Конспект занятия по СБО в 5 классе по ФГОС

Тема занятия: Виды транспортных средств

Автор: Усачева Татьяна Витальевна учитель СБО ГКС(к)ОУ "Серафимовичская С(к)ОШИ" г. Серафимович.

Описание материала : Предлагаю вам конспект занятия по социально - бытовой ориентировке для учащихся 5 класса. Данный материал будет полезен учителям и воспитателям при проведении занятий по теме "Транспорт". Занятие имеет коррекционно - развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработано в соответствии с современными требованиями.

Конспект занятия по СБО в 5 классе.

Тема занятия: Виды транспортных средств.

Цель: Систематизировать знания учащихся о видах транспорта.

Задачи:

коррекционно - образовательная: познакомить учащихся с видами транспортных средств, их значением в жизни людей;

коррекционно - развивающая: развивать способности к обобщению и классификации; развивать умение правильно ориентироваться в дорожных ситуациях; корректировать речевую и зрительную деятельность, внимание;

коррекционно - воспитательная: воспитывать культуру поведения, положительную мотивацию к учебе, предмету; готовить учащихся к самостоятельной жизни;

здоровьесберегающая: создать условия для профилактики нарушений осанки и зрения, снятие позостатического напряжения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный, деятельностный, здоровьесберегающий, игровые приемы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Материально - техническое оснащение и дидактическое обеспечение: презентация, мяч, набор иллюстраций с изображением различных видов транспортных средств карточки с названием видов транспортных средств, сигнальные карточки.

Термины и понятия: наземный, подземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.

Технологическая карта урока.

п\п

Этапы урока, цели, задачи.

Организация этапа, оборудование

Основное содержание этапа Деятельность учителя

Деятельность ученика.

1

2

3

4

5

1

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель , которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать созданию благоприятного эмоционального настроя к учебной деятельности и подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-организация максимальной готовности к уроку.

Методы: словесный, здоровьесберегающий.

Релаксация на начало урока.

Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

Игра                     "Молчанка"

-По ходу чтения стихотворения по очереди загибайте пальчики.

 

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.

 

Проверяет готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, повторяют движения вслед за учителем.

 

 

 

 

 

Садятся за парты , готовятся к уроку.

 

 

2

Актуализация знаний.

 

Цель: Организовать актуализацию знаний учащихся, достаточных для проблемного изложения новых знаний, повторить и систематизировать имеющиеся знания, необходимые для усвоения материала.

Загадки на тему

" Транспорт".

Формулирует  тему урока.

- Чтобы узнать тему урока, вам необходимо отгадать загадки.

Загадки:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это?(самолет)

Что за чудо- желтый дом,

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус)

Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел-
Прямо по морю пошел? (корабль.)
- Запишите слово - отгадку.

Крепит на доску картинку с изображением данного вида транспорта.

Разгадыва-ют загадки отвечают на вопросы.

3

Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: назвать тему урока.

Задачи: определить тему и цели урока.

Методы: словесные, наглядно- практические, элементы проблемного изучения.

Введение в тему.

Организует беседу по вопросам:

- Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?

- Все что вы назвали, можно выразить одним словом. Каким?

- Прочитайте слово ( Транспорт).

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Чему посвящена  тема нашего урока?

- Сегодня познакомимся  с видами транспортных средств и их назначением.

- Тема урока " Виды транспортных средств".

- Запишите число и тему урока в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записыва-ют число и тему урока.

4

Освоение нового материала.

 

Цель: Создание условий для изучения  нового материала.

Коррекционно- развивающая цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Коррекция мыслительных операций анализа и синтеза, умение извлекать информацию через выявление особенностей объектов, обобщать и делать выводы на основе анализа.

Методы:

Объяснение, наблюдение, демонстрация, проблемное обучение, ИКТ ( для повышения мотивации обучения), активные методы самостоятельной работы учащихся с дополнительным материалом в виде карточек- заданий, частично- поисковый.

Методы стимулирования: похвала, поощрение в виде разноцветных жетонов.

Просмотр презентации   " Виды  транспортных средств"

Организует беседу о видах транспортных средств, показывает слайды.

-Что такое транспорт?

-По каким признакам можно его разделить?

а)По среде передвижения             ( наземный, подземный, воздушный , водный).

б) По назначению                          ( пассажирский, грузовой, специальный).

 

-Выполнение задания

 «Угадай по описанию».
учитель  сообщает детям, что в гости  пришел Незнайка и хочет с ними поиграть.
- Это большая голубая машина. У него есть два крыла и хвост. Он летит по небу. (Самолет.)
- Эта машина нужна для того, чтобы перевозить грузы. У нее есть кабина, кузов и колеса. (Грузовик.)
- Этот транспорт большой и у него есть паруса. Он плывет по воде и перевозит людей и грузы. (Корабль.)
- Этот транспорт едет по рельсам. У него много вагонов. Он пыхтит: «Чух-чух-чух». (Поезд.)
- На этом транспорте мы всегда едем в детский сад и на работу. (Автобус, машина.)

Выполнение задания по  карточке :

Распределите транспорт по видам (для слабых учащихся по картинкам, для сильных- по названию ),

 

 

Смотрят презента -цию , заполняют таблицы, карточки -задания, отвечают на вопросы.

 

Цель: здоровьесбережение учащихся.

Физкульт

минутка

Организует выполнение упражнения на снятие позостатического  напряжения.

«Грузовик»
Грузовик песок везет.
Идут по кругу, изображая, что крутят руль.
Удивляется народ:
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг,
разводят руками, делают удивленные лица.
«Вот так чудо-чудеса,
В нем песок под небеса».
Два раза наклоняют голову вправо — влево.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Выполня-ют упражне-ния.

5

Закрепление изученного материала.

Цель: Организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах)

-тренировать к способность к самоконтролю, взаимоконтролю, самооценке,

-организовать ситуацию успеха по результатам выполнения работы.

Методы: игровые, наглядные, дифференцированный подход ( задания разной сложности)  и  индивидуальный ( карточки - задания).

Методы оценивания: взаимоконтроль, самоконтроль.

 

Дидактичес -кие игры с мячом, сигнальными карточками.

 

 

 

 

 

 

Тематический тест.

- А сейчас проверим, как вы  усвоили материал урока.

Проводит дидактические игры    " Виды транспортных средств", " Назови слово" 

Учитель называет какое - либо обобщающее слово, например: пассажирский транспорт, а учащиеся называют машины, которые относятся к данной группе.

Организует работу по выполнению теста " Виды транспортных средств" Инструктаж .

1 Какой вид транспорта передвигается по воде:

-а)трамвай, б) самосвал, в) яхта,

2.Какое транспортное средство не относится к воздушному транспорту?

-а)самолет, б)автобус, в) вертолет.

3Что относится к пассажирскому транспортному средству?

-а) троллейбус, б) баржа, в) пожарная машина.

Ответ: 1-в, 2-б, 3-а.

Участву -ют в играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самосто -ятельно выполня -ют тест.

Взаимо-

проверка.

 

6

Итог урока. Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на занятии, формировать умение учащихся оценивать результаты своей учебной деятельности.

Цель , которая должна быть достигнута учащимися: оценить результаты своей деятельности и степень усвоения материала.

Рефлексия деятельности.

Проводит работу с рефлексивным экраном:

-Сегодня я узнал (-а)...

- Было интересно...

- Было трудно...

Выставляют оценку

(самооценка).

 

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

План – конспект урока по СБО в 5 классе

Ольга Михайловна Подгорных # 30 июня 2014 в 08:14 0
Интересный, познавательный материал. много из Вашего урока приемлемо и детей - дошколят, спасибо!
Зинаида Николаевна Миронюк # 1 июля 2014 в 21:20 0
Урок по теме "Транспорт" имеет практическую, коррекционно - развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработано в соответствии с современными требованиями.Использованы разнообразные методы и приёмы: проблемный, деятельностный, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, здоровьесберегающий, игровые. Понравился данный урок, применим!
Елена Сергеевна Колбасина # 28 июля 2014 в 21:08 0
Спасибо за урок.
Аюпова Зухра Марипжановна # 19 января 2015 в 11:12 0
Спасибо за материал. Хорошо подобраны этапы урока. Познавательно , интересно.
Шарипова Нурсулу # 26 января 2015 в 14:08 0
Очень интересный и познавательный урок
Иванова Татьяна Викторовна # 30 октября 2015 в 12:57 0
Очень интересное начало урока. Все части урока взаимосвязаны между собой, много интересных заданий. Цель урока поставлена четко. Причем, дети сами называют тему, которую будут изучать.Грамотно поддерживается и активизируется внимание учащихся на всех этапах урока. Применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения. На уроке учитель использует различные методы и приемы обучения. Урок очень понравился! Спасибо!
Ирина Владимировна Мищенко # 14 декабря 2015 в 20:45 0
Спасибо за такой познавательный урок
Светлана Викторовна Дармодехина # 21 февраля 2016 в 17:58 0
Урок СБО по теме "Транспорт" имеет практическую, коррекционно - развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработано в соответствии с современными требованиями.Очень интересное начало урока. Все части урока взаимосвязаны между собой, много интересных заданий. Цель урока поставлена четко.Использованы разнообразные методы и приёмы: проблемный, деятельностный, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, здоровьесберегающий, игровые.
Елена Сергеевна Горская # 9 мая 2016 в 23:16 0
Урок разработан по новым стандартам, этапы плавно переходят от одного к другому. Очень понравились весёлые загадки.
Рива Ильинична Романова # 10 мая 2016 в 15:20 0
Татьяна Витальевна, очень понравилась ваша методическая разработка. Данное занятие полностью соответствует ФГОС, оно практикоориентированно. В данном уроке Вы очень грамотно подобрали и используете новые образовательные технологии. Умело сочетаете различные формы работы учащихся. Так же, вызывает уважение и то, насколько Вы проработали информационный материал для данного занятия. Спасибо за ваш труд!
Усольцев Александр Генналдьевич # 19 июня 2016 в 19:08 0
Спасибо большое за методическую разработку. С 1 сентября 1 классы переходят на ФГОС ОВЗ и коллегам полезно перенять опыт по разработке технологических карт с учётом ФГОС. Урок полезен детям и он учитывает их особенности здоровья. Для себя я бы добавил критерии для проведения взаимооценки тестов на последних этапах урока. Спасибо!
Елена Юрьевна Соколова # 23 октября 2016 в 11:58 0
Спасибо! Очень интересное начало урока. Все части урока взаимосвязаны между собой, много интересных заданий. Цель урока поставлена четко.Использованы разнообразные методы и приёмы: проблемный, деятельностный, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, здоровьесберегающий, игровые.
Анна Павловна Комарова # 2 октября 2018 в 11:28 0
Уроки, которые не носят прикладной характер, всегда трудны в реализации. Задумываешься, а как сделать материал доступным и интересным. У вас это получилось. Спасибо за разработку.