Знаки препинания в предложениях с однородными членами (урок русского языка для учащихся 8 класса)
Автор-составитель: Яруллина Гузель Рашитовна, учитель русского языка и литературы I кв.категории МБОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г.Казани
«Урок - та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и формируются и реализуются личностные особенности учащихся…»
И. С.Якиманская (доктор психологических наук, профессор)
Тип урока: актуализация и закрепление изученного материала (предполагает знакомство с данным материалом на предыдущем уроке)
Цели урока:
1. Познавательная: знание типов сочинительных союзов (соединительные, разделительные, противительные), употребление их в предложениях с однородными членами; работа по развитию речи (составление записи в словаре-справочнике).
2. Развивающая: умение правильной расстановки знаков препинания в предложениях с однородными определениями.
3. Воспитательная: навык использования схем- таблиц, условий выбора знаков препинания в общем контексте предложений; воспитание полноценной личности, готовой вести здоровый образ жизни.
Оборудование: интерактивная доска, проектор мультимедиа, ноутбук, раздаточный материал, словари-справочники учащихся, схемы-таблицы.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ученики! На прошлых уроках мы узнали об однородных членах, о сочинительных союзах, о знаках препинания в предложениях с ними. Сегодня мы с вами продолжим работу над изучением однородных частей речи и особенно акцентируем внимание на знаках препинания при них. Заранее вам было дано задание-составление схем постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, осложненными сочинительными союзами. Нашей главной целью сегодня будет являться закрепление изученного материала, общий анализ усвоенных знаний. Свои знания оцените самостоятельно.
2. Актуализация прежних знаний об однородных и неоднородных определениях при помощи задания.
Прежде всего, мы вспомним об однородных и неоднородных частях речи. Актуализация прежних знаний происходит при анализе предложений данного задания:
Найдите однородные и неоднородные определения и обозначьте их буквами О, Н:
1. Они пошли по узкой и глубокой рытвине между стенами золотой высокой ржи.
2. Молодая девушка в широкой соломенной шляпе показалась на тропинке.
3. Небольшие чисто подметенные дворики городских кварталов были огорожены земляными заборами.
4. За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.
Повторение теоретического материала (устно)
Акцентирование зрительной памяти на запоминание алгоритма, представленного на слайде:
Запомните!
Сочная, пышная зелень
Определения характеризуют предмет с одной стороны
Высокий зеленый забор
Определения характеризуют предмет с разных сторон
3. Минутка на развитие речи. Обратим внимание на слово КВАРТАЛ. На данном этапе урока мы должны произвести словарную работу. Эта работа предполагает создание записи в толковых словарях учащихся. Подобная работа, целью которой является развитие речи, производится систематически. Учащиеся самостоятельно составляют статью в своих словарях:
1. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами:
Жить на углу квартала
2. Четвертая часть отчетного года:
Отчет за квартал
Словесно-объяснительное сопровождение учителя:
Это слово мужского рода с нулевым окончанием, которое, как любое другое, имеет грамматическое значение. Образует форму им.п. единственного числа существительных 2 склонения. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: КВАРТАЛ, КВАРТАЛА, КВАРТАЛУ, КВАРТАЛОМ.
4. Слово учителя.
Дорогие ученики, я предлагаю вам вспомнить значения сочинительных союзов при помощи такого задания:
Перед вами союзы. Найдите ошибки в определении значения сочинительных союзов. Исправьте их (задание на слайде) по ходу урока:
А) ИЛИ - разделительный
Б) ЗАТО - разделительный
В) НИ- НИ - соединительный
Г) НЕ ТОЛЬКО,…НО И…- разделительный
Д) А - противительный
Е) НЕ ТО,… НЕ ТО- разделительный
З) ДА (в значении и )- соединительный
5. Для выполнения этого задания ученики обращаются к карточкам, заранее оставленным на их столах. Также задание выходит на слайде:
Воспользовавшись схемой-таблицей, найдите соответствия и расставьте запятые:
------------ (О и О)
------------ ( О, О и О)
------------ ( О, и О, и О)
------------ ( О и О, О и О)
------------ ( не только О, но и О)
------------ ( и О, и О, и О)
1. На станции пахло каменным углем маслом и разогретым на солнце железом.
2. Но работник был далеко и не слышал.
3. Они и уважали и ценили и в тоже время боялись этого человека.
4. Строительство современных дорог требует не только новейшей техники но и применение прогрессивной технологии.
5. Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом.
6. Такой теплотой и грустью и волненьем наполнились в этот момент их сердца.
5. Слово учителя.
Сейчас перед вами на слайде появится правильный результат, который должен был получиться. Если есть ошибки, исправьте и сдайте карточки учителю. (Учитель отслеживает моменты, в которых есть недочеты, на следующих уроках акцентирует внимание на них)
-- -2------ (О и О)
------1------ ( О, О и О)
------6------ ( О, и О, и О)
------5------ ( О и О, О и О)
------4------ ( не только О, но и О)
------3------ ( и О, и О, и О)
6. Комплексный анализ текста.
Замесите не очень крутое тесто. Вишни помойте, очистите от косточек, засыпьте сахаром. Раскатайте тесто, вырежьте кружочки и положите на вишни. Залепите вареники. К вареникам подайте не сметану, а сок от вишни.
Задание к тексту:
1) найдите предложения, в которые входили бы ряды однородных членов, показанных на схемах:
а) (О, О, О) б) (О, О и О) в) (О, а О)
2) Вспомните и расскажите правила пунктуации, соответствующие этим схемам.
3) Внимательно рассмотрев следующий слайд, выскажитесь, к чему призывают эти картинки.
Вопросы: Что значит «правильно питаться»?
С какого возраста необходимо правильно питаться?
5. Выводы по уроку
6. Домашнее задание.
- Первая группа (Кто выполнил работу на «5»): Сочинение-миниатюра с использованием однородных членов предложения на тему: «В здоровом теле - здоровый дух»
- Вторая группа (Кто выполнил работу на «4» - «2»): параграф 27, упр.238.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения
Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида