Конспект урока русского языка в 5 классе «Да здравствует орфограмма!»

Автор: Яндыбаева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31 г.Волгограда

Описание материала: предлагаю вам конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Понятие орфограммы». Данный урок будет полезен молодым  педагогам, работающим в 5 классе  по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой при введении понятия орфограммы. Урок содержит элементы занимательности, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся.

Урок русского языка в 5 классе «Да здравствует орфограмма!»

Цели: 

1. Углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной     позиции звука;

2. Формировать основные  компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические;

3. Воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;

Ход урока

1. Орг. момент.

Тема сегодняшнего урока «Да здравствует орфограмма!»

Сегодня мы узнаем, при каких условиях в слове встречается орфограмма, научимся решать орфографические задачи: находить орфограммы в слове и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом:

«Чтобы зоркими  нам стать, орфограммы будем знать!» (девиз проецируется  на экран)

2. Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся  с помощью синонимов дают толкование слова)

А теперь проверим ваши толкования  со словарем.

Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы.

2. Перен. Пристальный, проницательный.

Вспомните, кому нужна зоркость?

- Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.

- Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.

- Снайперу, чтобы точно попасть в цель.

(на экран выплывают значения слова зоркий)

Правильно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели  много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. А вам нужна зоркость? ( на экране различные приборы, помогающие  человеку в жизни)

- Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.

Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости.

Что это такое? Запишем это словосочетание. (Учащиеся записывают  словосочетание, затем дают его толкование) Что оно означает?

Правильно,  это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.

3. Основная часть. 

Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.

Запишем их имена в тетради.

Орфография – это целая наука, исследующая правильность написания слов. (Ученик, работавший дома со словарем, выходит к доске, записывает слова и обозначает корни, из которых  они образованы, и разъясняет значение слов);

Начало свое русская орфография ведет со времен  М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)

Эти умные слова придумали взрослые, а учить приходится детям. А это, ох,  как трудно. Многие утверждают, что писать можно так, как слышим.

Однажды в трудную ситуацию попали друзья Кристофера Робина. Вы хорошо помните Кролика, Винни-Пуха, Пятачка, Сову? В какой сказке они живут? (Инсценировка; на экране герои мультфильма о Винни Пухе)

- Однажды Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел только записку:

Ушол        Щас вирнус       Занит

С щасвирнус      К.Р

Кролик (читает записку): Ну и ну! (идет к Сове)

Кристофер Робин оставил записку, но я     ничего не могу в ней разобрать! Помоги, пожалуйста.

Сова (озабоченно): Кажется, у Кристофера Робина что-то случилось с носом (показывает на «нус»).

Ослик Иа: Погодите, он, наверное, ушел с каким-то Щасвернусом.

Кролик: А кто это такой, этот Щасвернус? Интересно, он травоядный или пятнистый?

- Спасибо, ребята, за разыгранную сценку. Скажите, почему сказочные герои попали в трудную ситуацию?

Почему так трудно было прочитать записку?

- Потому что слова написаны неправильно, т.е. не по правилам.

- Кристофер Робин писал так, как слышал.

Учитель. Вся эта история произошла в сказочном лесу. А у вас есть истории, похожие на нашу? В домашнем задании вы пофантазировали, что бы было, если бы не было орфографии?

- Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?

- Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.

Запишем наш вывод: «Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»

С наукой орфографией мы разобрались. Теперь обратимся к орфограмме. Этот термин вам, конечно, знаком. Вспомните определение.

Сверим с  правильным определением.(работа с учебником)

- При каких условиях может появляться орфограмма в слове?

запишите слова и обозначьте гласный звук, который слышится в корне. В какой колонке звук слышится ясно? Почему? ( в первой, так как он под ударением)

- Если звук стоит в ударной позиции, то он слышится четко, ясно. Это сильная позиция для гласного.

- В каком столбике гласный слышится неотчетливо? Почему? (во втором, так как  он без ударения)

- Так в какой же позиции возникает орфограмма-гласная? (в слабой)

Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать орфограмму-гласную в корне?

- Нужно поставить звук в сильную позицию, т.е. под ударение.

- Вторая слабая позиция для гласного – это положение после шипящих и ц. Какое правило вам известно еще с начальной школы?

Теперь проверим, как вы усвоили знания об орфограмме.

Нам понадобятся сигнальные карточки. Я читаю слово, если в нем есть орфограмма, поднимайте красный сигнал.

Мы учились орфографической зоркости, на слух определяли орфограмму в слове.

- Как вы думаете, а у согласных может быть слабая позиция или согласные пишутся так, как слышатся?

Делаем вывод и сверяем его со слайдами.

Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.

- Запишите по одному своему примеру  на каждый пункт.

- Итак, если мы видим, что звук находится в слабой позиции, о чем это нам говорит? (это сигнал орфограммы)

- Что такое орфограмма? (Орфограммой называется  буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила)

- Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?

(Нет, существуют слова, в которых написание проверить нельзя,  их нужно запомнить, обратиться к словарю

 Например, фантастика, космос, футбол и другие)

4. Закрепление.

Ребята, предлагаю вам проверить свои силы в небольшой самостоятельной работе. Выполним ее по вариантам.

1 вариант в своем тексте должен найти    и записать слова с орфограммами-гласными в корне слова:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

2 вариант ищет слова с орфограммами-согласными:

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

- Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена?

Проверим написанное.

Молодцы, вы правильно выписали слова, проверили ошибкоопасные места.

Я уверена, вы вспомнили авторов этих прекрасных стихотворений. Прочитаем выразительно эти отрывки, может, кто-то вспомнит стихотворения полностью.

С помощью каких средств поэт создают картину прихода весны (1 вариант)?

Расскажите, кому посвящено стихотворение 2 варианта?

Выводы.

Что нового мы узнали об орфограмме?

Чему научились?

Домашнее задание.

На выбор:

1)  Сочинить сказку «Да здравствует орфограмма!»

2) Из понравившегося стихотворения выписать слова с орфограммами-гласными и согласными, проверить их.

Итоги:

Данный урок проводится с применением презентации, что делает его нагляднее, дидактический материал педагог может использовать разнообразный, на свое усмотрение. На данном уроке  у учащихся формируются различные универсальные учебные  действия: поиск информации в словаре, опознавание и анализ лингвистического материала, а также развиваются коммуникативные  навыки.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе

Татьяна Анатольевна Шепеленко # 7 января 2014 в 20:25 +1
Автор предлагает подробный конспект урока со всеми вопросами, с ответами учеников. Тема очень непростая. В интересной форме, с привлечением героев мультфильмов создан понятный, доступный конспект урока. Спасибо.
Людмила Юрьевна Цей # 2 марта 2014 в 20:16 +1
Образовательные цели урока сформулированы грамотно. Изучение нового материала строится на знаниях учащихся (проверяются и корректируются на I этапе урока) и их умениях находить орфограммы в словахю Делаются соответствующие выводы. Н  Изученные вопросы закрепляются при выполнении разнообразных заданий,  как по сложности, так и по технике выполнения (устно, письменно
Елена Викторовна Горбачева # 26 марта 2014 в 15:57 +1
Очень грамотно, на мой взгляд, подобран дидактический материал. Несомненно, важна работа по формированию универсальных учебных действий. И очень понравилось дифференцированное домашнее задание: оба задания предполагают связь с предметом литература, творческое задание продолжает работу по развитию речи,ну а выбор позволяет ученику реально оценить свои возможности.Спасибо за материал!
Любовь Сергеевна Резанова # 1 мая 2014 в 20:33 0
Урок очень интересный, не только познавательный, но и занимательный, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 3 июня 2014 в 23:14 0
Урок методически продуман. Понравилась работа по вариантам и сами задания .
Елена Алексеевна Малышева # 26 июня 2014 в 00:32 0
В вашем уроке очень важным и сильным этапом стала мотивация понимания "орфографической зоркости", возможно, именно в таком виде она пройдет с учеником всю его жизнь.
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 02:20 0
Урок очень интересный. Соответствует ФГОС и возрастным особенностям детей. Очень подробный и обстоятельный конспект, видна большая работа учителя. Используются разные актуальные формы и методы работы, подобран интересный материал, видна межпредметная связь. Элемент интеграции - инсценировка - связал урок и с литературой, и театром, для пятиклассником игровая форма всегда предпочтительнее, а учителю на руку :)) Спасибо за разработку.
С уважением,
Лебедева А.А.
Ольга # 5 сентября 2014 в 20:26 0
Да урок интересен. Но вот за домашнее задание Вам родители будут точно "благодарны". Может ли ребенок сам сочинить такую сказку? Нет.(может только единицы детей). И кто им будет помогать, а возможно и сочинять за своего ребенка?
Эвелина Владимировна Горбанёва # 5 октября 2014 в 22:53 0
Урок интересен, важен. Урок с элементами театрализации всегда продуктивнее, тем более при погружении учеников в такой непростой материал раздела "Орфографии". А домашнее задание учащиеся выполнят с удовольствием, если их сориентировать
на конкретную орфограмму. Спасибо за урок.
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:09 0
Урок превосходный. Очень понравилось обращение к известному и любимому детьми мультику(ну или сказке). Детям на таком уроке будет очень интересно!
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 30 октября 2014 в 21:21 0
Интересный урок. Использование различных форм и методы способствует лучшему усвоению материала об орфограммах. Интересный элемент-инсценировка. А домашнее задание -необъятное поле для развития творческой мысли. Спасибо.
Тамара Викторовна Сергеева # 30 ноября 2014 в 16:42 0
Спасибо за разработку.Урок очень интересный, познавательный, занимательный, в соответствии с возрастными особенностями детей.Обязательно проведу в своем классе.
Анна Бякова # 7 января 2015 в 00:36 0
Уважаемая Елена Владимировна!
Ваш материал очень интересный. Увлекательно. доступно, но в то же время содержательно - именно такие требования к современному уроку. Такое занятие обязательно запомнится детям, особенно если оно дополнено музыкальным или презентативным сопровождением. Также отмечу важность работы со словарями, к сожалению, сейчас дети мало к ним обращаются. Воспользуюсь вашей разработкой в своей работе.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 17:23 0
Урок интересный, углубляет знания учащихся об орфограмме, дает понятие о слабой и сильной позиции звука, воспитывает орфографическую зоркость (это важно!!!), культуру речи. Использование ИКТ делает урок нагляднее. Хорошо, что на уроке ведётся работа со словарями. Спасибо.
Ольга Николаевна Трищенкова # 9 ноября 2015 в 21:43 0
Очень сложно объяснить ученикам 5 класса понятие "орфограмма". Здесь это делается просто и на материале, близком детям. Конспект очень подробный, соответствует современным требованиям и помогает нам, учителям, в нашей нелегкой подготовке к урокам!
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:37 0
Урока актуальный и современный.Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе.
Забира Кумшукбаевна Нысанбаева # 29 апреля 2016 в 21:11 0
Понятный, доступный конспект урока. Спасибо.
Марина Николаевна Прикуле # 23 июля 2016 в 14:45 0
Конспект урока написан очень подробно, обстоятельно. Продуманы все этапы, логические цепочки от понимания зоркости к вообще к орфографии. Уместно для пятиклассников использованы сказочные герои и путешествие в сказку, у учащихся с богатой фантазией активизируется мыслительная деятельность. Замечательно, что после актуализации знаний учитель дает детям поле для творчества - самостоятельную работу. И особый плюс за разноуровневое домашнее задание. Молодец. Спасибо!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:00 0
Думаю, такой урок очень понравится детям. На нем они смогут показать свои знания, все будут задействованы в работе и не будут скучать. Очень хорошо раскрыли данную тему на примерах.
Юлия Николаевна Митрофанова # 22 февраля 2018 в 21:57 +1
Материал замечательный, интересный! Очень люблю элементы театрализации на уроках. Особенно меня привлекло название "Да здравствует орфограмма!". Когда проверяешь тетради учеников, часто хочется пожелать орфограммам здоровья! Очень хочется надеяться, что после таких уроков ребята будут любить орфографическую работу, а мы, учителя, не будем вздыхать: "Ох, уж эта орфограмма". Работа над орфограммами требует от обучающихся большой концентрации, внимательности, добротных знаний! Успехов Вам и вашим ученикам! Спасибо!
Антонина Любакова # 25 августа 2019 в 09:36 0

Тема "Орфография" - одна из важнейших тем при изучении русского языка в 5 классе. Учитель предложила очень интересный конспект урока, который проходит в живой доброжелательной атмосфере. Использование на уроке эпизода из художественного произведения активирует познавательную деятельность учащихся, что важно при изучении этой сложной темы. Спасибо!