Конспект занятия на тему «Светофор» в начальной школе

Занятие по ПДД для младших школьников. Тема: Светофор

1. Ознакомление с понятием «светофор», значениями сигналов светофора, историей создания светофора. Рассматривание иллюстраций с различными видами светофоров.

Учитель демонстрирует иллюстрации с изображениями различных видов транспортных и пешеходных светофоров, даёт определение светофора, знакомит со значениями сигналов светофора и историей его создания.

Светофор:

1) Устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах, автомобильных и железных дорогах (Новый энциклопедический словарь).

2) Световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, дорогах (Новый словарь Т. Ф. Ефремовой).

2. Значения сигналов светофора.

• В светофорах применяются световые сигналы зелёного, жёлтого, красного и бело-лунного цвета.

• В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и х-образные.

• Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зелёной стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зелёного круглого сигнала.

• Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

- зелёный сигнал разрешает движение;

- зелёный мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включён запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зелёного сигнала, могут применяться цифровые табло);

- жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Дальнейшее движение разрешается водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению перед стоп-линией (на перекрёстке - перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам. Водитель, въехавший на перекрёсток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрёстка. Однако, если на перекрёстке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп- линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора; перед железнодорожным переездом, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линий соответствующего знака или светофора, при их отсутствии - не ближе 5 м от шлагбаума или не ближе 10 м до ближайшего рельса; в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено).

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений;

- жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

- красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

- сочетание красного и жёлтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зелёного сигнала.

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, жёлтого и зелёного цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

(Вместо красной и жёлтой стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и жёлтые сигналы с нанесёнными на них чёрными контурными линиями.)

Такое же значение имеет зелёная стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Если на основной зелёный сигнал светофора нанесена чёрная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешённые направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зелёный сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшённого размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда чёрного цвета.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

3. История создания светофора.

Первым в мире светофором был вращающийся газовый фонарь, который излучал сигналы красного и зелёного цветов. Изобретение принадлежало инженеру Дж. П. Найту. Этот светофор был установлен в Лондоне в декабре 1868 года и предназначался для транспортных средств, что облегчало переход пешеходов через улицу. В январе 1869 года устройство взорвалось, ранив полицейского, и эта идея регулирования движения была реализована впоследствии только через 40 лет.

В 1910 году в Чикаго Эрнстом Сиррином была разработана и запатентована первая автоматическая система светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи «STOP» и «Proceed» без подсветки.

В 1912 году в США Лестером Вайером был изобретен первый электрический светофор с современными очертаниями: двумя круглыми сигналами красного и зелёного цвета.

Оборудование светофорами первого перекрестка было произведено Американской светофорной компанией 5 августа 1914 года в городе Кливленде (США). Четыре электрических светофора переключались с красного на зелёный свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Управление осуществлял полицейский из специальной будки, расположенной на перекрёстке.

Трёхцветные светофоры с использованием сигнала жёлтого цвета появились в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году.

В Европе первые трёхцветные «регулировщики» начали использоваться в двадцатых годах XX века сначала в Париже и Гамбурге, затем и в городах Англии.

В нашей стране эксплуатация первого светофора началась 15 января 1930 года в Ленинграде, а в декабре того же года первый светофор заработал в Москве.

4. Чтение (заучивание) стихотворения «Светофор».

Покуда нет на перекрёстке

Столпотворения машин,

И ситуации не жёстки,

И вдаль куда-то не спешит

 

Ни помощь скорая, не мчится

Пожарных доблестный отряд,

Легко самим определиться

Всем тем, кто в транспорте сидит,

 

И с очерёдностью проезда,

И с направлением езды.

Но если кончится всё это,

Недалеко и до беды.

 

И, чтоб развеять все сомнения,

Не допустить нигде затор,

Спешит участникам движения,

Помочь любезно светофор.

 

Он лучший друг у пешеходов,

А для водителей - закон,

И никаких на переходах

Не признаёт различий он.

 

Для светофора все машины

В потоке транспортном равны,

Без прекословий и причины

Его все слушаться должны.

 

Для управления движением

Лишь два сигнала у него

Находят, дети, применение –

Зелёный с красным. «Для чего

 

Посередине нужен жёлтый?» -

Вполне вы можете спросить.

А нужен он (верны расчёты),

Чтоб всех вокруг предупредить

 

О том, что скоро поменяет

Свой знак дорожный светофор,

И нас о том предупреждает

Всех электрический прибор.

 

И все, от мала до велика

(кого на трассах только нет),

На светофорах многоликих

Зелёный ждут и любят свет.

 

Ведь пешеходам и машинам

Велит он двигаться вперёд;

И, увидав тот свет красивый,

Народ и едет, и идёт.

 

А если свет зелёный начал

Прохожим весело мигать,

Будь осторожен. Это значит,

Что скоро жёлтый зажигать

 

Собрался верный наш помощник.

А там - и красный тут как тут! –

И будь то улица иль площадь,

Все, замирая, молча ждут...

 

Ведь красный свет всех извещает,

Что путь дальнейший запрещён.

Любой водитель это знает,

И завершить движенье он,

 

Увидев красный свет, обязан,

И каждый в мире пешеход,

Его заметив, должен сразу

Закончить двигаться вперёд.

 

Но осторожность пригодится

В пути прохожим, ведь всегда

Водитель может ошибиться,

И неприятности тогда

 

На перекрёстке не замедлят

Предстать во всей своей красе.

Смотреть внимательно, как едут

Машины там, должны мы все.

 

Начав движенье на зелёный,

Водитель должен уступить

Дорогу всем, кто завершённый

Манёвр не смог осуществить.

Рекомендуем посмотреть:

Игровое занятие по ПДД в 1 классе

Занятие по ПДД в начальной школе. Тема «Перекрёсток». Конспект

Эстафеты по ПДД для начальной школы, 1 класс

Классный час в 1 классе по ПДД «Мы идём в школу»

Конспект внеурочного занятия по ПДД в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!