Цели: стимулировать интерес к изучению русского языка; дать представление о международном значении русского языка; воспитывать бережное отношение к языку.
Оборудование: карточки с материалами для конкурса; плакаты с высказываниями писателей о русском языке.
I. Вводное слово учителя.
- Русский язык является не только нашим достоянием, но и прочной базой для дружбы и сотрудничества. Особенно это касается соотечественников, живущих в странах бывшего Советского Союза.
«...Очевидно значение русского языка и для развития мировой цивилизации, ведь на нем написано множество книг, в том числе и об истории, культуре, научных открытиях не только русского, но и других народов - и не только народов Российской Федерации, а практически всех народов мира».
Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях: как родной язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации, как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
II. Международное значение русского языка.
- «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные», - записано в словаре.
Мировым языком можно считать такой язык, который стал национальным языком в стране, имеющей большой вес в мире. Это четко нормированный язык, имеющий определенные градации, описанные в учебниках и учебных пособиях по его изучению.
Мировые языки охватывают все международные сферы. На них общаются ученые разных стран, которые изучают русский язык в качестве иностранного языка. Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).
III. Язык - орудие человека.
1-й ученик.
О терпеливый наш язык!
Слова бывают разные - то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово-утешение и слово-удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь, огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
В. Полторацкий
2-й ученик.
Не знаю я, куда мне «бечь»,
Мы засорили нашу речь.
Живем то «клево», то в «прикиде»,
Но в основном на жизнь в обиде.
«Блины» висят на языке
И грубые слова.
И без конца из уст летит
Хула, хула, хула.
И чтобы жизнь нам изменить,
Учиться надо говорить.
Очистим нашу речь от скверны,
Это поможет душе и нервам.
Это излечит наше состояние,
Огромного требует речь внимания!
А коль начнем за языком следить,
Богатство мира сможем сохранить.
Учитель. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - утверждал К. Паустовский.
Именно этим языком пользуемся мы с вами в общении. Что же такое общение? (Учащиеся высказывают свои мнения.)
IV. Беседа по вопросам.
- Почему мы не всегда понимаем друг друга, хотя разговариваем на одном языке?
- Почему в общении одни легко находят общий язык, а другие - нет?
- Существуют ли определенные правила, способствующие общению людей?
Учитель. Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена. (Вольтер.) Владение языком - важнейшее оружие человека, составляющая его успешности.
V. Конкурс на лучшего знатока русского языка.
1. Скороговорки.
Все бобры для своих бобрят добры.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
2. Поставьте ударение:
Квартал, каталог, груженый, начал, начала, звонит, в яслях, средства, столяр, коклюш, сливовый, начался, договор, балую, балуешь, дефис, предложить, августовский.
3. Образуйте повелительное наклонение от глаголов.
Ехать (поезжай); одеть (одень); надеть (надень); класть (положи).
4. Подберите синонимы к словам:
смелый, победить, холодный день, холодный человек. (Храбрый, выиграть, морозный, бесстрастный.)
5. Объясните фразеологические обороты.
Иголку негде воткнуть. (Очень много, тесно.)
Крокодиловы слезы. (Лицемерное отношение к чему-либо.)
Душа в душу. (Дружно жить.)
Во весь дух. (Быстро.)
В чем только душа держится. (Тщедушный, худой.)
Краем уха. (Слушать невнимательно.)
Рукой подать. (Близко.)
Не верить своим глазам. (Очень сомневаться.)
VI. Объясните высказывания о языке:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!».
И. С. Тургенев
О нас судят на основании того,
Что мы делаем,
Как мы выглядим,
Что мы говорим,
Как мы говорим.
Дейл Карнеги
VII. Рефлексия.
- Как вы считаете, пригодится ли вам в жизни знание русского языка и свободное владение им? (Высказывания учащихся.)
Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами
Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения
Нет комментариев. Ваш будет первым!