Цель: расширить познания учащихся в области этнографии.
Задачи: приобщение к истокам культуры русского народа, воспитание уважения к его традициям.
В игре принимают участие две команды старшеклассников. Они должны правильно ответить на вопросы викторины и дополнительные вопросы, связанные с предрассудками и суевериями; показать свои познания в области фольклора; продемонстрировать свою начитанность и эрудицию; находчивость и артистизм. Побеждает та команда, которая по всем разделам наберет большее количество баллов.
В ходе игры ребята узнают немало любопытного о крестьянском быте, старинных традициях и поверьях, связанных с печью.
Ведущий объявляет о теме игры и объясняет, что неспроста выбрана именно эта тема. Печь была той пуповиной, которой человек привязывался к дому. Возле нее, как дети возле матери, ютились домочадцы. Печь служила связью поколений: хлопоча возле нее, мать передавала свое умение дочерям. Обслуживание печи предполагало определенное умение. Перерасход топлива или продуктов был недопустим. Неумелость хозяйки нигде не была так заметна, как у печи.
Известно множество назначений русской печи. Она обогревала жилище и даже выполняла роль бани. В печи выпекали хлеб, готовили еду, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали ...
Игра начинается с демонстрации первого домашнего задания. Конкурсанты должны выступить с небольшими, но интересными сообщениями о значении и назначении русской печи в жизни предков, традициях, связанных с ней и т. п. На сообщения дается по пять минут каждой команде. Приветствуется подбор и показ слайдов; иллюстраций, чертежей, рисунков и т. п. Для того, чтобы в сообщениях не было повторений, команды должны заранее условиться, какими источниками они будут пользоваться и в каком направлении будут работать.
Конкурс «Краткая историческая справка...».
1-я часть домашнего задания.
Сообщения конкурсантов могут быть примерно такого содержания:
«...По подсчетам ученых возраст русской печи определяется многими тысячелетиями. Еще в каменном веке человек поместил огонь под глиняный свод. В X-XI веках на Руси появились глинобитные, сводчатые печи. Такая печь размещалась обычно в углу дома.
В старину труб такие печи не имели и топились «по-черному», то есть дым из очага шел в избу, поэтому их строили довольно высокими. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через небольшие отверстия, которые после топки печи «заволакивали» - закрывали деревянными заслонками, отчего их стали называть волоковыми окнами.
Угар исчезал вместе с потуханием углей. Часто для сохранения тепла никаких отверстий вообще не делалось и тогда все тепло от сгорания топлива оставалось внутри избы. Изба, где печь топилась «по-черному», называлась курной. Постоянное окуривание избавляло в летнюю пору крестьян от гнуса и комара, а прокопченные трубы не так сильно подвергались гниению и атакам жуков - древоточцев. Постоянное окуривание выполняло роль своеобразной дезинфекции, защищая обитателей убогих избушек от страшных эпидемий чумы и оспы. Возможно, благодаря этому, Россия гораздо меньше других стран Европы пострадала в средние века от опустошительных эпидемий.
Топили печи и «по-серому», когда дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и неплотные кровли...
Кирпичные трубы и топка «по-белому» появились в домах богатых горожан примерно в XIII-XIV веках. Крестьяне же продолжали жить в курных избах до начала XIX века. Объяснялось это вот чем: в крепостное время было принято брать налог с «дыма», а раз он не поднимался над крышей из трубы, то и спрашивать с хозяев нечего.
Постепенно система дымоотвода совершенствовалась. В конце XV века над крышами домов стали появляться деревянные дымники. Над устьем горнила печи делали колпак - дымосборник, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Такие дымники усиливали тягу, улучшали горение, но именно они стали причиной снижения тепловой эффективности печи, так как часть тепла уходила в трубу, и частых пожаров. Безопасная кирпичная труба еще долго оставалась по карману лишь богатым. Петр I своим указом в 1708 году запретил строить курные печи в домах Петербурга, а четыре года спустя этот запрет распространился и на Москву.
Со временем помимо глины при кладке печи стали использовать кирпич. Выложить хорошую печь всегда считалось делом непростым. Поэтому хорошие, умелые печники в те времена всегда были в большом почете и уважении.
В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к ее побелке и украшению незатейливыми рисунками. Печи же зажиточных людей украшались цветными рельефными изразцами. Русские мастера проявляли всю свою изобретательность, чтобы печи были максимально эффективны и удобны в работе. Вплоть до XIX века образцы печей, созданные российскими умельцами, считались лучшими в Европе. Даже знаменитые «голландки» родом из России. Это название пошло от гладкой поверхности расписных изразцов - на манер тех, что делали в Голландии...»
2-я часть домашнего задания.
В то время, пока жюри подводит итоги первой части конкурса, игроки готовятся к показу второй части домашнего задания. А задание было такое: конкурсанты должны сочинить и театрализовать небольшой фрагмент по мотивам известной народной сказки, либо разыграть бытовую сценку из крестьянской жизни.
Условие: все действие должно происходить и развиваться непременно около печи.
«Пляшем от печки...»
Участники первой команды показывают свою версию известной русской народной сказки «По щучьему велению». По сюжету печь должна двигаться, поэтому конструкцию декорации русской печи необходимо заранее тщательно продумать и разработать. Ее надо изготовить так, чтобы на ней мог свободно уместиться Иванушка, хотя бы в положении «полусидя». Впоследствии к нему подсаживается мать и печь уезжает. Декорация должна выдерживать вес двух «актеров» и быть довольно устойчивой. «Уезжать» она может двумя способами:
а) при помощи двух-трех человек, находящихся за «печью» и незаметно подталкивающих ее в нужный момент к выходу;
б) к «печи» приделывают четыре небольших ролика или колеса и привязывают веревку, за которую притягивают к себе, находящиеся за кулисами помощники.
Действующие лица: Иван, Мать, Печь.
Имитация деревенской избы, большую часть которой занимает большая русская печь. На ней лежит Иван, наигрывает на губной гармонике и распевает песни. Рядом, у печи стоит стол, за которым мать стряпает пирожки.
Иван.
На печи весь день лежу,
В потолок гляжу, гляжу.
Стихи, песни сочиняю,
На гармошечке играю...
Играет на губной гармонике. Мать, вытаскивая из печи большой противень с румяными пирожками, подпевает сыну.
Мать.
Быстро тесто замешу,
Пирожочков напеку.
Скушай, Ванечка, сынок,
Сдобный, сладкий пирожок...
— Вань, а Вань, чего пригорюнился? (Иван, не обращая на слова матери, продолжает апатично наигрывать на гармошке. Та дергает его за ногу.) Ваня!
Иван (лениво). Ну?
Мать. Чой-то ты, Ванюша, невеселый какой нынче. Не захворал ли?
Иван. Неа...
Мать (протягивая ему пирожок). Ну-ка, детка, скушай пирожок, с пылу да с жару! В печечке подрумяненный, с капусточкой, с грибочками... Ha-ко, сына, скушай, не печаль маму свою....
Иван, свесившись с печи, неохотно берет у матери пирожок, молча ест. Вытер тыльной стороной руки рот и вновь берется за гармошку. Мать обеспокоено спрашивает.
- Что, Ванюша, не нравится тебе мамкина стряпня?
Иван (со скукой в голосе). Неа. Лежать надоело... (Потягиваясь, напевает.)
На печи лежу, лежу
И на мамоньку гляжу, гляжу.
Надоело мне лежать,
Да с печи вот лень вставать!
Кости надо б поразмять...
(внезапно оборвав песню, обращается к матери).
- Маманя!
Мать (отрываясь от дел, подходит к сыну). А?
Иван. Дай-ка еще один, чавой-то разохотился я до пирожков твоих...
Мать (с готовностью протягивая блюдо с выпечкой). На, сынок, кушай на доброе здоровьичко... (Иван начинает аппетитно уминать один пирожок за другим.) Кто ж тебя так сытно покормит да приголубит, кроме мамки родной? Полежи, понежься на печечке, пока молодой... Потом некогда будет, дела да заботы замытарят по жизни... (Пригорюнивается.)
Иван (насытившись, поглаживает себя по животу). Эх, мама! Люблю я тебя...
Мать (ласково улыбаясь, переспрашивает). Как, сынок?
Иван (довольным голосом). Как сам себя, вон как!
Мать (зардевшись, отмахивается). Ой, да ну тебя! Вот скажешь тоже...
Иван (свешивается с печи). Вот что, маманька! Бросай свою стряпню да полезай на печь, поедем прогуляемся.
Мать (изумленно). Это как, сынок? Что люди добрые скажут? Стар да млад на печи по деревне разъезжают...
Ваня (беспечно). Люди добрые нам еще и позавидуют. Я словечко волшебное знаю: что ни пожелаю, все по-моему будет! Залезай, мама, и не медли боле... (Помогает матери взобраться, усаживает рядом с собой и обращается к печи.)
- По щучьему велению, по моему хотению,
Ну-ка, печь, ступай на улицу!
Надо б нам с маманей погулять,
Свежим воздухом подышать...
Иван наигрывает на гармошке. Печь, не спеша, выкатывается из избы.
Пантомима «Неумеха»
Действующие лица: Неумеха, Печь.
Участники второй команды показывают шуточную пантомиму - пародию на неумелую и неуклюжую хозяйку. Все у нее валится из рук: пыталась тесто замесить, но увязла в нем по локоть. Долго не раздумывая, горе-хозяйка затолкала непослушное тесто прямо в печь, в надежде, что «само все выпечется».
Печь, наблюдавшая за манипуляциями хозяйки, мимикой показывает свое отношение к происходящему. И когда хозяйка пытается заглянуть внутрь духовки и определить степень готовности «пирогов», оттуда в нее «летят» горячие пирожки. Перепуганная хозяйка спасается бегством. Печь же, плюнув с досадой ей вслед, кланяется зрителям и с достоинством уходит.
Сценка разыгрывается на фоне, приглушенно звучащей, задорной русской народной мелодии.
Необходимо продумать костюмы актеров, грим, заранее подготовить атрибуты: шайку с готовым тестом, домашнюю крестьянскую утварь, готовые пирожки.
Довольно сложно актеру «войти в образ» печи. Могут быть несколько вариантов «обыгрывания». Один из них такой: изготовляется декорация печи, позади которой на возвышение так становится актер, чтобы зрителям была видна только печь и его голова над ней. Своей мимикой он выражает внутреннее состояние печи, которая, в конце концов, не выдержав, обрушивает свой гнев на нерадивую и не расторопную хозяйку - выталкивая пирожки из духовки, стараясь угодить прямо в неумеху. При этом зрителям не должны быть видны «телодвижения» артиста.
Печь ассоциировалась у крестьян с женщиной - пышной и дородной. Поэтому исполнитель роли при помощи двух небольших шариков от пинг-понга увеличивает себе «объем щек», нарумянивает щеки, голову повязывает «цветастым» платком хвостиками кверху, таким образом, придавая своему лицу «пышность и дородность» русской печи.
На следующем этапе конкурса игрокам предлагается ответить на вопросы викторины. Команды выделяют по одному своему представителю, которому и предстоит отстаивать ее честь. Игрокам по очереди задают вопросы, на которые они должны ответить за полминуты. В случае затруднения с ответом, игрок имеет право один раз воспользоваться подсказкой своей команды. В конкурсе побеждает тот, кто даст как можно больше правильных ответов.
Викторина:
1. Главный герой русской народной сказки, родившийся в печи? (Колобок.)
2. Местожительство покровителя дома - домового? (В подпечье или за печью.)
3. По старинному поверью с представителем какой профессии приносила большую удачу случайная встреча? (С трубочистом.)
4. Мастер по кладке печей? (Печник.)
5. Отверстие внизу печи, предназначенное для золы? (Поддувало.)
6. Представители каких профессий целый день проводят у печи? (Пекарь, повар, сталевар, стеклодув, кочегар.)
7. Близкий родственник печи? (Камин.)
8. Топливо для печи? (Дрова, уголь.)
9. Специальный печной «атрибут» в виде «железной палки» с загнутым концом? (Кочерга.)
10. Основное средство передвижения Ивана-дурака? (Русская печь.)
11. Остаточный печной продукт горения? (Зола.)
12. Место в печи для приготовления пищи? (Духовка.)
13. Младшая сестра русской печи? (Голландка.)
14. Один из персонажей сказочной повести Э. Успенского? (Почтальон Печкин.)
15. Печной дымоотвод? (Труба.)
16. Русский богатырь, просидевший 33 года на печи? (Илья Муромец.)
17. Черный налет от топки печи на ее стенах или потолке помещения? (Копоть.)
18. У какого персонажа многих русских народных сказок любимым местом была печь? (У Иванушки-дурачка.)
Игра со зрителями
Образовавшаяся пауза в момент совещания жюри заполняется игрой со зрителями, которым предлагается вспомнить и назвать как можно больше русских народных пословиц, поговорок, крылатых выражений, так или иначе связанных с печью.
Ведущий. После трудной летней поры любил русский крестьянин полежать зимой на печи, разомлеть, подумать и пофилософствовать - что могло быть более приятным после череды забот в неподъемном крестьянском быту.
У нашего народа есть много метких выражений, поговорок и пословиц о печи, по которым можно судить об особом отношении наших предков к печи. Вспомните их...
Предполагаемые ответы: «Плясать от печки», «вылететь в трубу», «Что есть в печи, на стол мечи»; «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу»; «Печь нам мать родная», «Добрая-то речь, коль в избе есть печь», «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони», «На печи все красно лето» и др.
Конкурс «Предрассудки и суеверия».
Ведущий. Печь хранила языческие верования. Через нее человек продолжал поклоняться огню и вообще силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и мира народных суеверий. Например, считалось, что через трубу в дом может влететь ведьма. Наши далекие прародители были так же уверены в том, что в важные для семьи дни души умерших предков слетаются к печи.
Тема следующего конкурса - правильно разъяснить смысл некоторых народных суеверий и предрассудков.
Вопросы по теме:
- Когда крестьянская семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть. Для чего? (Для того чтобы домовой, как на саночках уехал вместе со всеми домочадцами.)
- С русской печью связано и другое суеверие - свадебное. Как вы думаете, почему сваты, зайдя в дом, первым делом крестились на иконы, а затем прикладывали руки к печи? (Это символизировало приобщение через печь чужих людей к семье.)
- Для чего при закладке и постройке печи по старинной традиции в стены вкладывали ладан и деньги? (Ладан для добра, а деньги - для богатства.)
- Почему вблизи печи вешали образ Божьей Матери с кустом терновника? (Образ «Неопалимой Купины» испокон века оберегал русские дома от пожара.)
Конкурс «Уголек взаймы».
Ведущий объясняет правило игры.
- В деревнях всегда была проблема со спичками, да и стоили они по тем временам немалых денег. Поэтому для разведения огня в печи использовались раскаленные угольки, которые хранились в течение долгих часов под слоем золы в небольшом углублении, называемом порсоком или горнушкой. Этот «домашний» огонь всячески берегли и с неохотой отдавали взаймы в чужие руки. А если уж и отдавали соседям тлеющие угольки, то лишь с непременным условием возврата сразу же, после растопки печи.
Далее ведущий объясняет правила игры. В руках у него два небольших детских ведерка, в которых лежит по одному «тлеющему угольку». Он приглашает игроков каждой команды приготовить железные ложки, которые будут служить емкостью для уголька.
Задача игроков: по сигналу впередистоящие игроки обеих команд подбегают к ведущему, ложкой зачерпывают уголек и бегут обратно к своим командам, передают свою «поклажу» «с ложки на ложку» следующему игроку, тот, в свою очередь, разворачивается и «делится угольком» с другим и так далее. Последние игроки команд должны добежать до ведущего и возвратить ему «горячий долг». Побеждает та команда, которая первой вернет «законному владельцу» драгоценный уголек.
Условие: команда, уронившая уголек, тут же автоматически считается проигравшей.
Конкурс «Капитанов-гурманов».
После оглашения жюри результатов предыдущего конкурса, ведущий приглашает к состязанию капитанов команд. По описанию каш, приготовленных из круп и овощей, они должны правильно их угадать. Каждому задается подряд по два вопроса.
Ведущий. Несмотря на «многофункциональность» печи, все же главным ее назначением всегда было и остается приготовление пищи. Что может быть лучше и вкуснее для русского человека, чем свежевыпечепный, с хрустящей корочкой хлеб или аппетитный, румяный пирог, тушеные овощи, мясо, рыба, густые наваристые щи, хорошо протомленная в печи, рассыпчатая каша?
Ведущий с улыбкой говорит о том, что игроки должны быть хорошими знатоками каш, так как в детском возрасте наверняка пришлось поесть ее немало. Следующий конкурс поможет выявить самого главного любителя, гурмана каш. Так как под рукой, к великому сожалению, нет печи и условий для стряпни, поэтому пробовать каши будем ассоциативно.
Задание командам: по описанию игроки должны угадать кашу.
- Эта каша готовится на молоке или воде, варится всего пять минут. Маленькие, несмышленые дети любят размазывать ее по тарелке или по своему лицу. (Манная каша.)
- Эта каша готовится особо тщательно, так как она не «злаковая», а «бобовая», то есть овощная. Приготовляется в два этапа: сначала «сырье» замачивается на несколько часов, потом долго варится до кашеобразной консистенции. Внешний вид готовой каши не очень аппетитный, но она очень вкусная. Подается с мясом и подливой, а также как самостоятельное блюдо. «Любимое блюдо» воспитанников детского сада. (Гороховая каша.)
- Эта каша хороша в любом приготовленном виде: на молоке, с мясом и подливой, тушеная с мелко нарезанными кусочками мяса курицы, баранины, говядины; хороша и с сосиской или с отварной сарделькой; добавляют в отварном виде в различные салаты. Любимое блюдо не только русских, но и азиатов, народов Востока... (Рисовая каша, плов, отварной рис.)
- Эта каша издавна на Руси считалась царицей всех каш. Своеобразный вкус и питательность ставят ее вне конкуренции. Рассыпчатая и вкусная; хороша, приправленная молоком или под мясным соусом; томленная в печи и приправленная сливочным маслом или приготовленная с тушенкой. Она никогда не приедается, хороша в любом приготовленном виде. (Гречневая каша.)
Если ответы капитанов были равнозначными, соревнование между ними можно продолжить в виде «Запечного поединка».
«Запечный поединок».
Соревнующимся предлагается разрешить спор в честном поединке: они должны вспомнить сказки, мультфильмы, детские художественные фильмы, где есть сюжет с печыо, камином, очагом. Побеждает тот, за которым останется последнее слово.
Предполагаемые ответы: русские народные сказки:
«По щучьему велению»; «Колобок», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Петухан Курихановыч» и др.
Мультипликационные фильмы: «Золушка», «Вовочка в тридевятом царстве», «Илья Муромец», «Приключения Буратино» и др.
Фильмы: «Новогодние приключения Маши и Вити», «Морозко» и др.
Далее членами жюри оглашаются результаты игры. После заключительных и напутственных слов председателя проходит церемония награждения. Победители награждаются дипломами, все игроки - памятными сувенирами в русском стиле.
В своих трудах известный этнограф прошлого века А. Н. Афанасьев описывает один из древнейших ритуалов, связанных с печью, жилищем домового: «После того, как изба построена, вся семья переходит на новоселье и переносит с собой священный огонь. Это перенесение совершается с торжественными обрядами: свекровь или старшая бабка топит печь в старом доме; истопивши, она выгребает весь жар в печурку и дожидается полдня. У нее заранее приготовлены чистый горшок и белая скатерть. Ровно в полдень по солнцу она кладет в горшок горячие угольки и, накрыв его скатертью, растворяет двери и, обращаясь к печи, говорит: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье»».
В своей повести «Детство» А. М. Горький так описывает уважительное приглашение «запечному жителю» переселиться на новое место: «...Когда переезжали на квартиру, бабушка взяла старый лапоть на длинном оборе, закинула его в подпечек и, присев на корточки, начала вызывать домового: «Домовик-родовик, вот тебе сани, поезжай-ка с нами на новое место, на иное счастье...»
Из эссе известного болгарского писателя и публициста Стефана Продева «О буквах» (в сокращении), написанного ко Дню славянской письменности, национальному и государственному празднику болгарского народа.
С Болгарией Россию связывает очень многое: и славянская кровь и тысячелетняя история развития культуры, письменности. Прекрасные мысли, замечательные слова стирают грань между национальностями: един и могуч народ славянский, который смог не только не затеряться и выжить в неимоверных перипетиях истории, но и сохранить свою письменность, оставив своим потомкам духовное богатство и культуру.
«...Буквам уже свыше 1100 лет. Вот уже целых 11 веков как ими славится отечество наше. На них обрушивались стихии одна страшнее другой. Они выстояли. Никто не смог сгубить их. Ни византийские хроники. Ни латинские рыцари. Ни ятаган турецкий. Они были нужны народу. В этом их мощь. Народ носил их в сердце. Даже будучи рабом, он думал об их спасении. Ведь спасая их, народ спасал себя. Свою историю.
Так буквы прочно вошли в народную жизнь. В судьбу народную. Народ создал ими красоту, не пряча их за семью печатями, как прячут золото. Он сохранил их в речах своих, в песнях и легендах, в летописях и фресках. Язык у него вырывали, но он слагал слова. Руку заковывали в кандалы, но она писала. Словом и кистью народ творил шедевры - на вечность. Вряд ли найдется другое богатство, которое бы так ревниво и самозабвенно имело такую историю, славу, блеск...
Без букв нация наша исчезла бы с лица земли... Не было бы у нас ни одного великого имени, ни одной великой даты. Ни одной мысли, пронесшейся веках... Мы были бы безымянным куском земли. Воспоминанием давно минувших дней...
Поэтому поныне славим мы буквы. У них свой праздник. И мы чтим их так, как древние греки чтили богов своих олимпийских цветами и музыкой, народными шествиями, поэзией. Быть может, это не самый великий праздник человечества. Зато один из благороднейший, бескорыстнейших. Ибо не во славу ратных подвигов родился он - для дела государственной личности одной. Славит он самое великое, что знает материя. Работу духа. Прогресс. Бесконечный труд мысли. И жизнь, вдохновленную ею...»
Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет
Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!