Автор: Яндыбаева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31 г.Волгограда
Описание материала: предлагаю вам конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Понятие орфограммы». Данный урок будет полезен молодым педагогам, работающим в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой при введении понятия орфограммы. Урок содержит элементы занимательности, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся.
Урок русского языка в 5 классе «Да здравствует орфограмма!»
Цели:
1. Углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной позиции звука;
2. Формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические;
3. Воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;
Ход урока
1. Орг. момент.
Тема сегодняшнего урока «Да здравствует орфограмма!»
Сегодня мы узнаем, при каких условиях в слове встречается орфограмма, научимся решать орфографические задачи: находить орфограммы в слове и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом:
«Чтобы зоркими нам стать, орфограммы будем знать!» (девиз проецируется на экран)
2. Актуализация знаний.
Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся с помощью синонимов дают толкование слова)
А теперь проверим ваши толкования со словарем.
Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы.
2. Перен. Пристальный, проницательный.
Вспомните, кому нужна зоркость?
- Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.
- Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.
- Снайперу, чтобы точно попасть в цель.
(на экран выплывают значения слова зоркий)
Правильно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. А вам нужна зоркость? ( на экране различные приборы, помогающие человеку в жизни)
- Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.
Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости.
Что это такое? Запишем это словосочетание. (Учащиеся записывают словосочетание, затем дают его толкование) Что оно означает?
Правильно, это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.
3. Основная часть.
Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.
Запишем их имена в тетради.
Орфография – это целая наука, исследующая правильность написания слов. (Ученик, работавший дома со словарем, выходит к доске, записывает слова и обозначает корни, из которых они образованы, и разъясняет значение слов);
Начало свое русская орфография ведет со времен М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)
Эти умные слова придумали взрослые, а учить приходится детям. А это, ох, как трудно. Многие утверждают, что писать можно так, как слышим.
Однажды в трудную ситуацию попали друзья Кристофера Робина. Вы хорошо помните Кролика, Винни-Пуха, Пятачка, Сову? В какой сказке они живут? (Инсценировка; на экране герои мультфильма о Винни Пухе)
- Однажды Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел только записку:
Ушол Щас вирнус Занит
С щасвирнус К.Р
Кролик (читает записку): Ну и ну! (идет к Сове)
Кристофер Робин оставил записку, но я ничего не могу в ней разобрать! Помоги, пожалуйста.
Сова (озабоченно): Кажется, у Кристофера Робина что-то случилось с носом (показывает на «нус»).
Ослик Иа: Погодите, он, наверное, ушел с каким-то Щасвернусом.
Кролик: А кто это такой, этот Щасвернус? Интересно, он травоядный или пятнистый?
- Спасибо, ребята, за разыгранную сценку. Скажите, почему сказочные герои попали в трудную ситуацию?
Почему так трудно было прочитать записку?
- Потому что слова написаны неправильно, т.е. не по правилам.
- Кристофер Робин писал так, как слышал.
Учитель. Вся эта история произошла в сказочном лесу. А у вас есть истории, похожие на нашу? В домашнем задании вы пофантазировали, что бы было, если бы не было орфографии?
- Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?
- Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.
Запишем наш вывод: «Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»
С наукой орфографией мы разобрались. Теперь обратимся к орфограмме. Этот термин вам, конечно, знаком. Вспомните определение.
Сверим с правильным определением.(работа с учебником)
- При каких условиях может появляться орфограмма в слове?
запишите слова и обозначьте гласный звук, который слышится в корне. В какой колонке звук слышится ясно? Почему? ( в первой, так как он под ударением)
- Если звук стоит в ударной позиции, то он слышится четко, ясно. Это сильная позиция для гласного.
- В каком столбике гласный слышится неотчетливо? Почему? (во втором, так как он без ударения)
- Так в какой же позиции возникает орфограмма-гласная? (в слабой)
Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать орфограмму-гласную в корне?
- Нужно поставить звук в сильную позицию, т.е. под ударение.
- Вторая слабая позиция для гласного – это положение после шипящих и ц. Какое правило вам известно еще с начальной школы?
Теперь проверим, как вы усвоили знания об орфограмме.
Нам понадобятся сигнальные карточки. Я читаю слово, если в нем есть орфограмма, поднимайте красный сигнал.
Мы учились орфографической зоркости, на слух определяли орфограмму в слове.
- Как вы думаете, а у согласных может быть слабая позиция или согласные пишутся так, как слышатся?
Делаем вывод и сверяем его со слайдами.
Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.
- Запишите по одному своему примеру на каждый пункт.
- Итак, если мы видим, что звук находится в слабой позиции, о чем это нам говорит? (это сигнал орфограммы)
- Что такое орфограмма? (Орфограммой называется буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила)
- Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?
(Нет, существуют слова, в которых написание проверить нельзя, их нужно запомнить, обратиться к словарю
Например, фантастика, космос, футбол и другие)
4. Закрепление.
Ребята, предлагаю вам проверить свои силы в небольшой самостоятельной работе. Выполним ее по вариантам.
1 вариант в своем тексте должен найти и записать слова с орфограммами-гласными в корне слова:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
2 вариант ищет слова с орфограммами-согласными:
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
- Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена?
Проверим написанное.
Молодцы, вы правильно выписали слова, проверили ошибкоопасные места.
Я уверена, вы вспомнили авторов этих прекрасных стихотворений. Прочитаем выразительно эти отрывки, может, кто-то вспомнит стихотворения полностью.
С помощью каких средств поэт создают картину прихода весны (1 вариант)?
Расскажите, кому посвящено стихотворение 2 варианта?
Выводы.
Что нового мы узнали об орфограмме?
Чему научились?
Домашнее задание.
На выбор:
1) Сочинить сказку «Да здравствует орфограмма!»
2) Из понравившегося стихотворения выписать слова с орфограммами-гласными и согласными, проверить их.
Итоги:
Данный урок проводится с применением презентации, что делает его нагляднее, дидактический материал педагог может использовать разнообразный, на свое усмотрение. На данном уроке у учащихся формируются различные универсальные учебные действия: поиск информации в словаре, опознавание и анализ лингвистического материала, а также развиваются коммуникативные навыки.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 5 классе