Конспект урока. Сочинение по картине «Мартовское солнце», 8 класс

Урок русского языка в 8 классе. Сочинение по картине к. Ф. Юона «Мартовское солнце»

Цели: познакомить с творчеством К. Ф. Юона; формировать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; определять основную мысль произведения; воспитывать интерес к искусству, развивать чувство прекрасного.

Оборудование: репродукции картин К. Ф. Юона; стихотворения, пословицы, поговорки, загадки о марте; запись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка темы урока.

- Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением первого весеннего месяца?

- В чем заключается основная особенность наступления весны?

- Сегодня нам предстоит писать сочинение по одной из картин Константина Фёдоровича Юона (1875-1958 гг.). Называется она «Мартовское солнце».

II. Вступительная беседа о первом весеннем месяце.

- Каковы основные особенности месяца марта?

- Как вы думаете, о каком месяце написал И. Бунин вот эти строки?

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

- Старославянское название марта - березень. В народе его иногда называли капельником, иногда протальником. Как вы думаете, почему?

- Очень долгое время в Древней Руси Новый год начинался с 22 марта. И только в 988 году, когда Древняя Русь приняла христианство, Новый год стали отмечать 1 марта. И так было до царствования Петра I.

Хоть и пугает морозами март, но под лучами горячего весеннего солнца они держатся недолго.

- Какие пословицы, поговорки, приметы, связанные с мартом вы знаете?

Обучающиеся называют пословицы, поговорки о марте и объясняют их значение.

• Март - весна света, он зиму кончает, весну начинает.

• Март у зимы шубу купил, а через три дня её продал.

• Если в марте на крышах при таянии снега образуются сосульки - к продолжительной весне.

• Если в середине марта тепло - к тёплому лету.

• Тёплый мартовский ветер - к тёплому дождливому лету.

• Холодная весна - к градобойному лету.

• В марте и курица из лужицы напьётся.

• Март хранит хлеба в земле, а август в закромах.

III. Рассказ о творчестве художника.

- Кто из вас слышал о художнике К. Ф. Юоне? Какие работы этого художника вы знаете?

- Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Волшебница зима», «Конец зимы. Полдень», «Над Волгой», «Троицкая лавра зимой».

Константин Фёдорович начал рисовать ещё в восемь лет, всю свою жизнь он посвятил живописи. Своё детство он провёл на московской окраине, в Лефортово. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он увлекался архитектурой, поэтому на его картинах можно увидеть архитектурные памятники старых русских городов, сооружений. Ему было присвоено звание народного художника СССР.

К. Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «...Я искал новые краски в природе - в русской весне и зиме». Он с удовольствием и восторгом писал пейзажи русской природы, а на её фоне часто изображал жизнь русского народа на улицах города или деревни. Поэтому его называли поэтом русского города и русского села.

Звучит музыка из цикла произведений П. И. Чайковского «Времена года».

- Эта музыка помогает нам почувствовать красоту русской весенней природы, вызвать чувство радости, ликования, лёгкости, завороженности, восторга. А вот творчество К. Ф. Юона даёт возможность увидеть Подмосковье в зимнем убранстве, «сияние утренних и вечерних зорь и белизну снежных покровов родной зимы».

IV. Знакомство с картиной.

- Перед вами репродукция картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце», она написана в 1915 году и находится в собрании Третьяковской галереи.

Прежде чем о картине говорить, её надо внимательно рассмотреть. Для этого её мысленно можно разделить на части и проанализировать каждую.

Вновь включить запись музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Учитель читает вполголоса на фоне музыки стихотворение А. С. Пушкина.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Синея блещут небеса...

- Что изобразил художник на картине?

- Что вам помогло прийти к выводу, что зарождается весна? Ведь везде лежит снег, как утверждаете вы.

- От чего он становится ярко-голубым?

- Послушайте, как писал о весне Н. Сладков: «Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте - синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой!

В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи - лиловыми.

Днём на солнце капель...»

- Каким видит месяц март писатель?

- Что показалось интересным в тексте?

- Как вы понимаете выражение «деревья загорают»?

- Этот отрывок взят из книги Николая Ивановича Сладкова «Лесной календарь». Я рекомендую вам прочитать эту книгу. А полученные знания вам пригодятся на уроках.

- Каким вы представили март по описанию Н. Сладкова?

- А теперь взгляните ещё на картину. Скажите, что вы увидели на небе? (В некоторых местах изображены кучевые облака.)

- Обратите внимание на изображение художником пригорков.

- Что вы увидели?

- А вот как К. Паустовский описывает этот момент: «На пригорке, где сильнее припекает солнце, снег становится мокрым, подтаивает. В этих местах проступили сухие сучья. Вот-вот это голубое покрывало тронется».

- А теперь обратите внимание на деревья и их расположение на картине.

- Что вы можете сказать?

- Как вы думаете, почему художник изобразил на переднем плане тополь не полностью, а только его ствол? (Этот приём он использовал для того, чтобы показать крупно кору деревьев, которая уже позеленела. А это говорит о том, что тополя уже просыпаются от зимнего сна.)

- Какие ещё деревья изображены на картине?

- Как их расположил художник? (Уходящие вдаль берёзы расширяют горизонт. Увеличивает пространство небосвод. А белые стволы берез подчеркивают синеву неба.)

- Изображено ли на картине само солнце? (Нет.)

- А каким образом художник показал его присутствие? (Сама картина пронизана солнечными лучами. Снег набухнуть водой тоже мог только под воздействием солнца. И везде на снежных сугробах наблюдаются темные влажные пятна. На снегу лежат тени от предметов, изображенных на картине. На стволах деревьев чувствуются солнечные блики.)

- Какое настроение у людей, изображённых на переднем плане картины?

- Как ведёт себя молодой жеребёнок? (Играет, резвится, полон жизни.)

- Кто находится неподалеку от него? (Собачонка.)

- А какие краски выбрал художник для изображения наступающей весны?

- Какие предложения из текста Н. Сладкова очень хорошо подходят к описанию картины «Мартовское солнце»?

- Какое впечатление произвела на вас картина «Мартовское солнце»?

V. Составление плана (самостоятельно).

Примерный план сочинения учитель записывает на доске.

ПЛАН

1. Вступление.

2. Основная часть.

а) Изображение неба.

б) Описание снега.

в) Пробуждающиеся деревья.

г) Радость людей.

д) Поведение животных.

3. Моё отношение к картине.

VI. Орфографическая подготовка.

- Подберите слова и словосочетания к словам, данным на доске.

Снег - рыхлый, голубой, синеватый, снег подтаивает. Солнце — ослепительное, его не видно, припекает. Настроение - чудесное, необыкновенное, восхитительное, игривое, бодрое, шаловливое, жизнеутверждающее, оживленное, зарождение весны.

Березы - красавицы, позеленевшие стволы, ветки причудливо переплетены.

Небо - кучевые облака, небесный простор, сияющее небо, посветлевшее, могучее, несут на крыльях весну.

Дорога - уходящая вдаль улица, резвый жеребенок.

VII. Написание сочинения. Чтение, обсуждение.

VIII. Итог урока.

- О каких чудесах рассказал художник в своей картине?

- Какие тайны природы описал К. Ф. Юон?

- Почему вы любите весну?

Учитель читает стихотворение И. Рыленкова «К Родине».

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынуло дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

- О каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

- Чем отличаются эти действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться?

- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы?

- Какие глаголы точнее выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом: русская природа «поражает», «ослепляет», «завораживает», «проникает», «захватывает», «околдовывает», «очаровывает», «удивляет», «потрясает»?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Нет комментариев. Ваш будет первым!