Автор: Пашутко Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Воронокская СОШ» Стародубского района Брянской области
Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Согласные звонкие и глухие». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим в среднем звене. Урок с использованием практической работы (исследовательский момент), игрового материала. Направлен на развитие логического, образного мышления у учащихся, расширение знаний в области фонетики, воспитание бережного отношения к языку.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;
Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.
Раздаточный материал: карточки-задания, карточки-таблицы.
Методические приемы: беседа-диалог, исследовательская деятельность, лингвистическая игра
План урока:
1. Орг.момент.
II. Проверка Д/З
III. Работа по теме:
1. Работа с фразой
2. Лабораторная работа
3. Диктант «Для одного солиста» у доски
4. Работа у доски
5. Работа с круговой таблицей и учебником
!У. Игра «Путешествие в страну «Русский язык»
У. Подведение итогов.
У1. Д/З
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
II. Проверка Д/З:
1) Два человека у доски:
1-ый: В чащ.. леса слыш..тся разные звуки: стук дятла, свист сол..в..я.
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,
Над выделенными словами поставить букву Т, если все согласные твёрдые; букву М, если все согласные мягкие; ТМ – если и мягкие и твёрдые.
2-ой: Задание: Заполнить таблицу «Согласные, не имеющие пары по твёрдости-мягкости»
Всегда твёрдые
|
Всегда мягкие
|
Ж Ш Ц
|
Ч Щ Й
|
2) Проверка Д/упр. По цепочке с объяснением. Сдача и обмен тетрадей.
III. Работа по теме.
1. Работа с фразой.
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.
(учащиеся читают)
Учитель: Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?
(учащиеся: парные звонкие и глухие)
- Прочитаем, как нужно.
- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)
- Какой вывод можно сделать?
(нельзя подменять согласные)
Учитель: А теперь запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит?
(учащиеся отвечают и записывают тему урока: Согласные звонкие и глухие»).
А какие цели вы поставите себе на этом уроке? (целеполагание) (учащиеся формулируют цели урока: знать, какие согласные звонки, а какие глухие, научиться их различать)
2. Учитель: А теперь проведём лабораторно-исследовательскую работу.
Перед вами лежат листочки с названием «Лабораторная работа». Вы работаете в них, а я на доске. Я называю слова, мы их записываем.
Наша цель: проанализировать слово и выявить фонетический процесс, происходящий в нём.
Ваша задача: обнаружить, что произошло с согласным звуком.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Алмаз [ с ]
Посадка [ т ]
|
Молотьба [д ]
Вокзал [ г]
|
Проезжал [ж ]
Спортсмен [ц]
|
Аллея [ л ]
Масса [ с ]
|
Сердце [ - ]
Солнце [ - ]
|
Фонетический процесс
|
оглушение
|
озвончение
|
слияние родственных звуков
|
слияние одинаковых звуков
|
выпадение звука
|
ВОПРОС: какие из них сомнительные, какие непроизносимые?
|
сомнительные
|
непроизносимые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: какой вывод мы можем сделать после выполнения лабораторной работы-наблюдения? Я начну, а вы продолжите фразу:
Согласные звуки могут быть сомнительными, если ______________ (происходит озвончение или оглушение), непроизносимыми, если___________
(при слиянии родственных или одинаковых звуков или выпадении звука)
3. Диктант «Для одного солиста»
Вызывается один ученик к доске, пишет под диктовку, объясняет знаки препинания.
Совет
Если слышишь парный звук, запятая - сложное предл.
Будь внимательней, мой друг, запятые - обращение
Парный сразу проверяй, запятая – однор.члены
Слово смело изменяй.
Задание: подчеркните согласные, требующие проверки.
4. Учитель: Совет хороший. Но что значит изменить слово с целью проверки?
(учащиеся отвечают: это значит найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный или сонорный согласный)
Вызываем «на старт» 2 учащихся с 2-х рядов.
Задание: каждому учитель диктует слова. Вы должны установить трудный согласный в слове и проверит его письменно. Ряды выполняют за своим учеником.
1-й ученик: 2-й ученик:
Ястреб косьба
Хрустнуть властный
Клад пастбище
Площадь тренировка
Задание: Составить с любым из слов предложение с прямой речью.
Проверка записанных слов и предложений.
5. Работа с таблицей. (приложение)
- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
Кто сможет разгадать его?
б-п г-к д-т
в-ф з-с ж-ш
|
л м н р й
|
ч щ ц
|
Парные по звонкости-глухости
|
Всегда звонкие (сонорные)
|
Всегда глухие
|
(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)
- А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено жирным шрифтом (параграф 55).
- после чтения правила выполняем упр. 276.
!У. Учитель: итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими и ли только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.
А сейчас поиграем.
ИГРА «Путешествие в страну «русский язык»
Учитель: Мы с вами отправимся в страну «Русский язык». Многие из вас воспринимают русский язык только как предмет, который кажется скучным, трудным, неинтересным. Но это не совсем так. Сейчас вы увидите, что он очень занимательный, интересный, и можно с ним справиться, зная его законы.
Описание игры:
Играют 2 команды. Их поддерживают болельщики.
Команды получают лист с заданиями (задания одинаковые). 5 минут на обдумывание и решение. Затем по 1 человеку из команды говорят свои ответы. За правильный ответ и полный – 2 балла, за правильный, но неполный – 1 балл.
У болельщиков другие задания, решив которые, они смогут помочь своей команде.
Задания для команд:
Задание 1.
Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)
Задание 2.
Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)
Задание 3.
В каком слове звуков больше, чем букв:
А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс (прав.)
Задание 4.
В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко (прав.) Г) час
Задание 5.
В каком слове все согласные звуки глухие?
А) вскачь (прав.) Б) мышь В) плащ Г) стон
Задание 6.
Написание какого слова не расходится с произношением?
А) счёт Б) ряд В) стать (прав.) Г) сдать
Задание капитанам команд:
Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. Отгадайте их.
1) С [к] я в школе на стене, 2) С [б] мучительной бываю,
Горы, реки есть на мне. С [м] одежду пожираю,
С [п] от вас не утаю - С [р] актёру я нужна,
Тоже в классе я стою. С [с] для повара нужна.
(карта-парта) (боль –моль–роль–соль)
Задания болельщикам:
№ 1. Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.
1. «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
2. «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
3. «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
4. «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
5. «Ледяная королева» («Снежная королева»)
6. «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
7. «Стойкий железный солдатик» («Стойкий, оловянный солдатик»)
№ 2. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.
Ду.. - (дубы), зу.. - (зубы), скво..ь - (сквозит), лё.. - (льдина), сне..- (снега)
ПРОВЕРЯЕТСЯ выполнение заданий.
Подводятся итоги игры.
У. Учитель: Мир знаний необъятен, и вы должны идти дальше, узнавать больше, чтобы страна под названием «Русский язык» была для вас интересной и занимательной.
У! Домашнее задание:
1) параграф 55,
2) упражнение 279,
3) подобрать слова, в которые входят только звонкие согласные, только глухие, звонкие и глухие (по 3 слова каждого вида) (по желанию)
ПРИМЕЧАНИЕ: (если класс сильный и осталось время)
1. После таблицы можно дать словарный диктант: пейзаж, посадка, усадьба, горестный, резьба, трасса, гигинтский, опасный.
2. Закончить урок можно фразой: (на доске записывает учитель)
Счас(?)лив учитель, если кла(с,сс) чу(?)ствует гра(м,мм)аттику.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка 8 класс
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах