Цель: Познакомить учащихся со значением некоторых дорожных знаков, часто встречающихся по месту жительства. Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения; дать представление о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Дети».
Словарь: дорожный знак, «островок безопасности», транспорт, светофорное регулирование
Сегодня Петя Светофоров сообщит школьникам, какие дорожные знаки могут встретиться детям на дороге. (Педагог показывает детям цветные изображения дорожных знаков, называет и объясняет их).
Игра «Угадай, какой знак»
Цель игры:
1. Учить детей различать дорожные знаки.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры
Первый вариант: Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ученик берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
Второй вариант: Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
Третий вариант: Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
Примечание: Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в семье, а также для их самостоятельных игр.
(Разучить песню, «Песенка дорожных знаков», слова В. Мурзина, муз. С. Миролюбова).
(Прослушать песню, «Песенка знака «Велосипедное движение», слова В. Мурзина, муз. С. Миролюбова).
(Прослушать песню, «Песенка знака «Подача звуковых сигналов запрещена», слова В. Мурзина, муз. С. Миролюбова).
(Прослушать песню, «Песенка знака «Осторожно: дети!», слова В. Мурзина, муз. С. Миролюбова).
«Дети». Этот знак устанавливается в месте, где возможно появление детей на проезжей части, вблизи школ или других детских учреждений. Он предупреждает водителей о возможности появления детей, но не указывает на место перехода.
Петя Светофоров объясняет далее значения знаков, наиболее часто встречающихся школьникам по пути в школу, библиотеку.
Мы знаем, что пересекать проезжую часть улицы можно только по размеченным пешеходным дорожкам, или по подземным переходам, или мостикам-эстакадам.
Наземный переход обозначается дорожным знаком или специальной табличкой-указателем.
На проезжей части пешеходная дорожка раньше отмечалась круглыми металлическими кнопками, вбитыми в асфальт, сейчас отмечается широкими белыми полосами, нанесенными на асфальт во всю ширину перехода; участки эти именуются «зеброй» и предназначены специально для пешеходов; водители вблизи них должны сбавлять ход и быть особенно осторожными.
Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, надо посмотреть налево — не приближается ли автомобиль, автобус или троллейбус. Убедившись, что машин нет, можно начинать движение. Дойдя до середины улицы — посмотрите направо. Если нет движущегося транспорта, можно заканчивать переход улицы.
Пересекать улицу следует только прямо, а не наискосок. Очень опасно останавливаться посреди улицы, можно попасть в поток идущих навстречу машин. Поэтому лучше подождать на тротуаре, пока путь будет совершенно свободным.
Если на улице проложены трамвайные линии, надо быть особо внимательными. Переход разрешается начинать лишь в том случае, если ни с одной из сторон не приближается трамвай.
Если вы не успели перейти улицу — не бегите! Лучше остановитесь. Стойте смирно, не делайте шагов ни вперед, ни назад. Старайтесь переждать движущийся транспорт на «островке безопасности».
(Прослушать песню, «Песенка знака «Пешеходы», слова В. Мурзина, муз. С. Миролюбова)
«Пешеходный переход». Таким знаком обозначаются переходы через улицу или дорогу. Линии на проезжей части также указывают место перехода. Если они есть только на одной стороне перекрестка, переходить улицу можно лишь в этом месте. На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой или под землей. Петя Светофоров напоминает детям о правилах перехода проезжей части. Улицу, где не обозначен пешеходный переход, надо переходить на перекресткам по линии, соединяющей углы противоположных тротуаров, а между перекрестками — под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Если на улице большое движение, попросите взрослого помочь ее перейти. Не забудьте поблагодарить за помощь.
(Прослушать песню, «Островок безопасности», слова В. Мурзина, муз. С. Миролюбова)
«Островок безопасности» обозначается в центре проезжей части белыми косыми линиями между двумя полукругами. В ночное время «островки» могут быть освещены маячками-фонариками на небольших столбиках.
Можно пережидать движение транспорта и на осевой линии. Осевая линия наносится краской на асфальт, чтобы разделить проезжую часть на правую и левую стороны; наезд любого вида транспорта на осевую линию запрещен.
Подземный переход обозначается на улице специальным знаком — «Пешеходный тоннель». На спуске имеются указатели.
А сейчас поиграем в игру «Пешеходы и водители»
Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шоферов и получить автомобиль. Дети- водители направляются к столику, где под руководством Пети Светофорова располагается комиссия, и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, продуктами, колясками они идут к перекрестку.
Комиссия задает вопросы водителям:
1. На какой свет могут двигаться машины? (На зеленый.)
2. При каком свете двигаться нельзя? (При красном.)
3. Что такое проезжая часть? (Это часть улицы, где едут машины.)
4. Что такое пешеходный тротуар? (Часть улицы, где ходят пешеходы.)
5. Как вы думаете, как называются эти знаки? («Пешеходный переход».)
6. Почему этот знак так называется? (А это знак «Дети».)
7. Почему этот знак так называется? (А это указатель «Переход».)
8. Почему этот знак так называется?
Выдержавшие экзамен получают удостоверения и талоны, члены комиссии поздравляют их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут по Автогородку.
Пешеходы их магазина идут к регулируемому перекрестку.
У перекрестка:
- Внимание, сейчас начнется движение по улицам, следите за светофором. Подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов. Игра продолжается до тех пор, пока все школьники не усвоят правила движения.
В конце занятия можно провести эстафету.
Упражнения (на площадке)
Одну из улиц площадки, установив на ней соответствующие знаки и указатели, превращают в улицу с односторонним движением и проводят на ней практические занятия по переходу улиц с односторонним движением. Роль транспорта и пешеходов выполняют учащиеся. При выполнении упражнений пешеходы должны идти спокойным шагом, транспорт должен двигаться быстрее. Далее проводятся упражнения на закрепление знаний учащихся по дорожным знакам и указателям. Для этого на площадке устанавливают необходимые дорожные знаки и указатели.
Игра «Необычный дорожный знак»
В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак. Нужно выбрать какой-нибудь из окружающих предметов и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?» Дети отвечают: «Может!»
Задания и вопросы:
1. Для чего служат дорожные знаки?
2. Назовите и объясните, для чего нужен знак «Пешеходный переход».
3. Назовите и объясните, для чего нужен знак «Наземный пешеходный переход».
4. Назовите и объясните, для чего нужен знак «Дети».
5. Придумайте и нарисуйте необычный дорожный знак.
Автор: Ковалько Валентина Ивановна
Обобщающее занятие по ПДД, 1 класс
Игровое занятие по ПДД в 1 классе
Занятие по ПДД «Где можно и где нельзя играть», 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!