Урок знаний по русскому языку, 8 класс

Конспект урока в 8 классе на тему «Слово о языке»

Цели: стимулировать интерес к изучению русского языка; дать представление о международном значении русского языка; воспитывать бережное отношение к языку.

Оборудование: карточки с материалами для конкурса; плакаты с высказываниями писателей о русском языке.

Ход урока

I. Вводное слово учителя.

- Русский язык является не только нашим достоянием, но и прочной базой для дружбы и сотрудничества. Особенно это касается соотечественников, живущих в странах бывшего Советского Союза.

«...Очевидно значение русского языка и для развития мировой цивилизации, ведь на нем написано множество книг, в том числе и об истории, культуре, научных открытиях не только русского, но и других народов - и не только народов Российской Федерации, а практически всех народов мира».

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях: как родной язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации, как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

II. Международное значение русского языка.

- «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные», - записано в словаре.

Мировым языком можно считать такой язык, который стал национальным языком в стране, имеющей большой вес в мире. Это четко нормированный язык, имеющий определенные градации, описанные в учебниках и учебных пособиях по его изучению.

Мировые языки охватывают все международные сферы. На них общаются ученые разных стран, которые изучают русский язык в качестве иностранного языка. Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).

III. Язык - орудие человека.

1-й ученик.

О терпеливый наш язык!

Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово-утешение и слово-удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.

 

Есть речь, огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

В. Полторацкий

2-й ученик.

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке

И грубые слова.

И без конца из уст летит

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Учиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состояние,

Огромного требует речь внимания!

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира сможем сохранить.

Учитель. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - утверждал К. Паустовский.

Именно этим языком пользуемся мы с вами в общении. Что же такое общение? (Учащиеся высказывают свои мнения.)

IV. Беседа по вопросам.

- Почему мы не всегда понимаем друг друга, хотя разговариваем на одном языке?

- Почему в общении одни легко находят общий язык, а другие - нет?

- Существуют ли определенные правила, способствующие общению людей?

Учитель. Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена. (Вольтер.) Владение языком - важнейшее оружие человека, составляющая его успешности.

V. Конкурс на лучшего знатока русского языка.

1. Скороговорки.

Все бобры для своих бобрят добры.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

2. Поставьте ударение:

Квартал, каталог, груженый, начал, начала, звонит, в яслях, средства, столяр, коклюш, сливовый, начался, договор, балую, балуешь, дефис, предложить, августовский.

3. Образуйте повелительное наклонение от глаголов.

Ехать (поезжай); одеть (одень); надеть (надень); класть (положи).

4. Подберите синонимы к словам:

смелый, победить, холодный день, холодный человек. (Храбрый, выиграть, морозный, бесстрастный.)

5. Объясните фразеологические обороты.

Иголку негде воткнуть. (Очень много, тесно.)

Крокодиловы слезы. (Лицемерное отношение к чему-либо.)

Душа в душу. (Дружно жить.)

Во весь дух. (Быстро.)

В чем только душа держится. (Тщедушный, худой.)

Краем уха. (Слушать невнимательно.)

Рукой подать. (Близко.)

Не верить своим глазам. (Очень сомневаться.)

VI. Объясните высказывания о языке:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!».

И. С. Тургенев

О нас судят на основании того,

Что мы делаем,

Как мы выглядим,

Что мы говорим,

Как мы говорим.

Дейл Карнеги

VII. Рефлексия.

- Как вы считаете, пригодится ли вам в жизни знание русского языка и свободное владение им? (Высказывания учащихся.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Конспект урока русского языка 8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!