру. Любишь числа - пожалуйста. Но у Принцессы появилась мечта, что скоро все числа соберутся только в ее стране, а остальные страны без чисел ослабеют, и от этого страна ее станет самой могущественной и покорит соседей. Это уже были нехорошие мысли, и, чтобы изменить мнение Принцессы, все волшебники тайно собрались на свой съезд и решили... отправить ее в будущее. На следующее утро, проснувшись, Принцесса обнаружила, что ее подданные исчезли. Она оказалась в нашем современном мире, в нашей школе и очень испугалась. Хорошо, что ее волшебное зеркальце осталось с ней.
Входит Принцесса (ученица старших классов, которая является второй ведущей праздника), оглядывается по сторонам, достает зеркальце.
Принцесса.
Слушай, что произошло?
Где оно, мое число?
Мне ответь через минуту:
Здесь без чисел все живут?
Зеркальце (голос из-за сцены).
Что ты, милая Принцесса,
Без числа нет в мире места.
Этот мир совсем иной,
Твоя судьба - быть в нем чужой.
Принцесса.
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Как мне жить в этой стране?
Как домой вернуться мне?
Зеркальце.
Есть в этом мире чудо-дети.
Они умеют многое на свете.
Ты попроси их взять тебя с собою:
Но соблюдай такое лишь условие:
Все, что ни делали б они,
Везде о числах речь веди.
Коль смогут дети выполнить условие,
В свою страну вернешься снова!
Принцесса.
Дети, дети, помогите!
Вы меня к себе возьмите!
Давайте по вашей стране мы пройдем
И только числа с собой возьмем.
Ведущий. Возьмем Принцессу с собой?
Все. Да!
Ведущий. Давайте для нашей гостьи проведем виртуальную экскурсию по школе, а потом покажем, чем мы в свободное время занимаемся. Но помните просьбу Принцессы: везде нужно путешествовать с числами!
Принцесса. Спасибо вам. А кто же будет моим экскурсоводом? Я его щедро вознагражу. Хорошо, что мой кошелечек с монетками всегда со мной (показывает сумочку с монетками).
Ведущий. Принцесса, каждый из наших учеников достоин твоего вознаграждения. Но раз ты так любишь числа, то знаешь много считалок. Выбери же с их помощью себе две команды экскурсоводов. А мы посмотрим, какая из них сможет набрать больше твоих монеток.
Принцесса. Считалки! Мое любимое занятие! Можно, я буду выбирать игроков с помощью разных считалок?
Ведущий. Конечно, можно.
Принцесса. А сколько человек мне нужно отобрать?
Ведущий. На твое усмотрение.
Принцесса. Тогда я выберу шестерых. Ведь 6 - это совершенное число. Я думаю, вы уже знаете, что совершенными называют такие числа, которые равны сумме всех своих делителей. А 6 делится на 1, на 2 и на 3 - в сумме как раз 6! Ведущий. Ничего не имею против.
Принцесса (начинает считать учеников с помощью произвольных считалок, содержащих числа).
Три, четыре, пять!
Мышь пошла гулять.
Пять, четыре, три!
Кот идет, смотри.
Кот разинул рот –
Вот и кончен счет.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и пятницу –
Дорожки к дому катятся,
За субботой - воскресенье.
В этот день пекут печенье.
Раз-два. Раз-два. Раз-два-три,
Всю считалку повтори!
Раз, два, три, четыре –
Мы живем с друзьями в мире,
Любим в прятки мы играть
И считалки сочинять.
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты - ромашка, я - вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Ведущий. Прошу вас, новоиспеченные экскурсоводы, занять свои места на сцене. Предлагаю начать экскурсию с посещения нескольких уроков. Вот, к примеру, урок русской литературы. Здесь наши ученики знакомятся с фольклором: загадками, считалками, пословицами и поговорками, их они знают очень много; сказки и былины, стихотворения и проза - все знают наши школьники (показывает фрагмент урока ши фотографию).
Принцесса. Это очень хорошо, но мне бы хотелось, чтобы они выполнили то же самое задание, только с числами.
Ведущий. Ребята, поможем Принцессе? Вы ведь наверняка знаете пословицы и поговорки с числами. Продемонстрируйте это нашей гостье. Я предлагаю вам несколько заданий.
Первое задание: командам раздаются написанные на отдельных листочках пословицы и поговорки с числами. По сигналу ведущего первой команде нужно расположить их в порядке возрастания встречающихся в них чисел, а второй команде - в порядке убывания. Чья команда справиться быстрее, та и получит монетку от Принцессы.
Второе задание немного сложнее. Я раздаю командам 6 альбомных листов, на которых написаны числовые выражения. Затем читаю пословицу, в которой пропущено число. Это число - значение одного из выражений. Как только я прочитаю пословицу или поговорку, команда должна поднять вверх тот листок, значение выражения на котором соответствует пропущенному числу в пословице. Сколько раз вы покажете правильное число, столько и монеток получите.
Выражения:
123 : 3 - 20 • 2; (34 • 2 + 12 : (51 - 54)) + 28;
15 – 4 : 20; (176 - 28 : 4) - 33 • 5.
(11 +2 • 5) : 3;
Пословицы:
•... в поле не воин
• Не имей ... рублей, а имей ... друзей.
• Конь о ... ногах, и то спотыкается.
• Плачет в ... ручья.
• У него ... пятниц на неделе.
Принцесса. Но вы ведь не только пословицы и поговорки учите на уроках этой, как вы ее называете...
Ведущий. Русской литературы.
Принцесса. Да. Я вот, например, очень люблю сказки. Сказки вы учите?
Команды. Учим.
Принцесса. Давайте я буду рассказывать сюжет сказки, в названии которой есть число. Вы эти числа будете записывать, а в конце назовете их сумму. Назовете сумму правильно - получите монетку.
Первый сюжет. В этой сказке одна очень капризная особа захотела зимой подснежников, а злая мачеха отправила за ними в лес падчерицу. («Двенадцать месяцев».)
Второй сюжет. В этой сказке злая мачеха, у которой, кстати, как и у меня, было волшебное зеркальце, хотела извести падчерицу и приказала отвезти ее в лес и оставить там на съедение волкам. Но царевна, блуждая по лесу, попала в терем к братьям- богатырям и стала им сестрой. Хорошо жилось ей у братьев, пока не отведала от Чернавки отравленного яблока. Из хрустального гроба спас царевну королевич Елисей - ее жених. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Третий сюжет. В этой сказке девочка попала в гости к лесным животным и навела в отсутствие хозяев в их избе настоящий беспорядок: стул сломала, кашу съела, кровати помяла. А потом еле ноги унесла. («Три медведя».)
Ведущий. Назовите свою сумму. Подсказка: должно получиться число-палиндром.
Принцесса (выслушав ответы обеих команд). Если вы не знаете, я вам расскажу, что палиндромные числа - это такие числа, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. А в сумме должно было получиться число-палиндром 22, (12 + 7 + 3). Сказки вы знаете, молодцы. А вот мой учитель словесности говорит, что очень полезно учить стихотворения наизусть. Я учу-учу, но никак не запоминаю! А вы?
Ведущий. Думаю, наши игроки досочинят то, что недоучили. Пусть попробуют решить математическую задачку с пропущенным в ней числом. Чтобы найти это число, нужно восстановить его из стихотворения.
... родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
АБВГДЕЖ
Прикатили на еже.
ЗИКЛМНО
Дружно вылезли в окно!
ПРТУФХ
Оседлали петуха,
ЦЧШЩЫЮЯ –
Вот и все мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети,
Все они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
(Пропущено число 33.)
Задача. Турист наметил пройти за день ... км. Сколько часов понадобится ему на этот путь, если он будет двигаться со средней скоростью 3 км/ч? (Ответ: 11 часов.)
Принцесса. Спасибо вам, друзья, что вы знаете и стихотворения, и сказки, и пословицы с числами. (Звенит звонок.)
Ведущий. Урок окончен. Перемена. На перемене у нас обычно играют в разные игры, бурно обсуждают последние события. Кто-то им верит, кто-то - нет.
Принцесса. Я тоже с удовольствием с вами поиграю. У нас есть популярная игра, которая называется «Верю - не верю». Надеюсь, вы знаете правила: если вы согласны с тем фактом, о котором я скажу, делаете шаг вперед, если нет, остаетесь на месте. Кто ответил неправильно, выбывает из игры. Победит та команда, в которой на последнем вопросе останется больше игроков. Как вы догадались, все факты будут касаться чисел.
(Игроки из обеих команд выстраиваются в шеренгу вдоль одной линии.)
1) Существуют числа-близнецы. (Да, это те из простых чисел, которые отличаются друг от друга на 2, например 3 и 5, 11 и 13.)
2) Во Франции не так давно жила семья, которая не имела фамилии, вместо нее она носила набор цифр - 1792. Последний представитель этого рода умер в 1904 году. (Да.)
3) Произведение всегда больше каждого из множителей. (Нет, например, для дробей, меньших 1, это неверно.)
4) Существует двузначное число, сумма цифр которого не изменяется, если его изменять на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. (Да, это число 18.)
5) Если вы заметили, многие римские числа легко можно выложить из палочек. Это подтверждает гипотезу, что римские числа на самом деле придумали китайцы, которые едят палочками. (Нет.)
6) Очень много суеверий связано с числом 13. В Париже существовали фирмы по доставке четырнадцатого, если где-нибудь за обедом собиралось 13 человек. (Да.)
7) Существует число, которому поставлен памятник. (Да, памятник нулю в Будапеште.)
8) Слово «цифра» происходит от арабского «цифр», что означает «ноль, пустота». (Да. Европейцы позаимствовали у арабов только слово и вложили в него свой смысл.)
9) В Китае, где впервые возникли отрицательные числа, их обозначали черным цветом в отличие от положительных, которые писали красным. (Да.)
10) Среди простых чисел нет таких, которые идут в натуральном ряду по порядку. (Нет, есть: 2 и 3.)
11) Миллионером в старину называли того, кто умел считать до миллиона. (Нет.)
12) Цифра и число - слова, которые обозначают одно и то же.
13) Дробь назвали половиной в честь известного путешественника Марко Поло. (Нет.)
14) В математике рассматривают не только составные числа, но и сверхсоставные. (Да, это такие числа, которые имеют больше делителей, чем каждое из меньших его натуральных чисел.)
15) Кроме простых, в математике рассматривают мегапростые числа. (Нет.)
Звенит звонок. Ведущий демонстрирует фрагмент урока музыки.
Ведущий. Уважаемая Принцесса, сейчас Вы побываете на уроке музыки. Наши экскурсоводы продемонстрируют Вам и как они поют, и как мелодии угадывают.
Принцесса. А числа, числа в этих песнях будут?
Ведущий. Для вас - обязательно! А вот и они (вручает игрокам мячи, на которых написаны числа: 1, 2, 3, 4, 100, 1 000 000). Это будет разминка к уроку. Пока звучит мелодия, игроки команды передают мячи друг другу. Как только музыка остановится, вы смотрите на то число, которое написано на вашем мяче, и исполняете фрагмент песни с этим словом. Затем то же самое делает другая команда. Повторять песни нельзя.
Принцесса. А теперь я задам вам математическую задачку. Ее ответ будет содержаться в песне, которую я загадала. Со скольки нот вы сможете угадать эту мелодию, решите сами.
Вот моя первая задачка. Рыбак Евсей ловил карасей. Весь его улов и еще его половина весят 750 г. Сколько весит весь улов? (500 г. Предлагается для угадывания мелодия песни «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского), в которой есть строчка «...и подарит 500 эскимо».)
Вторая задачка. Отец в 4 раза старше сына. Сын на 3 года старше сестры, которой 7 лет. Сколько лет отцу? (40 лет. Песня «Бескозырка белая» (муз. В. Моделя, сл. 3. Александровой) включает слова: «Ах, сколько песен спели, ах сколько рыбы съели, одних пятнистых щук поймали 40 штук».)
Наконец, третья задачка. По дороге шли муж с женой да брат с сестрой. Сколько их шло? (Трое. Песня «Три белых коня» (муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева).)
Ведущий. И последнее задание на уроке музыки. На столе разложены карточки с числами (по 2 экземпляра каждого числа). Сейчас будут звучать мелодии, которые объединяет одно число. Как только вы догадаетесь, что это за число, подойдите и молча выберите нужную карточку. Затем из этих чисел нужно составить такое выражение, чтобы его значение было максимально большим. Победит команда, которая выберет правильные числа, при этом значение выражения окажется больше.
• Песни (минусовки) для угадывания первого числа (числа 2):
«Две звезды» (муз. и сл. И. Николаева).
«Комарово» (муз. И. Николаева, сл. М. Танина).
«Два веселых гуся» (песня из мультфильма «Два веселых гуся, «Союзмультфильм», 1970 г., реж. А. Носырев).
• Песни для угадывания второго числа (числа 4):
«Бери шинель, пошли домой» (муз. В. Левашова, сл. Б. Окуджавы).
«За четыре моря» (муз. А. Грозного, сл. Т. Ивановой).
«Дважды два четыре» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцков- ского).
• Песни для угадывания третьего числа (числа 1):
«Одна снежинка - еще не снег...» (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Дербенева).
«Когда цвели сады» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина).
«Просто подари» (муз. и сл. А. Алексина).
Звенит звонок.
Ведущий. Вот и второй урок закончился. После второго урока мы обычно идем в столовую.
Принцесса. Ой, а с числами мы там сможем встретиться?
Ведущий. Думаю, да. Вот, смотрите, повара режут хлеб. Тут как тут - математическая загадка.
На троих делить батон –
Сложное занятие.
Полчаса ушло на то
У моих двух братьев.
Сколько сделано разрезов
У моих батонорезов?
Ответ: 2.
Ведущий.
А вот повар просит помощи у дежурного.
Помоги, помоги мне, Глеб,
Разложить 45 конфет.
У меня есть 9 тарелок.
Разложить конфеты по 5 –
Это каждый сделать мастак.
А я хочу так разложить конфеты эти,
Чтоб было разное число на всех тарелках.
Ответ: на 1-ю тарелку положить 1 конфету, на 2-ю - 2 и т. д. до 9 на девятой тарелке.
Звенит звонок.
Принцесса. А теперь какой урок?
Ведущий включает фрагмент видеозаписи.
Принцесса. Ой, я сама догадалась, это мой любимый - арифметика. У вас он называется так же?
Ведущий. В 5 и 6 классах наши дети учат математику, а вот те, кто постарше, отдельно изучают алгебру и геометрию.
Принцесса. Да, уж где-где, а в математике без чисел не обойтись. А знаете ли вы, что числа можно использовать с разной целью? С их помощью можно развивать вычислительные навыки, а можно память, внимание, наблюдательность и другие полезные качества. Я хочу вам предложить задания, направленные на проверку перечисленных мною качеств.
Первое задание на проверку и тренировку наблюдательности. Прошу выйти по 1 человеку от команды, которые умеют считать до 20. А теперь проверим, кто это сможет сделать быстрее (вывешиваются 2 одинаковых плаката, на которых разным шрифтом и цветом написаны вразброс числа от 1 до 20). Нужно называть числа по порядку, показывая их указкой на таблице. (За одним игроком следит Принцесса, за другим - ведущий.)
Фрагмент плаката:
Ведущий. А решать простые арифметические задачки все умеют? Прошу выйти по одному игроку от команды. Кто из вас быстрее сосчитает?
Два да три,
Да без двух двадцать,
Еще полета и восемнадцать,
Семеро, двое,
Да малышей трое.
Сколько всего? (103.)
Принцесса. Приглашаем еще по одному игроку от команды. Вас мы с помощью чисел проверим, а заодно и потренируем память.
Посмотрите на стол в течение 30 секунд (на нем разложены листочки с числами). А теперь ответьте на такие вопросы:
1) Были ли среди чисел простые?
2) Какое из написанных чисел самое маленькое? Самое большое?
3) В какой геометрической фигуре было написано число 13?
4) Какого цвета число 100? И т. д.
Ведущий. Для выполнения четвертого задания на внимание приглашаются следующие два игрока (по одному от команды).
Определите, не считая, из скольки единиц состоит большая цифра 1? (Показывается плакат, на котором большая единица написана с помощью 20 маленьких единиц.) А теперь сравним, чей результат ближе к истине.
Принцесса. У других двух игроков мы исследуем такое качество, как переключаемость внимания. На доске написаны два столбика чисел. Задание состоит в том, чтобы числа из первой колонки сложить, а из второй - умножить. Примеры нужно решать, чередуя их по одному из каждой колонки (сложение, умножение, затем снова сложение и т. д.). На выполнение задания дается всего 2 минуты.
2 2 = 2 2 =
3 2 = 3 2 =
7 3 = 7 3 =
4 4 = 4 4 =
5 3 = 5 3 =
2 5 = 2 5 =
6 4 = 6 4 =
Ведущий. А я проверю глазомер следующих двух участников. Сколько, по-вашему, страниц в учебнике математики (показывает учебник)1
И наконец, задание для всей команды: составьте из любых пяти одинаковых цифр число 100. Победит та команда, которая сможет найти больше вариантов за 1 минуту (возможны варианты: 111 - 11, 5 • 5 • 5 - 5 • 5, 5 • (5 + 5 + 5 + 5) и др.).
Звенит звонок.
Ведущий (напевает песенку В. Высоцкого «Утренняя гимнастика»). Засиделись мы, братцы, пора бы и размяться. Все - на физкультуру (демонстрирует видеофрагмент урока физической культуры).
Принцесса. А чем вы занимаетесь на физкультуре?
Команды. Бегаем, прыгаем, играем в спортивные игры и т. д.
Ведущий. А для Принцессы наши ребята сделают все это с особым удовольствием. И про числа не забудут!
Принцесса. Вот на этом кадре мне так понравилось, как вы метали мячики. А я никогда не отличалась меткостью. Покажите, как вы это делаете. (Выносит две мишени для игры в дартс, лучше с мячиками на липучках.) Монетку я отдам той команде, которая в сумме сможет выбить больше очков. Но для того, чтобы вы могли засчитать число, в которое попали, в свою сумму, вам нужно назвать любой факт, связанный с этим числом. Например, попали в число 5 - говорите, что 5 пальцев на руке или 5 колец на олимпийском флаге и т. д. Каждому игроку дается две попытки.
Ведущий. Приглашаю вас на эстафету. Команды выстраиваются в колону по одному. Первые игроки добегают до противоположной стороны сцены - там их ждет листочек с заданием. На обратной стороне листочка написано действие, например приседания, прыжки, наклоны и т. д. Игрок, решив задание, выполняет упражнение с обратной стороны листочка столько раз, сколько получилось в ответе к математическому заданию, а затем бежит к своей команде и становится сзади. Какая команда сможет выполнить правильно все задания и при этом обогнать соперника?
Задания.
Прыжки на скакалке. Продолжи ряд: 2,4, 6, 8, 10,... (12, 14...).
Приседания: IV + VII = ... (11).
Прыжки: сколько ушей у трех мышей? (6.)
Наклоны в стороны: наименьшее двузначное число-палиндром. (11.)
Наклоны вперед: 1/5 от 40. (8.)
Отжимания от пола: 10 % от 50. (5.)
Принцесса (игрокам). А в какие игры с мячом вы играете на таком интересном подвижном уроке, как физкультура? (Дети отвечают.) Тогда вы замечательно справитесь с той игрой, которую я предложу. Она похожа на ваш баскетбол, только роль корзин в ней выполняют обычные ведра, на которых написаны числа. Первая команда получает теннисные мячи желтого цвета, вторая - красного. Игроки становятся в колонну. Я показываю игроку многозначное число. Если игрок считает, что его число делится, например, на 3, то берет мяч своего цвета и с места пытается забросить его в ведро с номером 3. Когда все игроки сделают свой бросок, наши помощники огласят, сколько было сделано попаданий и мячами какого цвета в каждое ведро. Команда получит столько монет, сколько будет сделано успешных бросков.
Звенит звонок.
Ведущий. Следующий урок - урок изобразительного искусства (демонстрирует видеофрагмент).
Принцесса. Ой, я тоже очень люблю рисовать. Только я рисую не обычными штрихами, а цифрами. А вы сможете изобразить что-нибудь с помощью цифр? Через 1 минуту я жду от вас рисунок, сделанный с помощью цифр.
Ведущий. На уроках изобразительного искусства школьники не только рисуют, но и изучают произведения известных художников. Следующее задание будет связано именно с картинами. Обеим командам выдаются разные картины, которые разрезаны на одинаковое число частей, пазлы. Нужно воссоздать первоначальный образ открытки и вспомнить название картины. Напомню, что в названии обязательно должно присутствовать число. Полученное число необходимо поместить в числитель дроби со знаменателем 5, по возможности сократить дробь и ответить на вопрос: можно ли из этой дроби выделить целую часть?
Первая команда составляет картину «Опять двойка» (худ. Ф. П. Решетников, 1952 г.), вторая - «Девятый вал» (худ. И. К. Айвазовский, 1850 г.)
Звенит звонок.
Ведущий. Вот и закончились все 5 уроков. Но Принцесса до сих пор с нами. Ее зеркальце молчит. Значит, мы продолжаем экскурсию по нашему времени, наполняя его «числовым» смыслом.
После возвращения домой наши дети готовят уроки на следующий учебный день. Например, по географии нужно хорошо знать карту, уметь показывать на ней различные города, страны, реки и озера. Поэтому сейчас мы попросим команды на географической карте показать 3 объекта. А чтобы узнать, что это за объекты, сначала разгадайте ребус, содержащий то или иное число (закрепляет карту, показывает зрителям и раздает командам по 3 разных ребуса).
Ответы: Австрия, Припять, Эстония, Стокгольм, Севастополь, Триполи.
Ведущий. После выполнения домашнего задания школьники проводят свой досуг по-разному.
Принцесса. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в свободное время? (Дети отвечают.) Вы смотрите кинофильмы, играете, разгадываете ребусы и кроссворды, ходите в музеи, театры, цирк. Это так интересно! Разрешите мне тоже в этом поучаствовать.
Ведущий. Думаю, сначала лучше поиграть в подвижные игры. Ведь наши школьники целый день сидят за партами, им очень полезно немного подвигаться.
Принцесса. Прошу вас встать в колонну по одному. На полу разбросаны кубики с написанными на их гранях числами. По сигналу игроки по одному подбегают к кубикам, выбирают один и несут на свой стол. Команды должны построить за 30 секунд высокую башню, причем на одной из граней параллелепипеда получается многозначное число, делящееся на 3.
Ведущий. А теперь игра с мячом. Один игрок подбрасывает мяч вверх и называет при этом любое число. Второй (из другой команды) ловит мяч, бросая его вверх, произносит свое число. Дальше - сложнее. Третий игрок (из первой команды), поймавший мяч, при подбрасывании должен сказать такое число, чтобы выполнялась некоторая закономерность, которую он заметил между первым и вторым числом. Называть числа и дальше нужно в соответствии с этой закономерностью. Если кто-то не смог продолжить числовой ряд или выронил мяч, он выходит из игры. Ведущий бросает мяч еще раз, повторяя предыдущие числа. Победит та команда, в которой останется больше игроков.
Принцесса. А я хочу пригласить вас в цирк. Правда, билетов у меня только два. Давайте разыграем их на аукционе.
Ведущий. Я знаю, что вы много времени проводите перед телеэкранами, и предлагаю вам вспомнить названия кинофильмов, мультфильмов, содержащие числа. В этом аукционе могут принять участие все желающие, даже зрители, для этого нужно только поднять руку.
Итак, «Один дома». «Один дома» - раз. «Один дома» - два...
«38 попугаев». «38 попугаев» - раз. «38 попугаев» - два.
Как только ведущий говорит «три», аукцион прекращается. Билет получает тот, кто последним называл фильм. Для разыгрывания второго билета предлагается называть литературные произведения с числами.
Принцесса. В своей стране я выступаю в цирке с числовыми фокусами. Сегодня я и вам покажу некоторые из них. (Обращается к первому владельцу билета.) Если ты хорошо считаешь, то я попробую угадать, сколько тебе лет. Умножь свой возраст на 10. Вычти из полученного числа произведение 9 на любое однозначное число. Сообщи мне результат (отделяет число единиц и прибавляет к оставшемуся после отделения числу. Например, игроку 12 лет: 120 - 2 • 9 = 120 - 18= 102, 10 + 2= 12). (Обращается ко второму игроку.) А у тебя я смогу вычислить день рождения: и число, и месяц, и твой возраст. Только если ты тоже все правильно сосчитаешь. Итак, бери листок и пиши. Порядковый номер своего месяца рождения умножь на 100. Прибавь к результату число, когда ты родился. Сумму умножь на 2. К произведению прибавь 8 и умножь результат на 5. К новому результату прибавь 4, сумму умножь на 10 и снова прибавь 4. Наконец, прибавь свой возраст. Скажи мне ответ. (Для отгадывания от результата вычитается 444, и полученное число разбивается на грани по две цифры справа налево.)
Зеркало.
Принцесса, милая. Тебе пора!
Я думаю, уже ты поняла:
Не нужно числа прятать ото всех,
И ждет тебя в твоей стране успех!
Принцесса. Ура! Наконец-то я вернусь домой. Спасибо вам большое за помощь! Я хочу сделать для вас что-нибудь приятное. У вас наверняка есть любимая цифра, ведь так?
Ведущий. Я знаю, что 4 была любимой цифрой Карла IV, императора Священной Римской империи. В стране было 4 столицы, жил император в 4-х больших дворцах, в комнатах было по 4 окна, 4 двери, 4 стола и 4 светильника. В торжественных случаях император надевал корону, изготовленную из сплава 4-х металлов. Ездил в карете, запряженной 4-мя лошадьми, и разговаривал на 4-х языках.
Принцесса. А Бисмарк не разделял пристрастия Карла IV: его любимой цифрой была цифра 3. Он служил при 3-х императорах, участвовал в 3-х войнах, владел 3-я поместьями, и на его гербе была латинская поговорка: «В троистости сила».
Ведущий. Напишите на листочках свою любимую цифру.
Принцесса. Умножьте ее на 9. А теперь полученный результат умножьте на число 12345679.
Ведущий. А пока вы будете считать, я провожу нашу гостью до условного места, откуда ковер-самолет перенесет ее в страну Числоманию.
Принцесса. Спасибо вам! Я убедилась, что числа нужны не только мне и жителям моей страны. Они везде, даже в будущем, где я смогла с вашей помощью побывать. Обещаю, что буду делиться числами со всеми, кому они нужны. А еще приглашаю вас в гости. У нас в стране вы сможете найти числа повсюду и узнать о них много интересного.
(Принцесса уходит с ведущим за кулисы. Машет на прощанье рукой. Ведущий возвращается на сцену.)
Ведущий. Покажите, какие числа у вас получились. Принцесса оставила мне несколько монеток для тех, кто правильно все сосчитает (выдает монеты тем, у кого произведение состоит из цифр, которые они загадывали). А теперь давайте сосчитаем капитал каждой команды. (Объявляет победителей, вручает призы.)
Ведущий.
Числа повсюду - в сказках и книгах,
Числа повсюду - в картинах и песнях,
С числами встретишься, где бы ты ни был,
С ними и жить вдвойне интересней.
Вам я свою объявляю награду:
Фильмы, пословицы, стихи и загадки –
Всюду вы числа смогли отыскать
И за работу получите «5».
Автор: Ольга Викторовна Панишева
Математическая игра «Лото» для школьников 6 класса
Внеклассное мероприятие по математике 6 классы на неделю математики
Математическая игра «Поле чудес» для 6 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!