Урок русского языка в 8 классе
Автор: Ревелько Валентина Егоровна, МБОУ «Кармалинская средняя общеобразовательная школа», с. Кармалы Нижнекамский район Республика Татарстан, учитель русского языка и литературы.
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Обособленные определения» (2 урок по теме)
Юрий Мелентьев, написавший книгу «Слово об истоках» сказал: «Мы все больше понимаем, что учебником грядущему является минувшее. Вот почему так жадно всматриваемся мы сегодня в прошлое, листаем исторические фолианты, стремимся сделать доступными архивы, так яростно спорим вокруг событий далекого и недалекого прошлого, с таким рвением хотим распознать правду и кривду исторических толкований, и так серьезно осуждаем беспамятство… и так страстно хотим постичь связь времен, припасть к родникам отечественной культуры…».
Я согласна с ним, поэтому работаю над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка и литературы». Естественно, что данный урок старалась связать со своей темой. В основном на уроке прослеживалась технология сотрудничества, элементы игровых технологий для активизации деятельности учащихся.
Что дает игра? В процессе игры «оживают» прежде всего ассоциативные связи слов, которые очень важны в семантике. В игре обнаруживается темперамент ребят (быстрый, находчивый – медлительный, заторможенный), особенности внимания (следит за игрой – легко отвлекается, запоминает на слух легко – не успевает запомнить называемые слова) и богатство или бедность словарного запаса. Интересно, что при повторении игры дети быстрее называют нужное слово, а цепочка слов удлиняется. Также на уроке прослеживались межпредметные связи с литературой, а именно с творчеством Пушкина.
Тема: Обособленные определения.
Цель урока:
- усвоение общих правил обособления согласованных
- распространенных и нераспространенных определений;
- формирование умения находить грамматические условия обособления определений;
- познакомить учащихся с произведениями русского декоративно-прикладного искусства (Палеха);
- воспитывать уважение к народным умельцам, чувство гордости за национальную культуру;
- обогащать и развивать речь учащихся при описании отдельных предметов народного творчества и научить пользоваться выразительными средствами русского языка.
Вид урока: урок-экскурсия.
Материал к уроку: выставка произведений русского декоративно-прикладного искусства, презентация.
Искусство Палеха заслуживает
того, чтобы быть среди
величайших работ всех времен…
Рокуэлл Кент
I.
Учитель. Здравствуйте, ребята, тему нашего урока вы узнаете, прочитав этот ребус.
На доске вывешивается ребус.
- Молодцы! Я думаю, вы сегодня меня поддержите своей дружной работой. Тема нашего урока – обособленные определения.
2007 год был объявлен Владимиром Путиным годом русского языка.
- А как вы думаете, почему именно русского языка? (Это государственный язык России и мы его теряем, чисто русский красивый язык редко можно услышать даже по телевидению.).
- Да, ребята, мы должны вернуть красоту русскому языку.
Еще Л.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык! Сюда можно добавить слова В. Дорошевича: «Язык народа – это половина отчизноведения, это душа народа».
- Как вы понимаете данные слова? (Ответы детей.)
Учитель: Чтобы понять эту душу, увидеть и почувствовать русский язык, мы должны побывать в музее народного декоративно-прикладного искусства.
- Что обозначает термин декоративно-прикладное искусство?
Декоративный:
1) служащий для украшения;
2) картинный, живописный, внешне эффектный.
Прикладной – имеющий практическое значение, применяемый на практике.
Прикладное искусство – художественное изготовление каких-нибудь предметов, вещей, утвари.
В музее народного искусства.
Перед вами и золотая хохлома, и эмаль Ростовской финифти, и шкатулки Федоскино, разные предметы из кости Севера, но предметом нашего внимания сегодня будет лаковая миниатюра Палеха. Но прежде чем знакомиться с текстами, вспомним:
- Какие определения обособляются?
Вашим помощником будут книги «Шаг за шагом», «Русский язык: синтаксис и пунктуация».
II. Итак, мы вернемся к Палеху.
На экране проецируется статья об искусстве Палеха.
Палех – село в Ивановской области. Здесь еще в XVII веке работали мастера-иконописцы. Они выполняли заказы по всей России – писали иконы, расписывали церкви. Мастерство палехских художников сохраняется и поныне.
Не теряя обретенного в XX веке, Палех находит точку опоры в давних традициях, в завете и опыте поколений дедов и прадедов своих. Ими было создано буклет и набор открыток «Евангелие в красках Палеха» к празднованию тысячелетия принятия христианства на Руси. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры-росписи шкатулок, коробочек, брошек и т.д.
Бывшие иконописцы Палеха ознакомились с федоскинским производством и, опираясь на лучшие традиции своего ремесла, создали новый вид миниатюрной живописи. От иконописи палешане взяли материалы и метод письма темперными эмульсионными красками, композиционные приемы, манеру стилизации человеческих фигур, архитектуры и пейзажа, навыки линейного рисунка красками, твореным золотом, но им пришлось создавать сюжеты светского содержания, на темы современной сельской жизни, истории былин, сказок, классической русской литературы.
В духовном формировании национального русского сознания народные предания, сказочные образы играют первоначальную роль. И развитие мальчика Пушкина начиналось с рассказов бабушки о старине, сказок няни Арины Родионовны. «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для современного знания свойств русского языка», - писал впоследствии Пушкин.
Палехских художников привлекал красочный вымысел, яркая фантазия, высокие идеи русской народной сказки.
1) Ребята читают. Все вместе находят предложения с обособленными определениями. Записываем предложения в тетради, составляем схемы.
2) Кроссвордный диктант.
- Сегодня мы попытаемся описать некоторые работы художников-палешан. Чтобы наши работы получились красиво звучащими, с помощью кроссвордного диктанта подберем синонимы к слову: художник.
а) человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства;
б) человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным
вкусом, мастерством (художник);
в) человек, достигший высоко мастерства, умения в своем деле – работе, творчестве (мастер);
г) человек, до тонкостей овладевший тайнами мастерства (искусник или искусница);
д) мастер, блестяще владеющий техникой своего дела, предельно отточивший свое мастерство (виртуоз);
е) человек, творчески создающий что-нибудь (творец);
ж) человек, чем-нибудь очаровывающий, пленяющий других (чародей, волшебник).
- Прочитайте ряд слов, который у нас образовался.
3) Работа по карточкам.
- Ребята, у вас у всех карточки с текстами о Палехе. Вы находите предложения с обособленными определениями. Выписывайте их и составляйте схемы.
Карточка №1.
Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называется папье-маше). Затем их пропитывают льняным маслом и «прокаливают» в специальной печи – заготовки становятся легкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой, а лакировщики покрывают их несколькими слоями черного лака.
Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Живописец работает тоненькой кистью, проводя линии не толще волоска – иногда подробности росписи можно рассмотреть только в увеличенное стекло. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся – это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растертым в порошок и смешанным клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка – настоящая драгоценность.
Карточка №2.
На Руси немало мест, отмеченных духовным благословением. Одно из них – Палех, старинное село иконописцев, сыгравшее особую роль в общеевропейской да и мировой истории культуры. Продолжением древней традиции иконописания стало искусство палехской лаковой миниатюры, возникшее в 20-х годах нынешнего столетия.
Карточка №3.
Красочный вымысел, яркая фантазия, высокие идеи русской народной сказки – неисчерпаемый источник образов для палехских художников, создающих драгоценные предметные росписи. Особенно близка им сказочная поэзия Пушкина.
Что роднит европейски образованного поэта и крестьян-художников, высоких профессионалов русской иконописи? И почему мы, едва начав складывать первые слова, с раннего детства восторженно слушаем сказки Пушкина, а, повзрослев, при первом знакомстве с искусством палехской миниатюры также восторженно воспринимаем ее волшебный поэтический мир? Да потому, что мы все – наследники бесценного культурного достояния, оставленного нашими предками. И начинается освоение этого наследия с русской сказки.
Карточка №4.
Своеобразным напоминанием о восточной пышности, связанной с образом Шамаханьи, являются экзотические орнаментальные деревья и восточные мотивы в архитектуре. Эти мотивы сочетаются с эллинистическим деталями, с традиционными для Палеха формами древнерусской живописи XV-XVII веков. И весь этот многовековой слой культуры, сохраненный памятью народного искусства, используется Бакановым. Он воспринимает традицию как живую, глубоко осмысливая и подчиняя ее выражению своего понимания произведения Пушкина. Ведь сама «Сказка о Золотом петушке» призрачна, не связана определенно с русским фольклором.
Карточка №5.
Д. Буторин в вариациях на тему «Лукоморья» вслед за Пушкиным дает своеобразную энциклопедию поэтических образов русской народной сказки. Несомненно, художник воспринимает их как достояние народного творчества, и сам поэт, сидящий под дубом, становится одним из героев фольклора. Сказочно-фантастические образы как бы выплывают из бездонной глубины черного фона, мягко обтекающего каждый композиционно-сюжетный мотив. В использовании этого приема видится конкретная художественная задача: герои сказок, знакомые с раннего детства, живут вне реального мира, существуют только в нашем воображении.
Карточка№6.
Черный цвет фона формирует пластические связи отдельных клейм композиции, уравновешивает цветовые массы, на нем ярко высвечиваются живописные объемы, мягко списанные по краям в глубину. Таким образом, создается ощущение зыбкого, призрачного мерцания всех силуэтов, объемов и форм.
Палехская живопись, сверкая самоцветием, как бы расплескивается на черной глади коробок, шкатулок, ларцов, образуя красочный узор, застланный тончайшими золотыми штрихами и орнаментами на одеждах, деревьях, зданиях. В композициях реальность причудливо соединяется с фантастикой. Люди, дома, деревья, подсмотренные в натуре, но изображенные с особой пластической остротой, соседствуют с фантастическими «горками», «палатами», «древесами».
Сюжетные композиции на верхней и боковых поверхностях предметов оформляются тонким золотым орнаментом разнообразнейших, никогда не повторяющихся рисунков. Основные произведения художника – «Снегурочка», «Всадник на белом коне», «Слово о полку Игореве», «Русские пословицы», «Лето в Палехе», «Михайловское лукоморье» «В краю Берендеев», «Песнь Яриле», «Лад», «Русские песни», «Выступление Игоря» и др.
4) Работа по группам.
I группа – какие краски чаще всего используют палешане? (Ярко-красный, зеленый, синий, голубой, золотистая охра, настоящее золото, растертое в порошок и смешанное с клеем.)
II группа – подобрать глаголы, обозначающие работу художника. (Раскрашивать, расписывать, наносить краски, покрывать)
III группа – подобрать выразительные обороты речи. (Краски яркие как радуга; красочные узоры, застланные тончайшими золотыми штрихами и орнаментами на одеждах, деревьях, зданиях; роскошные узоры, связанные с традицией древнерусской живописи; причудливое соединение реальности с фантастикой; узор вьется как мелодия.)
IV группа – подобрать глаголы-метафоры. (Кисть побежала, из-под кисти рождается, выходит, оживает, выплывает, расплескивается.)
V группа – продолжить синонимический ряд из наречий (Непоропливо, неспешно, сноровисто, искусно, мягко, певуче, мелодично, нежно, и т.д.)
5) Каждая группа читает то, что получилось.
6) Игра «Цепочка слов».
- А теперь, ребята, совместим полезное с приятным. Проведем игру «Цепочка слов.
Ведущий называет любое слово, а каждый из игроков по очереди и по его сигналу называет следующее слово, обязательно связанное по смыслу с предыдущим. Нельзя ни задерживаться, ни задумываться. Надо внимательно слушать каждого игрока, а не говорить слово заранее и называть первое пришедшее в голову, когда подойдет очередь. Если слово не связано по смыслу с предыдущим или уже было кем-то названо, ведущий вправе остановить игру. Проигрывает тот игрок или та команда, которая не смогла продолжить цепочку.
(Палех, лаки, миниатюра, палешане, Пушкин, сказка, ярко-красный, черный, золотая охра, и т.д.)
7) Составить предложения с обособленными определениями или сочинение-миниатюру.
III. Закрепление.
1) Назовите случаи обособления согласованных и несогласованных определений.
2) Понравилось вам искусство Палеха?
Учитель. Лучшие музеи страны соперничают в желании получить произведения и именитых, и совсем еще молодых мастеров огнеликой, лаковой росписи. Как сказал Рокуэлл Кент «Искусство Палеха заслуживает того, чтобы среди величайших работ всех времен…».
Видите, ребята, наверное, невозможно показать красоту произведений художников-палешан с помощью жаргонов, разных иноязычных слов и сленгов.
Только истинно русский язык – «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью», - как сказал французский писатель Проспер Мериме, может показать красоту и ценность творений художников Палеха.
Спасибо, ребята, за урок, вы хорошо поработали. На память о нашем уроке я хочу подарить вам Хохлому, пополнить ваш музей.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами
Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения