Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект русского языка для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Заявление. Структура заявления. Редактирование заявления» (2 урок). Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении деловых бумаг. Учащиеся на практической основе учатся оформлять предложения, используемые в текстах заявлений, решать проблемные ситуации, дополнять предложения, используемые в текстах заявлений, редактировать текст заявления. Каждый учащийся на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность. Применить имеющиеся у него знания по теме.
Тема урока: Заявление. Структура заявлений. Редактирование заявлений.
Цель: научить грамматически правильно оформлять предложения, используемые в заявлении, оформлять текст заявления.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о структуре заявления;
- развивать умение редактировать тексты заявления;
- учить составлять тексты заявлений.
Оборудование:
- опорная таблица «Структура заявления»;
- карточки со словами;
- карточки с деформированным текстом, образцы личных дел;
- мультимедийное оборудование.
Словарь: заявление, документ, должность.
ХОД УРОКА
1) Организационный момент, проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас и надеюсь, что на уроке вы будете работать активно!
Прозвенел опять звонок, он позвал нас на урок!
Нам нужны сейчас тетрадки, ручки и карандаши!
Дневники не убирайте –
Для оценок оставляйте!
Поработаем мы дружно,
Ведь учиться – очень нужно!
2) Повторение пройденного материала.
Учитель: Прочитайте тему урока. Над какой темой мы сегодня продолжим работу?
Ученик: Над темой «Заявление».
Учитель: Что такое заявление?
Ученик: Официальный документ, письменная просьба о чем-либо.
Учитель: Кому может быть адресовано заявление?
Ученик: Организации, учреждению или должностному лицу.
Учитель: Какие бывают по форме заявления?
Ученик: Простые и сложные.
Учитель: Что содержится в простом заявлении?
Ученик: Наименование учреждения, фамилия, имя, отчество руководителя; должность, фамилия, имя, отчество того, кто пишет заявление; название документа, содержание просьбы, подпись автора и число.
НАГЛЯДНАЯ ОПОРА-ПАМЯТКА (вывешивается на доске)
Структура заявления:
1) Наименование учреждения.
2) Кому.
3) От кого (должность, Ф.И.О.)
4) Название документа.
5) Содержание просьбы.
6) Подпись, число.
|
Учитель: На структуру каких документов похожа структура заявления?
Ученик: Деловые письма.
3) Новый материал.
Учитель: Сегодня мы будем учиться правильно составлять предложения, используемые в заявлениях.
А) Работа с личными делами.
Учитель: Найдите в личных делах, которые лежат у вас на партах, тексты заявлений. Прочитайте (2,3 уч-ся). Докажите, что это заявления.
Учащиеся: Есть название документа, указано от кого, кому адресовано заявление, содержится просьба, подпись, число.
Б) Упражнение на освоение словаря.
НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ (либо используется проектор:
Учитель: Какие из этих глаголов могут быть использованы в текстах заявлений?
Учитель: Почему вы исключили слово «доверить»?
ЛИШНИЕ КАРТОЧКИ СНИМАЮТСЯ С ДОСКИ.
Учитель: Когда при написании заявления можно использовать слово предоставить? Выдать? Получить?
В) Упражнение на отработку построения и грамматического оформления предложения. Работа в тетрадях.
НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (либо на проекторе):
Учитель: Прочитайте предложения на карточках на доске.
Учитель: Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученик: Продолжить предложения.
Учитель: Выполните задание (при проверке каждый вариант зачитывают 1, 2 учащихся, выбирается более удачный).
НА ЭКРАНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учитель: Прочитайте предложения на экране.
«Прошу дать мне путёвку в летний оздоровительный лагерь».
«Мне исполнилось 14 лет, поэтому я хочу получить паспорт».
Учитель: Измените данные предложения так, чтобы получился текст заявления.
Г) Работа с карточками.
Прошу освободить меня от (учебные занятия) на три дня
(с 17 по 21 март) в вязи с (поездка) в г. Великий Новгород на (соревнование) по (лёгкая атлетика)
|
Учитель: Прочитайте текст на карточках. Что неверно в записях?
Учитель: Исправьте текст (заслушиваются и обсуждаются 2,3 варианта, выбирается более удачный).
Учитель: Запишите текст в тетрадь.
Д) Проблемная ситуация.
Учитель: А теперь давайте представим, что вы получили письмо от друга из другого города, в котором он вас приглашает на торжественное событие. Но у вас занятия в школе. Как вы поступите? (Учащиеся высказывают свои варианты действий).
Учитель: Устно сформулируйте текст заявления. (Обсуждение 2,3 вариантов).
Учитель: Запишите свои варианты.
4) Итоги урока.
Учитель: Над какой темой мы работали сегодня?
- Какие правила необходимо соблюдать при написании заявления?
- Как вы думаете, кому и для чего вы сейчас можете писать заявление?
- На следующем уроке мы продолжим работу по составлению заявлений.
Домашнее задание: составить и записать заявление о приёме на работу в ООО «Детское».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка 8 класс
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах