Русский язык 5 класс
Автор: Могунова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы Новомихайловской средней школы Мамлютского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан
Описание материала: урок предназначен для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Пятиклассники отрабатывают навыки подбора однокоренных слов и умения отличать однокоренные слова от форм слова.
Лексическая тема: лесные полянки
Цель урока:
- научить учащихся отличать однокоренные слова от форм слова, подбирать однокоренные слова с учётом их лексического значения;
- развивать воображение и речь учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, записи пения птиц, бумажная ромашка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Закройте глаза и представьте тёплый летний день в лесу. Приятно дует ласковый ветерок, весело щебечут птички, ощущается душистый аромат цветов (на доске проецируется фотография леса, звучат голоса птиц).
2. Знакомство с темой и целями урока.
3. Беседа о красоте природы (параллельно проецируются репродукции пейзажей Шишкина, Левитана).
4. Работа по теме урока:
Полянка «Ознакомительная»
- Вот мы и на лесной полянке. Какое множество цветов. Видите, как приветливо кивают нам ромашки (предлагается детям, обрывая лепестки ромашки, выполнить задания ).
На каждом лепестке нужно прочитать слово и объяснить лексическое значение: лес, лесок, лесник, лесной, лесистый, лесовик, лесничество.
- Запишите слова в столбик, докажите что они однокоренные, покажите это графически.
- Одинаковы ли лексические значения у этих слов? (Лексические значения слов и графическое изображение демонстрируется на доске).
Вывод: однокоренные слова обозначают разные предметы, качества, имеют различные лексические значения (на доске).
- Выберите любое из этих слов, измените по падежам и по числам, запишите в тетрадь.
- Определите лексическое значение этих слов.
Вывод: при изменении слов по падежам, числам, родам мы получаем формы одного и того же слова; изменяется только грамматическое значение слова, а не лексическое (на доске).
5. Закрепление материала:
Полянка «Закрепительная ». Класс выполняет задания (все задания демонстрируются на доске).
а) Подобрать однокоренные слова к существительным, образовать формы одного из слов.
Есть в травах и в цветах
Целительная сила. Для всех,
Умеющих их тайну разгадать.
( Р. Рождественский)
в) Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из слов.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
( С. Есенин)
г) Выписать в один столбик формы одного слова, а во второй столбик – однокоренные слова.
Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, по водному, водник. Трава, травяной, травка, травы, травами, трав.
д) Игра « Собираем родственников»
- Предлагаю слово –корень, подберите за две минуты как можно больше однокоренных слов. Первый вариант слово – орех, второй вариант слово – ягода. Устно назовите формы слова.
6. Подведение итогов урока.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
(Дрожжин)
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Чему научились, гуляя по лесным тропинкам? Как теперь будете различать однокоренные слова и формы слова?
- Каждый из вас задайте вопрос классу по теме урока?
7. Выставление оценок за урок, домашнее задание.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка 8 класс